Наставничество: воспитываем детей вместе Владимир Ковин считает: «… каждый ребенок талантлив…»
С депутатом Тюменской областной Думы Владимиром Ковиным мы договорились о беседе заранее. Тему определили во время одного из общений перед заседанием Комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы: о наставничестве и воспитании детей дошкольного возраста. Несколько раз встречи переносились по независимым от нас причинам. Однако, разговор состоялся и часть беседы представляем нашим читателям.
Мы рассказали об активности детей города Ишима и Ишимского района в Областном Конкурсе детского рисунка «Выбери свою профессию», который проходит под эгидой Общественного Совета при департаменте труда и занятости населения Тюменской области. Владимир Анатольевич Ковин посчитал нужным поделиться некоторыми мыслями по этому поводу и начал свой рассказ о наставничестве в период своего обучения в образовательной школе. Столько лет прошло, а в его памяти каждая история, каждое событие до сих пор важны и он о них помнит.
«Статус Наставника в Советское время мог быть закреплен приказом, а мог как в моем случае, — делится своими воспоминаниями Владимир Анатольевич Ковин, — когда был школьником и бригадиром школьного опытного полеводческого участка закреплен за специалистом, который оказывал помощь нам школьникам-полеводам. Таким специалистом-наставником стал для нас агроном местного совхоза «Песьяновский» Ишимского района, который подсказывал, что и как необходимо делать, как соблюдать технологические приемы земледелия правильно, и как, чтобы в таких случаях детям было интересно, узнавать особенности возделывания определенной сельскохозяйственной культуры».
«Мы, конечно, имели некоторые знания о растениеводстве, нас после занятий обучали азам профессий в школе, рассказывали о технике безопасности среди сельскохозяйственных механизмов и агрегатов — без этих знаний к работе на сельхозтехнике нельзя было вообще подпускать. Даже сдавали экзамены и отвечали на вопросы по итогам этих занятий», — вспоминает Владимир Анатольевич.
Кроме этого некоторые практические навыки были, потому что во время уборки зерновых, допустим, многие из товарищей помогали помощниками комбайнеров, как и сам, Владимир, помогал своему отцу. Поэтому он считает своего отца Анатолия Ивановича своим первым наставником. «Жизненная школа» отца, его понимание ситуации в сельском хозяйстве запомнилась Владимиру на всю жизнь, а принципами: обдумать — принять решение — сделать, заложенными в детстве, он руководствуется до сих пор.
Надо сказать, что в школьной полеводческой бригаде без помощи взрослых, в том числе специалистов из совхоза, вряд ли можно самостоятельно соблюсти всю цепочку агротехнических приемов возделывания сельхозкультур.
Владимир Анатольевич вспоминает и часто приводит в пример тем мальчишкам и девчонкам, которые собираются работать на сельскохозяйственных предприятиях, что агротехнологии и знания в обработке земли приходят не только из теоретических знаний, полученных на занятиях и учебников. Влияет на молодых людей личный опыт, который появляется от общения со знающими специалистами, во время производственных практик на агропредприятиях и другие факторы, которые можно получить только через практическую работу.
Лидерские качества и желание быть лучшим через увеличение показателей по обработке земли или более быстрое выполнения агротехнических мероприятий в сельском хозяйстве может оказаться не приемлемым.
«Вот и нам, мальчишкам из школьной полеводческой бригады хотелось доказать взрослым из совхоза, что мы умеем работать быстро: как взрослые», — рассуждает Владимир Анатольевич.
За одну смену они прокультивировали одну четвертую часть всех площадей занятых картофелем. И считали под вечер, что сделали большое дело, а оказалось, что нарушили технологию возделывания на конкретной производственной операции в поле.
Совхозный агроном объяснил им: в чем была ошибка. Объяснил, что такой объем работ сделан в нарушение агротехнологического процесса.
Остатки поля они культивировали почти что неделю. Это был одним из первых полезных жизненных уроков для нас мальчишек – школьников.
«Желание получать знания и практические навыки на селе с детского возраста надо поощрять. – продолжает делиться своими мыслями Владимир Анатольевич. — Одним это дается легко, другие воспринимают это чуть дольше. Поэтому, те детишки, которые ходят в детские садики более развитые и коммуникабельные, чем те, которые по разным причинам не могут быть в детском коллективе и получать другие знания и опыт дополнительно, чем то, что можно получить в семье. Хотя семья – самый важный элемент нашего общества. Однако родители, не всегда могут заниматься воспитанием своих детей целый день. Современный темп развития общества и необходимость родителям работать, чтобы обеспечить достойное содержание семьи и финансовое благополучие, диктует условие, чтобы дети были заняты и не болтались по улицам.
Поэтому в дошкольном возрасте на первое место из наставников можно поставить воспитателя в детском садике, который может побудить интерес ребенка к овладению начальными знаниями. Есть профессионалы-воспитатели, и в том числе в детских садиках, расположенных в сельской местности, которых можно назвать Наставниками. Порой такой воспитатель-наставник знает своих детей в группе лучше, чем некоторые родители. И все лишь потому, что активное время ребенка приходится на время нахождение в детскому саду. И здесь на первое место выходит понимание профессиональной пригодности воспитателя, его креативности, уровню компетенции и знаниям, полученным в ходе обучения в педвузах, а так же воспитательному таланту.
Бесспорно, что потенциал ребенка, заложенный от природы раскрывается системой воспитания в семье, которая побуждает детей с детства выполнять по дому определенные обязанности, от желания ребенка, который повзрослел и пошел в школу, постигать эти знания и накапливать объемы необходимой для собственного развития информации, приобретать опыт общения в обществе как со сверстниками, так и со взрослыми.
При этом, в каждом периоде получения информации и знаний у ребенка есть примеры, когда взрослые становятся своеобразными наставниками у детей. Одни детишки стараются походить на родителей и, допустим, выбирают профессию, которая близка родительской. Другие, идут в вузы, потому что авторитетом для ребенка является учитель или воспитатель в детском садике. И тогда такие дети выбирают карьеру преподавателя и идут обучаться в педвузы. Примеров разных множество, но каждый ребенок в силу своих знаний, умений, талантов, помноженный на советы родителей и учителей, выбирает профессию, которая нравится и которая, возможно, станет базовой в дальнейшем направлении собственного развития.
Я считаю, что каждый ребенок по — своему уникален. И нам взрослым необходимо найти к нему подходы, предложить современные методы воспитания, поделиться собственным опытом с подрастающими детишками, чтобы ребенок самостоятельно мог выбрать для себя то дело, которое ему нравится и которое будет полезным для общества и семьи в будущим.
Владимир Сипетин