Наставничество — способ передачи знаний и опыта

АгроФорум
От АгроФорум октября 19, 2018 10:29 Обновлено

Наставничество — способ передачи знаний и опыта

Юрий Конев считает: непрерывность образования важным фактором системы наставничества

С депутатом Тюменской областной Думы Юрием Коневым мы договорились о встрече в технопарке «Боровский», чтобы обсудить тему наставничества. Выбор темы выпал не случайным образом. Видимо повлияло то, что мы уже публиковали периодически интервью с депутатами Тюменской областной Думы на сайте издания, а материалы по наставничеству оказались не менее актуальными, чем, например, обсуждаемые последние изменения в пенсионном законодательстве России.

Поэтому после множества бесед по теме наставничества в Тюменской областной Думе, мнение такого «ученого мужа» и политика, как Юрия Михайловича Конева, особенно ценно.

Его опыт в законотворческой сфере (был депутатом Государственной Думы – один созыв и три созыва в Тюменской областной Думе) значителен не только по уровню инициированных им законов в тюменском регионе, но и в стране.

По мнению Юрия Михайловича о наставничестве в последнее время говорят больше, чем по факту делают в этом направлении.

— Мне понятна позиция ветеранов, — рассказывает Юрий Конев, — когда им, есть что вспомнить по проблематике наставничества советского периода. В то время существовала система наставничества в различных вариациях и носила отраслевую специфику. Наставничество функционировало с различной долей эффективности, но нынешние ветераны, вовлеченные в систему производственных отношений в ней работали.

— Базовыми критериями наставничества, — считает Юрий Михайлович, — являются опыт и профессиональные знания. Одним они даны, чтобы самостоятельно достигать производственных вершин, работать, чтобы считаться лучшим в своей профессии, зарабатывать при этом приличные деньги и возможно, быть незаменимым специалистом. А вот другим, таким же специалистам, что и первые, но наделенным умением делиться опытом и знаниями с другими, предоставляется возможность быть наставниками. В целом такой подход в советское время себя оправдывал: воспитывалось молодое поколение специалистов.

Однако такими навыками, чтобы быть «неформальными наставниками», обладают единицы. И такие люди на предприятиях более ценны, если руководство этого предприятия видит необходимость расширять производство, а значит и под техническое перевооружение предприятия заботиться о воспитании и обучении собственных кадров на перспективу. Есть примеры в экономической составляющей некоторых современных градообразующих предприятий, как «СИБУР» в Тобольске, или Антипинский НПЗ в Тюмени – двигаться в этом направлении.

С высоты его нынешнего положения, опыта, знаний, желания докопаться до истины в особенностях внедрения наставничества в современную систему экономических отношений Юрий Михайлович не всегда согласен с позицией, накладывающей советскую систему на

современные экономические отношения. Элементы наставничества частично существуют, как отдельные приемы передачи знаний и опыта в трудовых коллективах.

В основном это касается предприятий с низкоквалифицированной рабочей силой и трудовыми отношениями, когда часть знаний и опыта можно передать без прохождения дополнительного обучения (с отрывом от производства). Допустим, пройти курсы повышения квалификации в определенной профессии – раз в пять – шесть лет – и это нормально и может быть достаточно, как для самого обучаемого, так и для коллектива. Образовательный уровень одних рабочих подтягивается до уровня знаний других. Коллективная ответственность на производстве для работников, выполняющих одинаковую работу и не всегда квалифицированную, в конкретном цеху, подразумевает одинаковые требования по качеству работы, что к мастеру с «личным клеймом», что к недавним выпускникам колледжей. В таких случаях помощь «мастера с клеймом» будет полезной как отдельному молодому специалисту, так и для общего дела.

Однако в последнее время более актуальным является непрерывное производственное образование. В основу наставничества поставлен системный подход и взаимозаменяемость между работниками. Когда специалист имеет основную профессию и обладает навыками, позволяющими, выполнять другие работы на своем рабочем месте. Допустим, электросварщик освоил газорезочные работы, но допуска к их проведению фактически не имеет. Вот таких людей можно направлять на учебу и без отрыва от производства.

