Институт наставничества – инструмент развития человеческого капитала

АгроФорум
От АгроФорум апреля 26, 2018 16:55

Институт наставничества – инструмент развития человеческого капитала

Рассказать о существующих терминах и понятиях современных и тех, что были в советское время в наставничестве, поднять вопросы о важности участия государства и бизнеса в такой работе, как наставничество, задаться проблематикой и изучить возможные влияния корпоративной культуры в наставничестве, в том числе как элемента совершенствования кадровых компетенций в системе формирования региональной промышленной политики — мы решили обсудить эти и другие профильные темы со специалистом. Нашим собеседником стал Анатолий Лазаренко, исполнительный директор Союза «Региональное объединение работодателей Тюменской области», который посчитал нужным ответить на некоторые наши вопросы.

— Насколько актуально звучит тема наставничества в проектах современного развития регионального бизнеса Тюменской области?- задаем вопрос А.К. Лазаренко

— Наставничество актуальным было во все времена и в любой общественно-политической формации, – начинает свой рассказ Анатолий Константинович. — Конечно, актуальность темы «подогрел» наш Президент Владимир Владимирович Путин, 23 декабря 2013 г. на заседании Госсовета и комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития он заявил (А.К. Лазаренко приводит цитату из выступления Президента РФ) «…считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».

Другое как на его посыл реагирует государство, общественность и конкретные работодатели и работники. Мы уже неоднократно убеждались, когда люди в ответ на вызовы целенаправленно и последовательно повседневным трудом преодолевают трудности, однако этого никто не замечает, а о помощи даже говорить не приходится. Но когда Президент дал конкретную установку в помощь бизнесу, кто только не подписался в исполнители и пропагандисты наставничества. Каких только пустых идей не появилось.

Вы знаете, есть такой термин – резонёрство. Резонёрством называется расстройство мышления, для которого характерны длительные и детальные, но при этом не несущие реальной смысловой нагрузки и не отвечающие на заданный вопрос рассуждения. Я не берусь делать выводы и давать оценки поверхностным и общеизвестным фактам, делая из них очевидные выводы и преподнося как информацию невероятной важности и глубины.

— Этот вопрос, возникает из практики советского периода. Мы знаем, что система НАСТАВНИЧЕСТВА позволяла не только молодежи быстрее адаптироваться на предприятиях и закрепляться в коллективах, но и помогала выявлять людей, которые были способны заниматься работой с молодежью и порой такими людьми становились более подготовленные работники, мастера, бригадиры. Есть ли смысл сравнивать существовавшую советскую систему наставничества и нарождающуюся в современной России?

— Мой опыт направлен в прошлое, которое как обычно светлое. Практику советского периода можно использовать, но как фрагменты, новой системы наставничества. Частная форма собственности на средства производства изменила отношение к производительным силам, к которым относится и человек. Задавая свой вопрос, Вы сами же дали на него ответ. Действительно советская система наставничества позволяла не только молодежи быстрее адаптироваться на предприятиях и закрепляться в коллективах, но и помогала выявлять людей, которые были способны заниматься работой с молодежью и порой такими людьми становились более подготовленные работники, мастера, бригадиры. В своё время у меня были наставники, и я был наставником. Собственно и сейчас у меня есть кого наставлять.

— Наставничество в вузах и колледжах приобретает особое значение в период подготовки специалистов в учебных заведениях: как по вашему мнению необходимо

выстраивать отношения между научной базой региона и предприятиями, заинтересованными в подготовке кадров для конкретных производств. Насколько важно закрепление специалистов-практиков на предприятиях за студентами – практикантами, допустим? И какой формат отношений должен быть между ними, чтобы система Наставничества приобрела новый импульс? Роль бизнеса в формировании наставничества?

— Чтобы наставничество приобрело новый импульс его надо рассматривать не как фрагмент, какой либо системы или подсистемы, а как полноценную систему, но встроенную в систему более высокого уровня. Безусловно, наставничество в образовательной организации и непосредственно на рабочих местах имеют разные формы. Конечно, как институт наставничество нуждается в юридическом закреплении. В этом смысле наука и бизнес должны и могут спроектировать и построить новую систему кадрового обеспечения, включающую национальную систему квалификаций.

— Спасибо, Анатолий Константинович, за возможность услышать Ваше мнение.

Ответы записал

Владимир Сипетин

АгроФорум
От АгроФорум апреля 26, 2018 16:55

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#