НСК: Наставничество в бизнесе Сохраняя репутацию, взрослые позволяют детям найти свое место в бизнесе

АгроФорум
От АгроФорум октября 30, 2018 15:30 Обновлено

НСК: Наставничество в бизнесе  Сохраняя репутацию, взрослые позволяют детям найти свое место в бизнесе

С депутатом Тюменской областной Думы Моревым Сергеем Николаевичем договорились обсудить тему наставничества в бизнесе и ранней профориентации, проводимой в регионе. На страницах журналов «АФОРУМ.РФ» и «АГРОФОРУМ» мы уже предоставляли слово тем областным депутатам, кому не безразличны обозначенные выше темы. Владимир Ковин говорил о наставничестве в АПК, Эдуард Омаров — о профориентации, Юрий Конев — о наставничестве в системе образования. С Сергеем Моревым договорились объединить все эти направления беседы в одну.

Сергею Николаевичу я задаю вопросы по теме заявленной беседы «НАСТАВНИЧЕСТВО В «БИЗНЕСЕ».

— Предпринимательство с человеческим лицом – это миф или реальность современного бизнеса? – интересуюсь у Сергея Николаевича.

— Научить «экономическим понятиям» и «терминам» в современных вузах не сложно, теоретически закрепить на практике полученные знания тоже можно, а думать как предприниматель со стажем: жить жизнью в бизнесе, помнить свои обязательства перед партнерами, сделать во время, если обещал – не просто. На мой взгляд, невосполнимой потерей для предпринимателя является не потеря денег или имущества, а потеря репутации перед партнером. Многое зависит от команды осуществляющей новый проект. Профессионализм и порядочность в команде, к партнерам и себе, перспектива проекта и умение донести до партнера суть проекта цифрами и простыми и понятными словами. Такие сделки, если и случаются, то идут на уровне доверия. Доверие происходит только с теми, кто верит репутации руководителя и каждого отдельного человека в команде. Под имя и репутацию «ментора» даются деньги на проект, без оформления бумаг доверяют свои заработанные средства предприниматели другим бизнесменам, даже тогда, когда бизнес только находятся в начале своей «раскрутки».

— Поэтому, — рассуждает Сергей Николаевич, — бизнесмен, работающий честно со своими партнерами, даже не имея в достаточном количестве финансового ресурса на осуществления «стартапа», но имея «неиспорченную репутацию», может получить чуть больше, чем человек потерявший доверие в ходе своей предыдущей деятельности в бизнесе. Только честное отношение к себе, товарищам по команде (и такое же отношение каждого в команде друг к другу), к партнерам – открывает двери даже там, где у других может ничего не получится. Потерянные деньги можно заработать вновь, изменившиеся условия поставки и рост цен на продукцию, допустим, не позволят получить запланированную прибыль, а то и «сработать по нулям», а возможно и в убыток. Однако исполнение контракта при любых форс-мажорных условиях работают на имидж руководителя проекта, а значит в следующий раз доверие проектам, возглавляемым этим лицом, будет выше.

— Каждому из нас с рождения дается хорошая репутация, но дается она один раз на всю жизнь, – рассуждает Сергей Николаевич, – Сказал неправду родителям, обманул учителя, что выучил уроки, а по факту домашнее задание не сделал, рассказал товарищу небылицу про своего одноклассника, возможны другие неблаговидные примеры, но рано или поздно становится явью вранье и недосказанность. На мой взгляд, с детского садика воспитатели вместе с родителями должны говорить детям и учить говорить детей друг другу и взрослым только правду. Не бывает лжи во благо. Не всегда в этом отношении семьи могут быть примером, но помогать разобраться детям, где: правда, а где ложь — могут взрослые.

Начиная нашу беседу, я не для красного словца привел пример о том, что «Олигархов в «Справедливой России» — нет» и коснулся пенсионной реформы. Если в настоящее время наше поколение работающих обеспечивает пенсией современных пенсионеров, то как те, кто сейчас работает, будут обеспечены необходимыми объемами отчислений в Пенсионный фонд? Вопрос не праздный. Над ним размышляют специалисты отрасли, эксперты, социологи, наука. Кто — то из специалистов видит необходимость коренного изменения подходов формирования пенсионной системы страны. Возможно, такой подход имеет право на жизнь, но с учетом практики наладка и апробирование нового занимает не один год, а то и десятилетия – поэтому новым пенсионерам, на которых бы испытывали различные варианты пенсионной реформы, было бы не правильно.

На мой взгляд, существенно исправить ситуацию возможно через развитие предпринимательства и малого бизнеса. Конечно, главными плательщиками будут крупные предприятия, которые обеспечивают поступление налогов и отчислений в социальный и пенсионный фонды. Однако развитие малых форм хозяйствования позволит в век цифровизации обеспечить занятость населения, передачу из поколение в поколение навыков и опыта, а в случае преемственности такого подхода – возможность сохранения семейного бизнеса.

А это значит, что родители не должны передавать воспитательные функции своих детей на школу и общество, а находить время заниматься привитием семейных, трудовых, воспитательных и других навыков детям от родителей.