Создаваемая в России система под эгидой Национального агентства развития квалификаций (НАРК) оценки качества и профессиональных навыков позволит в отраслевом ЦОК пройти обучение и у независимых экспертов, сдав экзамены, подтвердить квалификацию по новой профессии.

Современные социально-трудовые отношения и перевооружение на предприятиях диктует иной подход к образованию вообще. Они привязаны к обновлению на производстве и техническому перевооружению предприятий. Совершенствование систем на предприятии и внедрение, например, глубины переработки диктует необходимость одновременного переобучения отдельных специалистов. И здесь действует принцип, о котором мы начали говорить выше: непрерывного производственного обучения.

Возможно, что в таких ситуациях перевооружение на предприятии приведет к уменьшению количества обслуживающего персонала. И тогда работник может попасть или под сокращение, или ему предложат освоить иную профессию, которая необходима на новом производстве.

В советское время тема непрерывного профессионального образования тоже была актуальна и в основном касалась сферы ВПК и науки. Чтобы прийти в науку, нужно было у себя самостоятельно выявить определенные «таланты» к исследовательской и научной деятельности. Частично этому способствовала средняя образовательная школа с системой проведения «олимпиад» по специалитету. Победители участвовали в олимпиадах по физике или химии, например, районного и областного уровня. А те, кто мог лучше всех выступить на Всесоюзном уровне, то претендовал на места в

престижных вузах страны (МГУ, МТТИ, МХТИ и другие). Шел отбор лучших в основные отрасли народного хозяйства СССР.

С определенного времени, к числу таких вузов, в которые было поступать престижно, и которые готовили не только преподавателей по профессиям для школ региона и стал Тобольский педагогический институт. Этому способствовало наличие научного оборудования и современных лабораторий, которые позволяли проводить эксперименты по физике и химии и наличие специалистов – кадровых научных и педагогических работников вуза. Удивительно, что для того времени, часть выпускников попадали в научно-исследовательские институты и центры. Одним из таких выпускников стал и Юрий Конев.

Юрий любил читать книжки и учиться. Экзамены сдал по окончании школы на «хорошо» и «отлично». Куда поступать учиться дальше решали на семейном совете с братьями: в Тобольский педагогический институт.

Изучать и постигать новые знания у Коневых было в роду. И не важно, что один брат был связан со строительной отраслью, а второй — с наукой. У Юрия получилось как он хотел: поступил в педвуз и, по его рассказу, не пожалел. До третьего курса учился в Тобольском пединституте, а на четвертом курсе предложили пройти обучение, как одному из лучших студентов, в Московском областном педагогическом институте.

В Тобольском педвузе сильными считались физики. Ректор института Виктор Михайлович Дерябин был уверен, что у студента третьекурсника Юрия Конева заложены от природы не плохие перспективы в науке, а усердие в овладении новыми знаниями по физике позволяли быть лучшим в изучении этой дисциплины и иметь перспективу роста. Юрий побеждал на различных физических олимпиадах в вузе и в системе Министерства просвещения Российской Федерации среди педагогических институтов. Предложение обучаться в Подмосковье давало студенту из Тобольска определенные перспективы для научного роста и возможность получить учёную степень.

Юрий Михайлович рассказывает: как обучался в Московском педагогическом институте, как давались предметы, и кто его наставлял.

Интерес к ультразвуку и к физике в целом, проявившийся в Тобольске, нашел продолжение в подмосковном педвузе. Работал лаборантом и преподавал в вечерней школе. Засиживался в библиотеках и своими руками вытачивал на станках детали приборов для экспериментов в научной лаборатории, благо, что навыки токаря были. Дипломный проект защитил на отлично. Защитился и получил ученую степень. Вернулся в Тобольск, где его ждали в педвузе на работу.

И вот здесь Юрий Михайлович вновь переходит к теме наставничества. Одно дело, когда рассуждения по наставничеству абстрактные, кажется, набило оскомину от однородных мыслей собеседников – людям порой мало что есть вспомнить, а с Юрием Михайловичем говорить и слушать неординарные мысли полезно.

— А вот сделать так, — делится своими мыслями Юрий Михайлович, — что ты как бы сам принимаешь решение, идешь по определенному пути, тебе подсказывают, помогают в изучении предметов, посвящают в премудрости

образовательной и педагогической деятельности еще студентом, ты не воспринимаешь это как давление над собственным эго. Прежде всего, ты по статусу студент и особо не разделяя на то, что ты должен это знать или нет.

