СО НКО поможет трудоустроиться бывшим заключенным по методикам НАРК
Из множества общественных организаций, претендующих на лидерство в отстаивании интересов в области труда и связанных с ним отношений, пожалуй, только Социально ориентированные Некоммерческие организации (СО НКО) могут претендовать на возмездное оказание услуг органам власти, а по факту получать государственную поддержку на эти цели и, возможно, претендовать на различные виды грантов.
Среди общего перечня вопросов, которыми занимаются специалисты Департамента труда и занятости населения Тюменской области, есть смысл остановиться на теме, обсуждаемой в обществе и структурах органов власти, которая перспективна для создания государственно-частного партнерства, через «Волонтерство» и работу СО НКО.
В первую очередь одной из таких общественно полезных тем, а по факту оказания услуг в сфере социально-трудовых отношений в Тюменской области является: «Содействие трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».
Предполагается, что СО НКО возьмут на себя часть функций государства.
Передача полномочий на существующих условиях из Центров занятости СО НКО не в полной мере отвечает в настоящее время запросам общества.
Возникают вопросы к самим СО НКО, осуществляющим такую работу с ранее осужденными, ИТУ и органами юстиции. В большей части СО НКО осуществляют деятельность, направленную на уменьшение сроков нахождения в заключении, в том числе через Президентские гранты, гранты благотворительных фондов и прочие официальные поступления и особо не участвуют в социализации их в обществе, в том числе через поиск работы и трудоустройство.
Сделать это не просто в силу того, что приобретенным навыкам в какой-либо профессии у заключенного не будет образовательного подтверждения.
Однако формирующаяся система Национального Агентства Развития Квалификации (НАРК) может предоставить такую возможность. Для этого необходимо пройти курсы в соответствующем Обучающем Центре по методикам АНО «НАРК» и подтвердить сдачей экзамена и своими практическими умениями квалификацию в профессии.
Социализировать бывших осужденных через оказание помощи при трудоустройстве – одна из таких задач, стоящих перед обществом.
Необходимо учитывать, что в связи с реформированием уголовно-процессуального законодательства России и наметившимися тенденциями послабления системы исправительно-трудового наказания, периодических амнистий, может оказаться, что в перспективе возрастет нагрузка в работе на органы занятости населения. Предполагается, что эту нагрузку должны взять на себя СО НКО. И хотя сейчас Центры занятости населения по-прежнему осуществляют трудоустройство таких граждан, но в пиковые периоды это сделать непросто. Найти работу для вышедших из заключения, как на постоянные, так и на временные рабочие места на период поиска постоянного трудоустройства задача органов власти и партнеров. Не всегда это получается, но движение в сторону социализации такого контингента идет.
Реализация этого мероприятия продолжится в 2020 году в рамках государственной программы Тюменской области «Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений».
Для расширения возможностей трудоустройства Центрами занятости в Тюменской области реализуются дополнительные мероприятия по созданию временных рабочих мест с возмещением нормативных затрат организациям (работодателям) за счет средств областного бюджета. Ежегодно работодателями создается более 60 дополнительных рабочих мест для трудоустройства данной категории граждан.
За гражданами, трудоустроенными на созданные рабочие места, закрепляется наставник для содействия в получении необходимых профессиональных навыков, обеспечения контроля за осуществлением гражданином трудовой деятельности.
Период временного трудоустройства составляет не более 46 рабочих дней — достаточно мало.
Отмечу, что во время сбора информации удалось пообщаться с руководителями предприятий и организаций, которые участвовали в проектах по трудоустройству бывших заключенных под проекты Центров занятости.
М. В. