Тюменская область. С Думой о селе Владимир Ковин рассуждает на тему подготовки IT-специалистов для села

АгроФорум
От АгроФорум апреля 19, 2022 18:17

Тюменская область. С Думой о селе Владимир Ковин рассуждает на тему подготовки IT-специалистов для села

Мы договорились о беседе с депутатом Тюменской областной Думы Владимиром Ковиным. За пару недель до возможного интервью оправляли перечень вопросов, сформированных из числа запросов поступивших в редакцию журнала от родителей выпускников сельских школ. Поэтому тема ранней профориентации через призму подготовки кадров для АПК в IT-сфере стала основной.

Мы рассказали о творческой активности детей региона в областных Конкурсах детского рисунка «Выбери свою профессию», которые проходили раньше под эгидой Общественного Совета при департаменте труда и занятости населения Тюменской области, а в настоящее время конкурсы детского рисунка проводит рабочая группа БЖД Общественной палаты Тюменской области.

Обратили внимание В.А. Ковина на то, какими дети видят себя в профессиональном будущем, которое для них наступит через 5-6 лет. По рисункам можно судить о том, что часть нынешних школьников хочет быть «ютуберами» или «тиктокерами» — явно не деревенские профессии, и при этом, не связанные, на первый взгляд, с АПК.

Перед заседанием Комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы Владимир Анатольевич посчитал нужным поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.

«Меняются времена, приходят новые технологии в сельхозпроизводство, а вместе с ними меняется и темп жизни людей на селе. Некоторые профессии в деревне уходят в небытие, другие появляются. Современная молодежь узнает раньше о событиях и явлениях чем мы в свое время», — делится своими мыслями Владимир Анатольевич.

— В советское время профориентация среди детей велась в рамках школьных программ, а практические навыки получали, как правило, на личном подворье семьи или в рамках образовательных часов на школьном опытном полеводческом участке, как в моем случае, — вспоминает Владимир Анатольевич, — На таком участке со временем я стал бригадиром.

По рассказу Владимира Ковина, школьников не только учили, как правильно соблюдать технологические приемы земледелия, но и старались доносить информацию так, чтобы детям было интересно узнавать новое об особенностях возделывания определенных сельскохозяйственных культур.

«Мы, конечно, имели некоторые знания о растениеводстве, нас после занятий обучали азам профессий в школе, рассказывали о технике безопасности среди сельскохозяйственных механизмов и агрегатов — без этих знаний к работе на сельхозтехнике нас не подпускали. Мы даже сдавали экзамены и отвечали на вопросы по итогам этих занятий», - вспоминает Владимир Анатольевич.

Кроме этого некоторые практические навыки были у детей, потому что во время уборки зерновых, допустим, многие из товарищей Владимира помогали комбайнерам, как и он сам помогал своему отцу. Родители не боялись брать на себя ответственность и приучали своих детей к труду.

Поэтому Владимир Анатольевич убежден, что знания агротехнологий приходят не только из теоретических занятий и полученных навыков в учебном процессе. Влияет на современных молодых людей и собственный опыт, который появляется от общения со знающими специалистами во время производственных практик на агропредприятиях, и другие факторы, которые появляются в ходе практической работы.

«Желание получать знания и трудовые навыки на селе надо поощрять с детского возраста, – продолжает делиться своими мыслями Владимир Анатольевич, — Одним это дается легко, другие воспринимают это чуть дольше. Поэтому те детишки, которые ходят в детские сады, более развиты и коммуникабельны, чем те, которые по разным причинам не могут быть в детском коллективе и получать знания и опыт отличные от тех, что даются в семье».

Хотя семья – самый важный элемент нашего общества, родители далеко не всегда могут заниматься воспитанием своих детей целый день. Современный темп развития общества и необходимость родителям работать, чтобы обеспечить достойное содержание семьи и финансовое благополучие, диктует условие, чтобы дети были заняты и «не болтались по улицам». Самый простой способ некоторые родители видят именно в приобретении своим детям современных гаджетов, что, безусловно, помогает во время учебы на «удаленке».

