Николай Мамонтов: «… бюджетные средства государственным образовательным учреждениям АПК должны отпускаться с учетом конечных показателей эффективности»

АгроФорум
От АгроФорум июля 9, 2018 12:21

Николай Мамонтов: «… бюджетные средства государственным образовательным учреждениям АПК должны отпускаться с учетом конечных показателей эффективности»

Николай Тихонович, хотелось бы поговорить о направлении, которое в настоящее время приобретает особое звучание – о НАСТАВНИЧЕСТВЕ. И такой важный аспект, как: «Наставничество в системе АПК Тюменской области». Насколько актуально звучит эта тема и важна ли она в проектах современного развития сельхозпроизводства, по вашему мнению? Понимая, что в последнее время с ностальгией звучат любые удачные проекты из Советского прошлого, которые работали в то время и давали экономический и социальный эффект, а заработает ли Наставничество в наше время? Не попахивает ли «нафталином» вытаскивание этой проблематики без идеологии, ведь система развития кадрового потенциала на уровне государственной политики только формируется? В чем смысл Корпоративного наставничества, элементы которого перешли в наше время из советского прошлого?

— Лет 25-30 назад были хозяйства — совхозы, колхозы. Какие-то крупнее, богаче, руководители в них сильнее. В хозяйствах более мелких – наоборот, и таких руководителей нужно было заменять. А кем? Вот готовили новых специалистов, формировался резерв кадров. Молодежь проходила стажировку на крупных предприятиях. В течение месяца-полутора перспективный сотрудник получал знания о способах организации, построении взаимоотношений. В Тюменской области этим управлял Юрий Романович Клат.

Государство через руководителей сельскохозяйственных предприятий старалось внедрить систему наставничества. Что касается рабочих профессий, то приток кадров и их результативность обеспечивалась райкомом партии и пропагандистским органом через выставление планов, наставничество. Эта система была под определенным контролем. Те, кто глубоко понимал пользу наставничества, видели пользу и могли оценить результат. Но были и такие, кто занимался этим ради бумаг.

Сейчас рыночная экономика, все предприятия сами по себе – нужно эффективнее работать, чтобы иметь лучшие результаты по качеству, более низкую себестоимость и конкурентную цену реализации. Конкурентов действительных и потенциальных учить никто не будет – этот формат наставничества потерял свою актуальность. Как в капстранах, где фермерство существует порядка двух столетий. А какое там поколение управляет хозяйством – пятое? Десятое? А усадьба и производство – все те же, что два века назад. У нас пока такая система в фермерстве не сформировалась. Что касается более крупных агрохолдингов, предприятий – там есть собственник, который заботится, который размышляет: «Я расширяюсь, и мне нужны помощники. Кто заменит меня, когда я уйду на пенсию?». Если думать о перспективе, эта система должна в любом случае работать в условиях реальной экономической ситуации. Здесь уже система наставничества не навязывается сверху.

— Мы знаем, что у тех, кто прошел школу советского периода, с понятием Наставничество связана часть жизни. Могли бы Вы привести из своей студенческой и трудовой биографии периоды, когда система Наставничества реально помогала становлению Вас как специалиста, позволяла приобретать определенные знания и навыки? И самый важный для читателей вопрос, а помните ли своих наставников, и что каждый из них дал Вам в становлении той или иной профессии? Могут ли родители быть Наставниками, если помогают становлению своих детей в рамках своих родительских обязанностей? Насколько важна семья, проживающая в сельской местности, для формирования интересов ребенка в сфере трудовых отношений и формирования профориентации с детства?

— Семья, отец, конечно, дали определенный толчок. Я смотрел, как отец работает, строит взаимоотношения, ведь наставничество в семье и есть система взаимоотношений. Например, всегда картошку копали только мы с матерью, отец никогда. Все потому, что в это время шла уборка, и отец дни и ночи находился в поле. Иначе и никак: невозможно представить, чтобы во время уборочной кампании управляющий занимался своими делами, в частности, картошку копал. У тракториста жена, дети копали картошку, а глава семьи в это время был в поле. Так и у нас. Иначе как ты будешь в глаза людям смотреть? Какое моральное право будешь иметь руководить? Так отец воспитывал меня своим примером.