Профессор Дерябин ведя с Юрием беседы, давал понять, что доверяет ему и надеется на обратное доверие. Это много позже, анализируя свою деятельность на посту ректора Тобольского пединститута (1969-1990), Юрий Михайлович стал понимать, что его готовили к научной и преподавательской деятельности заранее и «вели». Чем не пример наставничества.

В определенный момент, пройдя через работу на различных должностях в Тобольском пединституте, кандидатуру Конева предложили на должность ректора. После назначения в Министерстве просвещения РФ он вернулся в Тобольск и оказался самым молодым ректором педвузов в Российской Федерации — 34 года.

Молодость — двигатель прогресса. В существующих формациях и в реальной жизни достижения появляются в тех коллективах, где опыт старших и накопленные знания предыдущих поколений подпитаны энергией молодости. Тобольский пединститут стал таким местом. Руководитель — молод и деятелен, преподаватели унаследовали лучшие традиции педагогической науки и накопили научно-исследовательский запас прочности через открытия и исследования, в том числе в точных науках (физика, математика, химия), а молодежь (студенты и аспиранты) — амбициозна и готова двигать науку вперед.

На молодого ректора Юрия Конева легла всеобъемлющая задача: найти «золотую середину» в отношениях, когда доверие молодежи не привело бы к понижению статуса нахождения в вузе отдельных научных работников, опыт и знания которых позволяли бы на высоком уровне вести преподавательскую работу и поддерживать качество в обучении конкретным предметам.

Юрий Михайлович Конев затеял беспрецедентное перевооружение научно-исследовательской базы пединститута. На первом месте стояло строительство новых корпусов. Большая часть работ велась летом силами студентов и аспирантов. Статус комсомольско-молодежной стройки, чего добился ректор, позволял работать более организовано и получать поддержку по линии обкома комсомола. На этот промежуток времени в педвузе летом были два незаменимых человека, которые друг друга дополняли: ректор вуза и комсорг пединститута. Если ректор уходит в отпуск летом – график отпусков у преподавателей такой по закону, то комсорг остается летом в составе комсомольско-молодежного отряда по строительству здания Тобольского педагогического института.

И сейчас Юрий Михайлович вспоминает тот период с теплотой, голос наполнен гордостью за ту возможность, которую ему предоставила судьба и жизнь.

— Своих воспитанников встречаю в школах населенных пунктов Тюменской области, — рассказывает Юрий Михайлович, — когда приезжаю по делам Тюменской областной Думы. Стараюсь бывать в населенных пунктах избирательного округа поочередно и не только на День знаний. Ко мне, как депутату, часто обращаются педагогические работники различных сельских школ с просьбой поддержать общеобразовательные проекты. Одни

школы нуждаются в ремонте, в других возникает потребность создания лабораторий, третьим необходима помощь в приобретении спортивного инвентаря. Сельская школа, дом культуры, библиотека – главные культурно-массовые центры притяжения населения в деревне. А бывает и так, что все это объединено в единый культурно-образовательный комплекс. При школе размещена и сельская библиотека и спортзал, в школьном актовом зале проходят праздничные мероприятия для всех жителей села.

Наш разговор переходит постепенно к непрерывному производственному образованию.

— Понятие непрерывного образования не новое, — рассуждает Юрий Михайлович, – В советское время достаточно было проходить своевременно повышение квалификации, чем и сейчас пытаются пользоваться некоторые учебные учреждения, выдавая повышение квалификации трудовых ресурсов как что-то новое. В современных условиях существующие элементы повышения квалификации – лишь попытка не отстать от времени, но с другой стороны, не есть движение вперед.

Есть производства, у которых цикл обновления технологических процессов значительно меньше, допустим, в нефте-газовой переработке, предусмотрено экологическое ужесточение законодательства. Ужесточение экологических требований к производимому топливу вынуждает НПЗ производить реконструкцию предприятий, ввод нового оборудования, очистных сооружений, постановку дополнительных фильтров очистки сточных вод и прочих элементов безопасности. Эти действия приводят к тому, что некоторые специальности могут уйти из перечня востребованных профессий на производстве.

