Валерий Шастин: «… в кооперации «Дорогу осилит — идущий»

АгроФорум
От АгроФорум июля 5, 2018 17:17

Валерий Шастин: «… в кооперации «Дорогу осилит — идущий»

Тема предстоящего разговора: наставничество, Валерию Ивановичу Шастину, председателю Совета Тюменского облсеверпотребсоюза, показалась интересной. И он согласился на общение.

Можно долго рассуждать и приводить примеры важности воспитательного момента в наставничестве, останавливаться на семейных традициях работников общества, найти в «Облсеверпотребсоюзе» множество династий.

Для детей в кооперативной династии, семья является одним из первых наставнических структур в обществе. Здесь помогают через старших выбрать профессию для младших. Дети, как и их родители, идут работать в кооперацию.

В разговоре, Валерий Иванович, рассказал, что его супруга, Валентина Владимировна, сама из династии кооператоров Жилкиных, долгое время жила и работала с родителями в системе кооперации. Её мама, Жилкина Екатерина Степановна трудилась продавцом на фактории в Ненецком национальном округе Архангельской области, а затем занималась аналогичной работой в Ямало-Ненецком автономном округе.

Валерий Иванович вспоминает своего деда Варичева Федора Дмитриевича, который по линии мамы тоже был в системе Советской кооперации. Он занимался различными видами кооперативной деятельности в Монинском сельпо Московской области. Последние годы жизни работал заведующим складом в системе потребительской кооперации района. Ответственная работа, требующая внимания, знаний, а так же налаженной системы учета и движения товара, что так было необходимо для жителей в послевоенные годы особенно.

Валерий Иванович Шастин признается, что в систему кооперации на Север он мог бы и не попасть, но повлиял опыт деда в этой связи, который после окончания внуком Кооперативного техникума рекомендовал быстрее становиться на ноги и приветствовал, что по распределению его направили в Ямало-Ненецкий автономный округ.

Так Шастин оказался на Ямале. Здесь он встретил свою любовь Валентину. Более сорока лет вместе работали в кооперативном движении на Севере. Валентина Владимировна в более позднее время занималась бухгалтерией в потребительском обществе Ямало-Ненецкого автономного округа (тоже ответственная работа). Сейчас на заслуженном отдыхе. Внук завершил обучение в кооперативном институте. Собирается работать в системе кооперации России.

Стаж работы в потребительской кооперации у Валерия Ивановича составляет более полувека. Опыт у него огромный. А по сути нахождения в различных должностях в системе потребительской кооперации, он сам был наставником и рассуждения об этом процессе нам показались интересными. Приводим часть из них, тем более, что до недавнего времени редакция журнала «Агрофорум» прибегала к помощи Валерия Ивановича при подготовке материалов о развитии кооперации в Тюменской области.

— Валерий Иванович, хотелось бы поговорить о НАСТАВНИЧЕСТВЕ: Насколько актуально звучит эта тема в проектах современного развития России и тюменского региона в такой сфере как кооперация?

— В чем суть наставничества? – начинает свой рассказ Валерий Шастин. — Суть понятия наставничество мало изменилась с советского периода до настоящих времён. Цель в обоих временных периодах, разделенных десятилетиями, считаю одна: наставничество — это способ передачи трудового опыта и знаний подрастающему поколению, которые бы позволили быстрее и качественнее адаптироваться к реальным действиям и достойно шагать по жизненной «тропе». Как говорится: «Дорогу осилит — идущий». И задача наставника выбрать нужные и своевременные направления и помочь сделать первые шаги в освоении профессии конкретному молодому человеку. В кооперации «Облсеверпотребсоюз» наставничество не прерывалось.

Мне импонирует, как передаются навыки и опыт у коренных жителей. Обучение взаимоотношению с природой и человеком здесь происходят с детства. Мы знаем, что коренные народности ведут не только оседлый образ жизни в населенных пунктах на Ямале, но и кочуют с оленьими стадами по тундре. За это время ребенок обучается каким то приемам выживания в не совсем благоприятной, казалось бы, для городского жителя среде, но и получает новые знания такого тесного взаимодействия с природой — нет у других детей.

Подрастая, детишки, едут в интернаты, и обучаются знаниям, которые предусмотрены программами обучения в общеобразовательных школах. Но после обучения основная масса детишек возвращается к стойбищной жизни и это им нравится. И так из поколения в поколение. Многие становятся кооператорами.

Быть наставником — не каждому дано. Одного желания быть наставником — здесь мало. Естественно, наставник – это, прежде всего, профессионал, глубоко разбирающийся в конкретном деле, в совершенстве знающий свою работу специалист и готовый передать знания и опыт об этом предмете молодому человеку.

В настоящее время наличие образования, опыта в определенной сфере не всегда достаточно, чтобы бы оказаться среди привилегированного состава старых работников, к которым можно отнести наставников. Надо иметь талант и желание передавать знания тем молодым специалистам, которые в этом нуждается.

Называться наставником может лишь тот, кто способен передавать свои «лучшие практики» начинающему или коллективу молодых работников. Молодежь, в свою очередь, готова воспринимать наставления от старших, как носителей альтернативной информации и знаний, которым в современной системе образования не обучают. В основном это может касаться знаний и умений, полученным от наставников через их личный опыт и которым он (наставник) готов поделиться с наставляемым. На мой взгляд – это обязательный процесс. И его необходимо проводить в период практических занятий, когда студенты находятся на производственных практиках на конкретных предприятиях и производствах.