Потом, когда я пришел работать, появились другие наставники. Было партийное правление, советская власть. Кадры были политически подкованные, понимающие в жизни. Не было рыночной экономики, и отношения были доброжелательные, не завязанные на деньгах. Помню, был такой человек Олег Васильевич Панкин, первый секретарь райкома. Он был неким идеалом: грамотно говорил, вел здоровый образ жизни. Или Иван Павлович Прокопьев, который был председателем колхоза, а позднее перешел в Управление сельского хозяйства. Иван Павлович приводил такой пример. Как сделать, чтобы за малую зарплату люди работали хорошо? Проводилось общественное собрание доярок, одна из которых подняла такой вопрос: как добираться на работу в пять часов утра по неосвещенной разбитой дороге. Решение приходило моментально: безотлагательно ввернуть лампочки в уличные фонари.

— Наставничество в вузах и колледжах приобретает особое значение в период подготовки специалистов в учебных заведениях: как, по вашему мнению, необходимо выстраивать отношения между научной базой региона и предприятиями, заинтересованными в подготовке кадров для конкретных производств. Насколько важно закрепление специалистов-практиков на предприятиях за студентами–практикантами, допустим? И какой формат отношений должен быть между ними, чтобы система Наставничества приобрела новый импульс? Какова роль государства и бизнеса в этом вопросе?

— Сейчас стало сложно прививать молодому поколению правильное отношение к труду. Даже сельские жители не хотят возвращаться в деревню, откуда они родом, потому что наблюдают регресс своей малой родины. Стремятся к «чистой» работе, и их к этому толкают собственные родители. Поэтому в родовое гнездо выходцы из деревень и сел возвращаются только в случае крайней необходимости. Для нас, как для предприятия, это растущий дефицит кадров на селе. Частично проблема решается за счет приобретения более производительной техники: мощнее агрегат – меньшие человеческие ресурсы задействованы. Есть возможность повысить зарплату, индивидуально готовить механизаторов, создавать более комфортные условия жизни на селе. Этим должны заниматься крупные предприятия, этим занимаемся мы, возможно, недостаточно. Но даже направить в сельхозинститут очень тяжело. Вот и в нашем регионе в аграрном направлении высшего профессионального образования недобор, несмотря на программы предоставления жилья, выплаты подъемных. Мы озабочены такой тенденцией и принимаем со своей стороны меры по стимулированию молодежи – подбираем из числа изъявляющих желание подходящих нам специалистов, взаимодействуем с родителями. В дальнейшей учебе мы контролируем успеваемость, обеспечиваем прохождение практики, имеет место договорная основа. Мы заинтересованы в долговременном сотрудничестве, и образовательные учреждения тоже должны быть в этом экономически заинтересованы. Сами требования вузов, ссузов к выпускникам должны быть более принципиальными. Сотрудничество между администрациями районов, городов, сел с институтами и колледжами должно быть более тесным. Опять же, более конкретные условия договоров.

О наставничестве на местах расскажу на примере нашего предприятия. Мы сотрудничаем с Ишимским многопрофильным колледжем. По нашей инициативе создано новое отделение – «КИПиА и производственное управление». Мы активно участвуем в

образовательном процессе, проводим практические занятия и организуем производственную практику для целых групп. Закрепляем наставников не только опытных, но лояльных к предприятию передовиков, при этом задействуем материальную мотивацию.

Бизнес испытывает потребность в притоке новых кадров, прилагает усилия для их привлечения. Однако без господдержки не обойтись. По моему мнению, бюджетные средства государственным образовательным учреждениям АПК должны отпускаться с учетом конечных показателей эффективности – сколько выпускников придет в профессию после окончания. В этом, как мне кажется, должна заключаться государственная политика по подготовке молодых кадров для агропромышленного комплекса.

Беседовала: Вера Казанцева,

специалист по связям с общественностью

Агрохолдинга «Юбилейный»

Вопросы подготовил: Владимир Сипетин

АгроФорум
От АгроФорум июля 9, 2018 12:21

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#