— Бесспорно, — говорит Владимир Анатольевич, — потенциал ребенка, заложенный от природы, раскрывается, в первую очередь, системой воспитания в семье, которая побуждает детей с раннего возраста выполнять по дому определенные обязанности. И здесь важно, прежде всего, принимать во внимание не только желание ребенка обучаться и постигать новые знания, но и накапливать объемы необходимой для собственного развития информации, приобретение навыков общения в коллективе, как со сверстниками, так и со взрослыми. Таким коммуникабельным и обучающимся детям часто легче ориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях, а значит, взрослеть по мере накопления собственного опыта и знаний они будут увереннее.

«Безусловно, те профессии, о которых вы рассказали — «ютубер», «тиктокер», — возвращается к началу нашей беседы Владимир Анатольевич, — их сейчас условно можно назвать «профессиями», нельзя отнести к базовым специальностям на селе, но то, что это массовое явление среди молодежи – однозначно. В системе профориентации на селе нет такой квалификации, как «блогер», например. Эта молодежная специализация в интернете уже сейчас является частью молодежной информационной культуры. С одной стороны можно приветствовать увлечение молодых людей, которые таким образом общаются между собой.

Но в будущем по мере того, как все больше «цифра» будет работать в системе производства продукции АПК, такие специалисты могут понадобиться в конкретных службах сельхозпредприятий, например, в маркетинге или пресс-службе. Другим местом работы может стать система управления муниципальным образованием конкретного населенного пункта, социальная сфера или предприятия культуры и образования. Важно, чтобы специалист развивался и мог самостоятельно мыслить и принимать правильные решения, в том числе и через систему развития IT-технологий.

«Цифровые отношения» практикуются в современном обществе все чаще официально. Один только сервис «Мои документы» существенно упросил получение различного вида государственных услуг.

Знакомство детей с современными цифровыми платформами, познание нового лучше происходит в формате игр, в том числе и виртуальных. Если все это чередуется в детском возрасте с подвижными видами занятий, например, спортом или физическим трудом на личном подворье, чтением книг, то такую разносторонность можно приветствовать.

IT-технологии прочно входят в современный сельский быт и аграрное производство. На селе будут нужны специалисты различных направлений, не только работающие на производстве, но и в социальной сфере, занимающиеся, в том числе и интеллектуальным трудом. И если молодой человек имеет тягу цифровым технологиям и ему даны определенные навыки с раннего возраста, то следующее приложение сил своего увлечения может найти, например, в робототехнике. Теоретические знания, полученные по «цифровым» программам обучения в школе, практические навыки освоения языков программирования, например, при прохождении различных этапов компьютерных игр позволяют некоторым детям с раннего возраста раньше других своих сверстников освоить новые направления в цифровизации и, соответственно, определиться с профессией в будущей взрослой жизни.

Если раньше продвинутая в IT-сфере сельская молодежь видела себя в городе, то сейчас выпускник сельской школы после соответствующей подготовки в учебном заведении в городе может вернуться в село. Потребность в кадрах, на примере системных администраторов на сельхозпредприятиях Тюменского региона определенно существует. Но такая подготовка IT-специалистов для конкретного предприятия должна быть точечной. Не могут все сельские выпускники школ стать «айтишниками» в силу низкой потребности в таких специалистах на сельхозпредприятиях. Своеобразным кастингом среди лучших выпускников сельской школы в период обучение могут стать различного рода олимпиады и соревнования среди школьников по написанию компьютерных программ под проекты конкретного предприятия.

Особенно важно, чтобы базовое предприятие на селе – будущий возможный работодатель и средняя школа осознано подходили к перспективам подготовки такого специалиста.

Предприятие обучает будущего специалиста за счет собственных средств, платит ему стипендию и гарантирует трудоустройство.

Владимир Анатольевич считает каждого ребенка по-своему уникальным. И взрослым необходимо найти к нему подходы. Не только предлагать современные методы воспитания через процессы обучения в школах, но и делиться собственным опытом с подрастающим поколением, позволять детям с раннего возраста аргументированно высказывать собственное мнение.

Владимир Сипетин

АгроФорум
От АгроФорум апреля 19, 2022 18:17

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#