Трудовые ресурсы в современных условиях должны быть готовыми менять работу. Трудовые и социальные установки меняются на производстве не реже одного раза в пять-шесть лет, а то, возможно, и чаще. Если так происходит, то вместе с техническим совершенствованием должны и меняться специальности на производстве.

Таким был и темп в советское время. Повышая квалификацию, работник рос и формировался, как часть трудового (рабочего) класса. А техническое перевооружение приводило к тому, что вместо индивидуального труда приходила коллективная работа на сборочных и поточных линиях. Внедрение конвейеров в технологической цепочке привело к необходимости иметь «узких» высококвалифицированных специалистов. Происходили и изменения в укладе трудовых отношений. Слесарь, например, становился слесарем-сборщиком определенного узла или агрегата. Пройдя обучение по программам переквалификации, мог добиться повышения в должности и возглавить звено слесарей на конвейерном участке. Шло поэтапное обучение и подготовка кадров под конкретные технические изменения на предприятии. В то время сложно было представить, что современное понятие наставничества будет ассоциироваться с образованием.

Допустим, чтобы освоить минимальные навыки профессии токаря, нужно было обучиться в профессионально-техническом училище (ПТУ). Новые технические знания всегда были необходимы на производстве и востребованы в науке.

— В то время технические навыки помогли мне, будучи студентом педагогического вуза, — вспоминает Юрий Конев, — даже, казалось бы, не в таком совершенном в образовательном вузе (того времени), как Тобольский педагогический институт, программы образования позволяли освоить, например, навыки токаря. Вначале мне казалось, что навыки токарного мастерства могут и не пригодиться, а по факту оказалось иначе. Обучаясь последние два года по обмену в Московском педагогическом институте, при подготовке к защите диплома по теме ультразвуковая физика, пришлось показать мастерство в токарном деле. Необходимо было выточить сложную деталь для лабораторных научных исследований. Эта деталь была частью прибора для улавливания волн в ультразвуковом эксперименте — одном из первых исследований такого рода в Советском Союзе.

Около месяца Юрий Конев занимался этой точной токарной работой. Изделие у студента получилось. Он стал частью научной команды, которой удалось доказать на практике проходимость и отклонения ультразвуковых волн в различных средах. Поэтому до сих пор Юрий Михайлович убежден, что любая точная работа является еще и творческой деятельностью: будь то токарь или физик.

Не удивительно, что физике и научным исследованиям по этому направлению уделялось большое внимание и в Тобольском педагогическом институте, куда Юрий Конев вернулся после защиты кандидатского минимума. Через какое то время его назначили в Министерстве просвещения Российской Федерации ректором этого вуза. И закипела работа….

Ректор в периферийном вузе, а Тобольский педагогический институт в то время именно таким и был, это: и организатор, и управленец, и главный научный руководитель. Конев – организатор смог так поставить образовательный процесс в педагогическом учебном заведении, что вуз стал конкурировать с другими институтами в регионе Урала и Сибири. Управленец Конев начал строить новые корпуса для педагогического института и добился внепланового финансирования, что было не просто при плановом ведении хозяйства в Советском Союзе. Ему удалось оснастить аудитории самым современным оборудованием и лабораторным инструментарием.

В Тобольск потянулись заслуженные в науке профессора и молодые преподаватели, которым при распределении в Министерстве просвещения Российской Федерации рекомендовали, что если есть желание глубоко заняться научными исследованиями, то ваше место в Тобольском педвузе. Мол, молодой ректор, сам физик, и в возглавляемом педвузе приветствует молодых научных исследователей, обеспечивая необходимым оборудованием и собственными лабораториями. О Тобольске заговорили как об одном из научных центров Сибири.

Юрий Михайлович вспоминает, что действительно, в Тобольском педагогическом институте собрались профессионалы, которые двигали науку и самое важное: обучали студентов премудростям педагогической и научной деятельности. Не удивительно, что со временем выпускники понесли знания и заинтересованность в изучении науки в школы региона. С приходом «коневских» выпускников из Тобольского педвуза даже в сельских школах

стали оснащаться классы по физике и химии лабораториями для проведения необходимых по программам обучения опытов и практических занятий.