И хотя в программах развития школ функции воспитания минимизированы, но школы по-прежнему (особенно в сельских населенных пунктах) несут ответственность за воспитание учащихся.

С другой стороны мне не понятны подходы, когда родители занимаются «эрзац воспитанием» в некоторых семьях, подменяя живое общение с ребенком, и возможностью узнать о причинах неуспеваемости по какому – то предмету желанием финансово простимулировать получение «хороших» и «отличных» отметок в дневнике. Оценивая ту или иную отметку, родители принижают знания как таковые своим субъективным подходом и закладывают в неокрепшие в психологическом плане характеры посыл, что, мол, знания можно купить.

Я придерживаюсь мнения, что у молодежи должны быть какие то деньги на карманные расходы. Задача взрослых в семье подсказать, как разумно можно потратить эти средства. Карманные деньги могут быть потрачены на приобретение сока в школьной столовой. Ребенок может купить шоколадку или захочет угостить мороженым друга. Это право ребенка.

До определенного возраста, пока ребенок не совершеннолетний, на родителей ложится обязанность организовывать его жизнь : учебу, свободное время, занятость дома делами по хозяйству, исполнение определенных обязанностей по отношению к членам семьи, особенно старших детей по отношению к младшим. Возможно, есть другие обязанности, но главная обязанность, которая должна контролироваться — учиться в школе и самообразовываться. И здесь могут понадобиться дополнительные деньги. Нанять, например, репетитора, если школьная программа сложна, а по программам не предусмотрено дополнительных занятий, чем те которые даются на уроках. Для технарей важна математика и физика, для тех, кто в определенном возрасте захотел поступить в химический вуз, необходимы знания по химии, историкам — по историческим дисциплинам в школе. Каждая программа усредненная, но дает определенные маркеры: какую дополнительную литературу прочитать, какой химический опыт можно посмотреть в интернете или во время посещения кружка в Доме Пионеров или Доме технического творчества.

Ребенок в семье должен ценить каждую копейку заработанную родителями. На мой взгляд, надо обсуждать в семье каждую покупку для детей, если касается одежды и обуви, вещей для личного пользования и всяких там аксессуаров для школы. Мнение ребенка должно учитываться в первую очередь. Такой подход вырабатывает доверие между младшими членами семьи и возрастными поколениями.

Безусловно, в современном производственном (техническом) мире нужны не просто специалисты, а люди, знающие как свою основную профессию, так и обладающие смежными знаниями. Приоритет отдается тем молодым людям, которые знают иностранные языки: только один английский – «хорошо», английский и любой европейский, допустим, немецкий, на котором оформляются технические описания изобретений и патентов, имеют такие специалисты большую перспективу – уже «отлично».

Знания — важный элемент формирования личности. Чтобы знания накапливались, разрабатываются учебные программы в средних общеобразовательных учреждениях системы образования России, которые нацеливают детей на получение этих знаний. Современные программы помогают школьникам определиться в направлениях обучения, благодаря тестам позволяют узнать о собственных пристрастиях и предрасположенности к той или иной профессии. Так в раннем возрасте формируется специалитет выпускника, тесно связанный с интересами молодых людей. Кстати, для бизнеса — это идеальная ситуация, когда человек занимается каким — то своим делом с любовью и тогда эта работа дается ему легко словно любимое увлечение – хобби.

Полностью возлагать на школу воспитательный процесс не правильно. Родители при воспитании своих детей должны стоять на первом месте. Поэтому в обозначенном вопросе тема наставничества актуальна для родителей. Родитель — главный наставник для ребенка. Не зря же в отдельных семьях дети выбирают профессии, которыми владеют родители, идут на производство, где работают родители или старшие члены семьи – так появляются и существуют трудовые династии. В советское время таких династий было значительно больше. В современной России наставничество в форме трудовой династии существует в рамках Корпоративных традиций. Да, и руководители предприятий нефтегазовой сферы, машиностроения, сельском хозяйстве возьмут на ответственную работу детей тех родителей, которых знают и за которых частичную ответственность могут взять члены бригад, где работают родственники. Такой пример трудоустройства молодежи идеальная ситуация, но она встречается не так часто как этого хотелось бы. По факту родители в таких случаях продолжают оставаться для своих детей воспитателями и быть наставниками.

Наставниками для детей могут быть учителя, чей пример работы в просвещении дает повод для гордости, что такие педагоги существуют.

Чтение художественной литературы, например, того же Теодора Драйзера со своей трилогией («Финансист», «Титан», «Стоик») можно отнести к обязательным книгам для тех, кто видит себя в роли предпринимателя. Первые две книга Драйзера я прочитал в детстве, но во вполне сознательном возрасте. Стиль и язык трилогии были понятны: становление и развитие раннего капитализма сродни тому, как происходило в период накопление первичного капитала в современной России.

В любом возрасте обращаться к литературе и научным работам в сфере экономики всегда полезно. И самостоятельно это можно делать, и в рамках дополнительных занятий, если программами прохождение таких тем школьниками не предусмотрено. Это тоже важно.

Виктор Феникс (г. Тюмень)

АгроФорум
От АгроФорум октября 30, 2018 15:30 Обновлено

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#