Художник и педагог Алена Головырских считает: «… наставничество в творчестве всегда будет актуальным»
Поселок Боровский — это еще не Тюмень с точки зрения административного деления. Территория относится к Тюменскому муниципальному району. И за глаза, и по статусу, этот район носит гордое название: «Столичный район», а по сему, поселок Боровский тоже является «столичным». Многочисленные коттеджные поселки и населенные пункты вокруг Тюмени являются спальными районами города. Вереницы автомобилей по утрам едут в сторону города и обратно – вечером. Взрослые, в массе своей, работают в городе, а дети живут и обучаются в Боровском. По утрам едут в Боровский из Тюмени специалисты разных профессий, в том числе, и в Боровскую ДШИ «Фантазия» – преподаватели ИЗО.
Чтобы вырасти в настоящего («большого») мастера еще каких то сто лет назад художники брали в подмастерья молодых и талантливых отпрысков желающих постигнуть творческую профессию. Труд художника был изнурителен и занимал кроме известного творческого процесса, создания картины, допустим, множество черновой работы, которая ложилась на подмастерьев. Они, например, растирая цветные минералы и размешивая их с химическими элементами, постигали на практике минералогию и химию при изготовлении красок нужной цветовой гаммы. Ученикам художника более высокого разряда доверялось грунтовать холсты, наносить второстепенные рисунки в «пейзажи» мастера, выполнять особые процедуры в художественной работе, которые можно было делать только под присмотром мастера. И такое взаимодействие мастера и ученика себя оправдывало. Это одна из форм наставничества в творческой профессии: постепенное освоение навыков различных специальностей, без которых настоящий художник не может обойтись.
С Аленой Алексеевной Головырских, членом Союза художников РФ, преподавателем детской школы искусств (ДШИ) «Фантазия» наш корреспондент решил пообщаться на тему наставничества в современных творческих профессиях, связанных с изобразительным искусством. Мы и раньше беседовали и с Аленой Алексеевной, и директором школы Кондратенко Ириной Александровной, и преподавателями учебного заведения дополнительного образования, которые с детишками поддержали проект Общественного Совета при департаменте труда и занятости населения Тюменской области «Я выбираю профессию».
К тому же редакция журналов «АФОРУМ.РФ» и «АГРОФОРУМ» не раз участвовала в различных образовательных проектах с участием специалистов и педагогов «Фантазии». Были на открытии образовательного проекта «Пленэр с мастерами», который рассчитан не на один год творческого взаимодействия между маститыми художниками из областного центра и юными учениками районной ДШИ.
Поэтому интересуемся у Алены Алексеевны:
— Насколько актуальным в последнее время стало понятие «наставничество в творчестве»? Соответствуют ли современные подходы к пониманию терминологий в НАСТАВНИЧЕСТВЕ, связанные с творческой деятельностью в настоящее время с тем, как этому обучали знаменитые художники России в прежние столетия?
— Наставничество всегда было, есть и будет актуально. Самое важное в жизни любого человека – это хороший учитель. Надо найти такого человека, которому вы сможете всецело доверять: его знаниям и опыту. Творческая деятельность такого человека должна вызывать ваше уважение и быть признанной общественностью. Случается так, что хорошие художники не могут быть наставниками, это им просто не дано. Не каждому дан природой методический и преподавательский талант. Мало давать советы. Хороший учитель принимает активное участие в жизни ученика, придумывает задания с учетом индивидуальных способностей. Есть и другая сторона медали – преподаватели со стажем могут выгорать, если они сами не занимаются творчеством.
В современном художественном пространстве существует множество художников, более или менее известных широкому кругу зрителей. Есть художники, которые верно несут
в своих сердцах и картинах опыт прошлых поколений, воспитанный силами таких великих мастеров, как И. И. Левитан, А. К. Саврасов, К. А. Коровин и многих других.
— Художник, в ранге современного преподавателя, допустим, как в Вашем случае, это — учитель или наставник? (или сама преподавательская деятельность предполагает наставничество). Есть ли особенности в таком примере работы и наставничестве «молодых творцов»?
— Преподаватель изобразительного искусства — своеобразный духовный наставник. Художник-педагог учит подрастающее поколение патриотизму, умению видеть, ценить и создавать прекрасное, быть добрыми и отзывчивыми людьми. Я считаю, что случайных людей в профессии художник-педагог нет, потому что это призвание.
— А, в более старшем возрасте, когда школьники общеобразовательных учебных заведений и дополнительно получающие образование в художественных школа, например, желают поступить учиться в Культурно просветительские училища или институт культуры: какие приоритеты могут быть выбраны, те по которым обучались или новые направления в художественном творчестве?
