«Арктика – территория свободных людей: обучайся, квалифицируйся, работай» Векторы развития «международного экологического законодательства»

АгроФорум
От АгроФорум октября 11, 2021 18:16 Обновлено

«Арктика – территория свободных людей: обучайся, квалифицируйся, работай»  Векторы развития «международного экологического законодательства»

Елена Федоровна Гладун, является автором более чем 60 статей в российских и зарубежных рецензируемых журналах. Участвовала в более чем 30 конференциях, в том числе за рубежом. Научные интересы: управление арктическими территориями, управление природными ресурсами и экологическое управление. Взаимодействие коренных малочисленных народов и государства в процессе природопользования. Международное сотрудничество в Арктике.

В 1991 году восемь арктических стран – Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США – приняли Стратегию по защите окружающей среды Арктики (AEPS). В 1996 г. на базе данной Стратегии по инициативе Финляндии был создан Арктический совет – международная региональная организация, содействующая сотрудничеству в области обеспечения устойчивого развития приполярных районов и охраны окружающей среды. Арктический совет объединил США, Канаду, Россию, Исландию, Швецию, Финляндию, Норвегию, Данию, а также ряд ассоциаций коренных малочисленных народов Севера. Он был призван осуществлять согласованную политику арктических стран в области охраны окружающей природной среды и устойчивого развития региона. К сегодняшнему дню Совет значительно расширил круг своих вопросов, включив в них проведение наблюдений за загрязнением во всех частях Арктики; обмен информацией и координацию исследований по биологическим видам и местообитаниям арктической флоры и фауны; рамочные условия для сотрудничества в случае угрозы аварийных ситуаций; принятие превентивных мер в отношении загрязнения морской среды в Арктике. Расширяется и состав Арктического совета. Помимо восьми арктических государств, которые являются постоянными членами, в него вошли наблюдатели из двенадцати неарктических государств, а также ряд некоммерческих организаций.

Устойчивое развитие Арктики подразумевает сбалансированное сочетание экономической, социальной и экологической составляющих, основанное на понимании и учете неразрывной связи природы и человека. Экологическая составляющая арктических регионов имеет глобальное значение. Именно взаимодействие между океаном (льдом) и атмосферой в Арктике играет огромную роль в формировании погодно-климатических условий во всем Северном полушарии, а соответственно, и во всей экологической системе планеты. Негативные экологические изменения в этом регионе могут иметь глобальные последствия, например, таяние арктических льдов под воздействием парникового эффекта способно вызвать повышение уровня всего Мирового океана. Для устойчивого развития необходимо учитывать все особенности арктических регионов, а также и то, что экономический потенциал Арктики рассматривается, в первую очередь, как стратегический резерв будущего развития всей планеты и России в том числе.

В будущем роль Арктики для России будет возрастать, что обусловлено не только усиливающейся потребностью в сырьевых ресурсах, но и ее транзитно-транспортным потенциалом. Арктические регионы России обладают непосредственным выходом как в западную, так и в тихоокеанскую сферы мирового рынка. Так Северный морской путь играет исключительную роль в развитии транспортных путей и логистики, также через Северный полюс проходят самые короткие воздушные маршруты между Северной Америкой, Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поскольку устойчивое развитие предполагает широкий круг мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, применение данной концепции в Арктике может быть направлено на охрану атмосферы, сохранение биоразнообразия, охрану и рациональное использование водных ресурсов, экологически безопасное использование биотехнологий, повышение безопасности использования токсичных химических веществ, решение проблемы отходов.

К настоящему моменту отсутствует международный договор об использовании и охране Арктики, имеющий обязательный характер для арктических государств. В настоящее время также нет и международного органа, принимающего решения, обязательные для исполнения и разрешающего споры государств в отношении Арктики. На международно-правовом уровне вопросы охраны окружающей среды Арктики и ее отдельных компонентов от различных видов негативного воздействия затрагиваются в большом количестве международных документов.

В международных декларациях, конвенциях, соглашениях определяются универсальные правовые механизмы охраны окружающей среды, которые могут быть применимы для целей сохранения, защиты и восстановления экосистем Арктики. В целом, действующий международно-правовой режим позволяет решать многие задачи охраны экосистем Арктики, в числе которых предотвращение загрязнения арктической морской среды, охрана особо чувствительных морских районов Арктики, сохранение арктической флоры и фауны. Необходимым условием для охраны окружающей среды Арктики является эффективное национальное экологическое законодательство. В нормативных правовых документах арктических государств также закреплены нормы, направленные на предотвращение загрязнения арктической морской среды, создание арктических морских и приморских особо охраняемых природных территорий, предотвращение негативного воздействия на арктические биологические ресурсы, содействие эффективному участию коренного населения в рациональном использовании и охране окружающей среды Арктики и другие.

Среди политиков, исследователей и юристов есть мнение, что под давлением глобальной климатической политики и сильных «неарктических» государств в будущем может быть принят международный Арктический договор – в том случае если международное сообщество решает, что неопределенность и риски, связанные с изменением климата и деградацией окружающей среды, слишком высоки, и безопаснее сделать Арктику неиспользуемой территорией. На наш взгляд, развитие такого сценария маловероятно, так как к настоящему моменту в развитие Арктики уже вложены колоссальные усилия и финансовые средства арктических государств, и вряд ли арктические страны будут инициировать или подписывать международный документ, запрещающий эксплуатацию арктических территорий. Тем не менее, если такой сценарий появится, России необходимо подготовиться к нему за счет расширения сети особо охраняемых природных территорий и акваторий, развития научного, эксклюзивного туризма в уникальные районы (Северный полюс, Северный морской путь).

Перечисленные направления отражены и в российской правовой системе, в основном, в нормах экологического права. Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.

Елена Гладун,

кандидат юридических наук,

профессор Тюменского Государственного университета,

главный редактор BRICS Law Journal Арктическая инициатива Фулбрайта,

АгроФорум
От АгроФорум октября 11, 2021 18:16 Обновлено

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#