Такое отношение старших и младших воспринимается менее «болезненно», чем то, если таким образом наставлять работника-выпускника пришедшего на предприятие с уверенностью, что он все знает и его начинают «наставлять». Эту школу отношений в коллективе все равно необходимо пройти. Нет по природе не обучаемых людей, есть, люди незнающие чего то, но которых можно обучить, в том числе при помощи наставников. В любом случае каждому молодому работнику нужен свой индивидуальный подход.

Причем передавать опыт наставник должен так, чтобы тот, кого он наставляет, понял и оценил необходимость такого общения со старшим товарищем, воспринял и увидел в таком общении результат и, который, был бы в пользу конкретному молодому человеку.

— Расскажите о своих наставниках, тех специалистах, которые в разные годы помогали вам в становлении региональной кооперации? Какие принципы вы усвоили, которые позже помогали в вашем становлении? Являетесь ли вы сами наставником для других?

О своих наставниках Валерий Иванович рассказывает с придыханием. Каждого из тех, кого встретил на своем пути и от кого перенял знания, умения, опыт и особенности управления в системе потребительской кооперации — помнит поименно.

Иван Алексеевич Никонов, председатель ПРО Пуйковский, что в Ямало-Ненецком автономном округе, куда приехал 19-ти летним пареньком Валерий Шастин после окончания кооперативного техникума был назначен через некоторое время заместителем Председателя Правления по заготовкам.

Валерий Иванович считает Пуртова Георгия Аверковича одним своим из первых наставников. Более 6 лет он был его заместителем в кооперативной структуре на Севере Тюменской области. Петр Федорович Кожедуб помог становлению Шастина в Яр- сале. Мальцев Андрей Иванович передал свое председательство в «Облрыболовпортебсоюзе»

в 1984 году, которым Валерий Иванович руководит после некоторых структурных изменений до настоящего времени.

«При непосредственной помощи этих руководителей-наставников, — Валерий Иванович признается во время разговора, — Я состоялся как человек и специалист».

По его мнению, важным оказался тот факт, что его тоже наставляли в свое время. Бывало, что наставления такие могли показаться обидными для молодого специалиста, каким в то время являлся Валерий Иванович, но по факту оказывалось, что те, кто наставлял — были правы. Сделать правильные выводы и усвоить наставления – важный процесс в профессиональном росте специалиста.

По мнению Валерия Шастина, в системе кооперации не терпят бездельников.

Кооперация на Ямале и в Хаты-Мансийском автономном округе так устроена, что объединяет огромную территорию (равную по площади нескольким Франциям) Севера Сибири, где в населенных пунктах расположены производственные цеха, выпекают хлеб, идет приемка у населения дикоросов, заготовка камуса оленя, содержатся магазинчики для местных жителей на «факториях» – работ много и разных функций, которые выполняют кооператоры.

Валерий Иванович, вынес для себя, как только начал знакомиться со структурой потребительской кооперации на Крайнем Севере, что важным богатством являются люди: добрые и отзывчивые, Они учили его всему: отношению к природе, правилам поведения в удаленных факториях и общению со старшими, отвечать за порученное дело. Но главное: помогали советами и просто хорошими напутствиями. И ещё учили держать слово: сказал, пообещал, сделал.

— Наставничество в вузах и колледжах приобретает особое значение в период подготовки специалистов в учебных заведениях: как, по вашему мнению, необходимо выстраивать отношения между научной базой региона и предприятиями, заинтересованными в подготовке кадров для конкретных производств. И какой формат отношений должен быть между ними, чтобы система Наставничества приобрела новый импульс?

— Отношения хозяйствующих субъектов и вузов действительно основывается на современной научной базе. Наука и практика имеют извечную зависимость. Продолжением науки и системы обучения теоретической части конкретного предмета должно быть практическое применение знаний полученных в вузе. Как правило, лучшие научные кадры складываются в тех вузах, где преподаванием занимаются практики, имеющие соответствующее образование и перешедшие из конкретного производства в науку.

И 2-е – люди в науке, познавшие практику успешнее в новой для себя деятельности.

Опыт, а возможно понимание ситуаций в практической составляющей науки и применение опыта практической деятельности мотивирует применение новых подходов к образованию, новых возможностей передачи знаний студентам с уклоном на практическую деятельность. С такими преподавателями – наставниками студентам легко и интересно общаться. Как правило, к таким специалистам-преподавателям всегда много вопросов. Молодые специалисты возвращаются в удаленные населенные пункты.

Идет обогащение местной жизни особенностями новых культур, смешиванием национальных традиций и технологического процесса, делающих жизнь на Севере более комфортной. В свою очередь новые возможности предоставляются в кооперации. Развитие технологий ставит новые задачи и цели перед кооперативным движением: обеспечить достойную жизнь и организовать комфортные условия обеспечения жителей удаленных населенных пунктов в Ямало-Ненецком и Хаты-Мансийском автономных округах даже там, куда «сетевые», доступные в городах: «магниты», «перекрестки», «монетки», «пятерочки» — всегда будут считать нерентабельно работать. а мы с нашим Облсеверпотребсоюзом предоставляем возможность жить и трудится там где мы нужны. И это – здорово! Это — взаимно интересно!

Вопросы подготовил

Владимир Сипетин

АгроФорум
От АгроФорум июля 5, 2018 17:17

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#