Сохранение многообразия биоресурсов лежит через повышение профессиональных стандартов конкретного выпускника
Рыборазводная отрасль – важное направление деятельности, обеспечивающее продовольственную безопасность страны, региона, каждой российской семьи. Из всего многообразия разводимой в промышленных масштабах рыбы есть и та, что не является для Тюменской области ореолом распространения. В основном это касается теплолюбивых рыб, которые не могут приспособиться к сложным зимним условиям обитания в природе Сибири, но которые дают возможность разводить в незамерзающих прудах, подпитываемых теплой минерализованной водой в течение года.
Перед встречей с руководителем ООО «Пышма 96» Юрием Водиловым мы договорились обсудить вопросы, связанные с развитием отрасли и кадровым потенциалом развития аквакультуры для Обь-Иртышского водного бассейна.
По – прежнему, для региональных компаний, занимающихся воспроизводством и переработкой рыбной продукции важным остаются кадры. В рыбопереработке профессионалов достаточно. Текучесть кадров минимальна, а значит, сложившиеся команды позволяют выстраивать свою работу достаточно эффективно и в том числе на перспективу.
А вот в рыборазведении ситуация иная. Сложно сформировать коллектив даже из профессиональных ихтиологов, если они до этого занимались разведением «северных рыб», а на предприятии, куда их приглашают, разводят теплолюбивых рыб.
Работодатель занимается поиском специалистов, необходимых на предприятие по всей России. И хотя, казалось бы, вузы выпускают в достаточном количестве специалистов по воспроизводству биоресурсов, однако потребность в ихтиологах существует. Точечная работа в этом направлении ведется кадровыми агентствами по заданию конкретного работодателя.
По словам некоторых депутатов Комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы, с которыми удалось пообщаться в период подготовки настоящего материала, они видят важную проблему: нежелание местных работодателей – рыборазводчиков вкладываться в систему подготовки кадров, а по факту готовить специалистов для собственных производств.
Есть претензии и к вузам, готовящим специалистов ихтиологов, для нужд рыборазводных предприятий. Даже бытует мнение в среде таких работодателей, что специалисты-выпускники не достаточно выходят подготовленными по специальности.
Возникают вопросы к образовательному процессу. Специалист должен глубоко разбираться по множеству вопросов свой специализации, знать смежные направления и иметь минимальный опыт деятельности по каждому направлению работ. Отсутствие практики и закрепления навыков через недостаточную практику не позволяет использовать такой ресурс по основному виду деятельности. Под присмотром старших работников на предприятии для студентов, возможно: показать кормление взрослых особей рыбы, подсказать как приготовить кормовые смеси, объяснить некоторые нюансы замены воды в бассейнах для выращивания рыбы, применить некоторые тонкости работ при рыборазведении. А вот как осуществить отбор икры для будущего воспроизведения потомства осетровых летом, когда студенты приходят на практику, а «отбор икры у маточного стада», допустим, идет с конца зимы до середины весны. Соответственно только весной можно начать инкубацию.
Сибирская стерлядь и белуга при инкубации позволяет получить бестер, гибридную ветвь осетровых, пригодную для выращивания при искусственном рыборазведении. Теоретически это можно узнать и на лекциях, а как правильно сделать удается закрепить только на практике.
— Для меня, как работодателя,- говорит Юрий Афонасьевич, — важно какой студент придет на предприятие: подготовленный теоретическими знаниями или не очень, знающий как на практике сделать ту или иную работу – имеет значение в меньшей степени. Я, конечно, постараюсь объяснить, показать и дать попробовать выполнить часть
работ на рыборазводном предприятии, закрепить за студентом-практикантом наиболее опытного специалиста, чтобы по возможности помочь выполнить задание на учебную практику, предписанную в вузе. Важно время, в которое проходит у студентов такая практика.
Не всегда совпадают природные циклы и время проведения студенческих практик. Чтобы изучить инкубацию осетровых — практику для студентов надо проводить не летом, а ранней весной.. Важно чтобы образовательные профессиональные стандарты совпадали с квалификационными требования, предъявляемыми к молодым специалистам на конкретном предприятии региона. А для этого важный момент: студенты должны не реже раза в неделю целый день проводить в цеху, пробовать себя в различных профессиях, которые не требуют обучения в вузе, но без которых нет понимания целостности процесса выращивания, допустим, того же, например бестера.
— Мне импонирует идеи, звучащие с дискуссионных площадок Национального Агентства Развития Квалификаций и готов поддержать региональные образовательные проекты, если будут пересекаться программы обучения учебных заведений высшего звена, например, к профессиям, связанным с аквакультурой. Готов выделить помещение на территории предприятия ООО «Пышма 96» под образовательные задачи и совместно с ГАУ СЗ и Тюменским государственным университетом организовать подготовку по специалитету ихтиология и сохранения многообразия биоресурсов. Совместить обучение с практикой на предприятии. По итогам такого обучения провести проверку знаний и подтвердить профессиональную квалификацию студента с привлечением независимых экспертов, аккредитованных в НАРКе. Кроме диплома о высшем образовании выпускник будет получать свидетельство о профквалификации по узкому направлению в отрасли. А значит, такой выпускник будет более востребован на предприятии по месту своего жительства.
— Мы как работодатели – рыборазводчики желаем вкладываться в систему подготовки кадров, — подводит итог нашей беседы Юрий Афонасьевич!
В Игель