— Встречаются такие случаи, когда ребята, окончив общеобразовательную школу, не получив дополнительного художественного образования идут и поступают в творческие ССУЗы и ВУЗы. Но, конечно это им даётся сложнее, так как ребята, получившие дополнительное образование в ДШИ или в ДХШ уже подготовлены к творческим испытаниям и экзаменам в целом. Они знают: куда хотят пойти учиться, кем стать и с чем связать свою жизнь. В Боровской ДШИ «Фантазия» я работаю 4 года и за всё это время ребята, которые закончили обучение в школе искусств, продолжили обучение в классах ранней профессиональной ориентации, специально для совершенствования своих знаний, умений и навыков, с целью повысить свои шансы при поступлении в профильные учебные заведения.
— Что повлияло на то, что вы стали и художником, и педагогом?
— Желание творить и любовь к детям.
— Помните ли вы всех своих преподавателей и тех художников, которые вас обучали живописи и манере работы, которых придерживаетесь?
— Всех своих преподавателей я помню, и мы до сих пор очень тесно с ними общаемся. Моя первая учительница Вразовская Наталья Леонидовна, приехала из Саратова и преподавала в Абатской ДШИ. В институте у меня были потрясающие учителя Щетинин Игорь Дмитриевич, Щетинина Надежда Александровна, Станков Иван Иванович, Дёмин Григорий Сергеевич, Шохов Константин Олегович.
— Можно ли их назвать, в вашем случае, наставниками?
— Да. Они для меня являются не просто учителями, а наставниками. Шохов Константин Олегович и Дёмин Григорий Сергеевич преподавали у меня на первых курсах. Станков Иван Иванович и Щетинин Игорь Дмитриевич, преподавали на старших курсах. От каждого преподавателя я попыталась взять все, что они нам давали — знания и опыт. Щетинин Игорь Дмитриевич замечательный живописец и акварелист, уникальный художник и педагог, который открыл для меня акварель по — новому.
— Передаете ваши знания свои ученикам-детям?
— Все знания, которые у меня есть я, конечно, передаю своим ученикам.
— С какого возраста можно обучать технике письма красками и как раскрыть свой творческий потенциал в более позднем возрасте?
— Рисование – это то первое, что ребенок начинает делать, так он проявляет старания и свою личность. В первых рисунках есть смысл, так как это работа мозга малыша и его способности. Во взрослом возрасте можно посещать различные мастер-классы, студии — их сейчас очень много, можно индивидуально заниматься или в группах. У нас в школе есть студия живописи «Вдохновение». В студии занимается около 20 человек возрастом от 14 до 70 лет. Это — люди с абсолютно разными интересами и взглядами, профессиями: индивидуальные предприниматели, домохозяйки, пенсионеры, тренеры, учителя, секретари, директора, люди с ОВЗ, студенты. За весь период работы студии «Вдохновение» было написано около 400 работ разных форматов в разных техниках, проведены 4 выставки – в
МАУ ДО Боровской ДШИ «Фантазия», администрации МО п. Боровский, ГБУЗ ТО Областная больница №19 Районная поликлиника, санаторий-профилакторий «Хвойный» АО «Транснефть — Сибирь», Тюменской областной Думе.
— Заметно ли по технике рисования у современных художников то, какую «школу рисования» они прошли? Видна ли в работах молодых художников школа мастеров – художников?
— Конечно рука преподавателя – мастера, прослеживается в работах его учеников. И люди с большим опытом, знаниями легко могут по работам сказать, какую школу прошел, какую технику освоил, у какого преподавателя, если он местный мастер, учился. Так и по моим работам узнают учителей, так и я, работая сейчас в школе, приезжая на различные конкурсы, олимпиады — моих детей узнают по приёмам, манере письма других художников-преподавателей. И это передаётся из поколения в поколения.
— Наставничество в вузах и колледжах приобретает особое значение в период подготовки специалистов в учебных заведениях: как, по вашему мнению, необходимо выстраивать отношения между научно-художественной базой региона и предприятиями (организациями), заинтересованными в подготовке кадров для конкретных художественных производств (реставрационные мастерские, косторезные мастерские, мастерские конкретных художников, дизайнерские и архитектурные агентства и фирмы). Насколько важно закрепление специалистов-художников на предприятиях за студентами – практикантами, допустим? И какой формат отношений должен быть между ними, чтобы система Наставничества приобрела новый импульс?
— «Пленэр с мастерами», безусловно, является социокультурным, просветительским проектом. Работая с мастерами — надо равняться на больших художников. «Пленэр с мастерами», как раз является таким проектом.
Пластов ещё говорил: «Выходя из школы, лишь приблизительно мастером своего дела, молодой художник только на работе с натуры может расти до предела, положенного ему природой». Своих же учеников он учит не на своем примере, а учит тому, чему его научили его же учителя.
Что есть преемственность — это не пустое подражание своим учителям, это почитание традиций. В этом и заключается суть наставничества — в постоянной передаче опыта с последующим его пополнением
Вопросы подготовил:
Владимир Сипетин