По мнению Юрия Михайловича, одним из первых наставников для детей может быть учитель, влюбленный в свою профессию. Надо любить и знать свой предмет таким образом, чтобы это свое отношение к предмету передать и детям. Чтобы у детишек появилось желание: получать знания и им было бы это интересно учиться. А возможно, что этот интерес мотивирует выпускников школ поступить в обучение в специализированные физические и химические вузы, в том числе в «тюменский нефтегазовый».

Знания, которые давал Тобольский педагогический институт, позволяли учителям в школах конкурировать с выпускниками других вузов и не всегда в пользу последних.

Юрий Михайлович убежден, что в обеспечении собственными кадрами нефтехимической отрасли Тобольска не последнюю роль сыграла выстроенная в регионе система подготовки специалистов.

Конечно, явной связи здесь не прослеживается, но между тем, от того как учителя в школах, например, по физике и химии, выпускники Тобольского педагогического института, преподают в школах эти предметы, имеет значение. И если, по окончании средних общеобразовательных учреждений часть детишек из всего многообразия профессий выбирают связанные с нефтехимией, добычей полезных ископаемых, газодобычей и нефтепереработкой, то в этом и заслуга учителей в школах. Не удивительно, что обеспеченность того же, например, Тобольского Нефтехима, больше чем на треть обеспечена местными специалистами.

— Я связываю наставничество с непрерывным образованием, — подводит своеобразный итог нашей беседы Юрий Конев. — Если в советском понимании наставничество подразумевало передачу опыта и практических знаний, то в современном мире на первое место выходит такое понятие, как «передача знаний и постоянное совершенствование этих знаний», а так же умений и навыков, без которых осуществить в полном объеме технологическую деятельность проблематично. Если раньше в физике или химии проводились опыты и различные лабораторные исследования путем организации эксперимента, чтобы доказать то или иное явление. На первом месте была идея и проверка теоретических явлений в лаборатории, а затем на практике. Чтобы доказать явления и измерить эти явления создавались приборы и специальные лабораторные группы, которые эти явления исследовали. Научная и практическая база позволяли этим заниматься в Советском Союзе. Основным заказчиком выступало государство, и оно финансировало такие исследования.

Дальновидные студенты и те обучающиеся в вузах, кто реально хотел получать знания, проявляли научно-исследовательскую активность с первого года обучения. Они сами искали, но чаще им в первую очередь предлагали темы и направления исследований. Обычно специалисты из профессорско-преподавательской среды обзаводились «своими студентами», которые потом становились костяком исследовательского направления. В рамках одного спецкурса над проблемой работали несколько исследовательских групп студентов.

Особое место в обучении отводилось аспирантам, часть из которых на раннем этапе обучения работали лаборантами, а по факту возглавляли направления исследований среди студентов.

В рамках курса выстраивалась эффективная система исследований по направлениям.

Меняются времена – меняются эпохи. Электрификация страны заняла десятилетия и обеспечила развитие промышленности. Радиофикация прошла очень быстро и дала возможность нести информацию быстрее газет и журналов в самые удаленные уголки страны, обеспечив связь между людьми и отдаленными регионами. Телевидение, на основе физических исследований и открытий в области волновой физики, добавило «картинку» и цвет, а так же предоставила возможность слышать и видеть на расстоянии. Каждое такое событие сродни «технологической революции».

Вместе коренной ломкой технологических условий идут и изменения социально-трудовых отношений. Одни профессии теряют свою актуальность, а другие появляются. А когда на смену приходит «цифровая экономика» занятость людей становится особенно актуальной. И Тюменская область, как и в годы освоения «нефтегазовой провинции», оказывается в этом среди «передовых регионов» России.

Цифровые технологии ждут своих «умных» и «продвинутых» работников. Ими могут стать люди предпенсионного возраста, которые готовы обучаться и быть обучаемыми. Стать для людей старшего поколения в настоящее время «продвинутым Юзером» не зазорно.

А наставниками, как ни парадоксально звучит, могут выступить молодые «геймеры», а по факту внуки и правнуки этих возрастных людей.

Виктор Феникс (Москва – Тюмень)

АгроФорум
От АгроФорум октября 19, 2018 10:29 Обновлено

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#