«Рынок труда станет прозрачным». Глава Национального агентства рассказал о профэкзаменах
С 2017 года в России создаются независимые экзаменационные площадки, где можно подтвердить свою квалификацию по различным профессиональным областям. Их аккредитуют отраслевые советы по профессиональным квалификациям, а Национальное агентство развития квалификаций (Национальное агентство) обеспечивает фронтальную организационно-методическую поддержку новой системы оценки квалификаций. Главной целью НАРК является обеспечение перехода всех отраслей российской экономики от устаревшей системы квалификаций к новым квалификациям, основанным на современных профессиональных стандартах.
ТАСС побеседовал с главой Национального агентства Александром Лейбовичем о том, как сделать рынок труда прозрачным, почему профессиональные экзамены сэкономят деньги работодателю и что скрывается за резюме работника.
— Александр Наумович, ранее на Национальном совете при президенте РФ по профессиональным квалификациям было сказано, что около 20 тыс. профэкзаменов по различным квалификациям проведено к середине 2018 года, отмечается рост. С чем он связан?
— Прежде всего, сама национальная система квалификаций развивается достаточно быстро. Было поручение президента России о разработке как минимум 800 профессиональных стандартов. Оно выполнено, и работа эта, естественно, продолжается. Сейчас 1205 профессиональных стандартов уже утверждены и действуют, на их основе уже формируются новые квалификации, не обязательно новые по названию, но всегда с новыми требованиями. Синхронно формируются во всех регионах центры оценки квалификаций с веером экзаменационных площадок.
Идет нормальный процесс развития этого нового механизма рынка труда. Мы рассматриваем это как специальную услугу, которой могут воспользоваться как работодатели, так и образовательные организации, отдельные граждане. Этот сервис развивается: и территориально, и по номенклатуре самих профессий и квалификаций.
— Такой экзамен можно сдать в любой точке России?
— В пределах страны — безусловно. Но нельзя в один момент создать всю инфраструктуру. Это требует серьезной работы по отбору тех организаций, тех площадок, где могут проходить профессиональные экзамены. Потому что они должны иметь необходимое оснащение, подготовленных экспертов. И это серьезная работа, которую отраслевые советы по профессиональным квалификациям (СПК) проводят не так давно по нашим меркам.
Фактически второй год действует закон о независимой оценке квалификаций. Поэтому работа идет, но поскольку созданы все необходимые предпосылки, то мы наблюдаем и рост количества мест, где можно сдать эти экзамены.
Уже сегодня мы имеем более 400 экзаменационных площадок по стране. Это немного. Их должно быть гораздо больше, потому что в каждом субъекте Федерации должны быть созданы центры оценки квалификации, доступные гражданам и организациям. Это не значит, что в каждом поселке, условно говоря, это должно происходить. Все зависит от того, как устроена экономика тех или иных территорий, где есть спрос на соответствующие квалификации.
Мы не сторонники того, чтобы строить какие-то организации заново. Это делается и на базе предприятий, их учебных центров, могут использоваться ресурсы и качественно оснащенных образовательных организаций.
— Какие проекты НАРК планирует развивать в 2019 году?
— Мы будем поддерживать создание условий для проведения профэкзаменов там, где эта услуга еще недоступна. Речь идет о массовых секторах. Это строительство, машиностроение, финансовый сектор, сфера услуг.
Появляются и относительно новые направления, которые тоже будем поддерживать. Недавно был создан профессиональный стандарт для специалистов, которые могут консультировать пожилых людей, осваивающих цифровые технологии для жизни, так называемый «Цифровой куратор». Мы будем оказывать содействие вместе с советом по профессиональной квалификации, который ведет это направление, развитию этих квалификаций. Потому что это массовые квалификации, которые нужны населению, пользуются спросом.
Второе. Мы будем развивать модели, когда независимая оценка квалификации может быть сопряжена с различными формами итоговых аттестаций при подготовке кадров. С одной стороны, мы говорим о работниках, которые уже трудятся, но для входа молодежи на рынок труда важно уже иметь подтвержденную квалификацию, т.к. это является хорошим сигналом для работодателя, внесение информации в федеральный реестр НАРК о положительном прохождении экзамена открывает более широкие перспективы для соискателя в трудоустройстве. Поэтому, чтобы не проходить несколько процедур, мы планируем найти вместе с Минобрнауки и Минпросвещения России оптимальные варианты совмещения процедур итоговых аттестаций и профессиональных экзаменов, чтобы молодежь выходила на рынок уже имея свидетельство о квалификации.
Добавлю, что Национальное агентство совместно с Союзом журналистов России организовали конкурс на лучшие материалы СМИ про Национальную систему квалификаций (НСК). К традиционным номинациям были добавлены две новых — для блогеров и иллюстраторов. Работы будут приниматься до 1 ноября, и уже 6 декабря состоится награждение победителей на площадке общероссийского форума «Национальная система квалификаций России — 2018». Главная цель нашего конкурса — привлечь внимание общественности к различным вопросам развития НСК в России. Вся подробная информация о конкурсе на сайтах Национального агентства и СЖР.
— Если не ошибаюсь, профэкзамен на сегодняшний день является платной услугой, которая в среднем стоит 15–20 тыс. рублей в зависимости от специальности.
— Это может стоить по-разному, в зависимости от того, что за квалификация, какого уровня, потому что квалификации, где вы оцениваете конкретно практические навыки, требуют оборудования, инструментов, материалов…Часто работодатели берут на себя либо все расходы, либо часть.
Если мы говорим о выпускниках и итоговых аттестациях, то оценка практических навыков в рамках итоговых аттестаций тоже проходит. Вопрос состоит даже не в том, что требуются какие-то дополнительные материальные затраты, требуется просто участие экспертов от работодателей, которые будут гарантировать объективность самой процедуры оценки. Нужно чтобы требования, которые закладывали работодатели, учитывались в том числе и образовательными организациями, когда они организуют итоговую аттестацию.
За последнее время были приняты изменения в налоговый кодекс, в результате которых работодатели получили возможность относить на себестоимость затраты на оценку квалификации своих работников.
Мы сейчас ведем работу с Государственной думой, с профильными ведомствами, чтобы работодатели могли эти же льготы использовать, когда они оценивают квалификацию кандидатов при приеме на работу, а выпускники образовательных организаций — это и есть соискатели. Тогда можно находить такие варианты, когда будут объединяться частично финансовые ресурсы заинтересованных работодателей, которые хотят принять на работу квалифицированных специалистов. Уже многие работодатели готовы на это выделять средства. И одновременно образовательные организации получают финансирование для итоговой аттестации из государственного бюджета.
— Какую выгоду получает работодатель от профэкзаменов?
— Главная выгода для работодателя состоит в том, что он экономит средства на управление персоналом. Самые большие потери любая компания несет от низкой квалификации кадров. Сегодня, когда работодатель берет на работу человека, он далеко не всегда получает то, что ему нужно. Потом он будет вынужден нести финансовые затраты на дополнительное обучение персонала, либо будет избавляться от некомпетентного работника и искать другого, на этом терять деньги.
У нас очень многие компании тратят заметные ресурсы на процедуру, связанную с аттестацией. Трудовой кодекс предусматривает такие процедуры. И очень многие компании эти процессы выстраивают, это требует тоже средств. Существенной частью аттестации является и проверка компетенции работника. С одной стороны, в компаниях могут это делать «на глазок», с другой — есть более эффективный инструмент, когда можно воспользоваться услугами центра оценки квалификации и оценить компетентность работника независимо.
Существует еще и проблема трудовых отношений, когда работник и работодатель могут не сойтись во мнениях относительно того, соответствует квалификация работника той работе, которую ему поручают, или нет. Здесь тоже можно прибегнуть к услугам центра оценки квалификации как независимого арбитра, чье мнение является очень весомым для принятия соответствующих решений.
— Какое влияние на эффективность рынка труда оказывают профэкзамены?
Если говорить о рынке труда в целом, то это способствует росту прозрачности этого рынка. Сегодня очень трудно сказать, что собой представляет рынок труда с точки зрения квалификации людей, которые на нем присутствуют. Мы можем, например, заглянуть в резюме, которые составляют в различных агентствах по трудоустройству кандидаты на работу. Они могут написать что-то о себе в резюме, но, по сути дела, это его личное мнение о собственной квалификации. В лучшем случае можно какие-то рекомендации взять с прежнего места работы.
У людей сейчас нет объективных данных, которые они могут предъявить рынку труда, подтверждающих их квалификацию. В этом смысле рынок непрозрачен. Мы не знаем, какое количество в каких секторах у нас есть на рынке квалифицированных специалистов. Почему? Потому что диплом, который человек получил 20 лет назад, мало что подтверждает. Эта квалификация может быть потеряна во многом со временем. Она не является вечно актуальной.
В целом мы сейчас находимся на очень интересном историческом этапе — смена всего механизма управления квалификациями на рынке труда.
Конечно, проблем много, но это проблемы роста. С 6 по 7 декабря мы уже в четвертый раз проведем общероссийский форум «Национальная система квалификаций России — 2018», где, в частности, запланировано обсуждение появления новых квалификаций, а также их влияние на систему образования. К дискуссии приглашены представители органов госвласти, крупнейших компаний, научных и учебных организаций, а также представители профсообществ.
Беседовал Кирилл Борискин Оригинал статьи https://tass.ru/interviews/5737313
Источник: https://nark.ru/news/rynok-truda-stanet-prozrachnym-glava-natsionalnogo.php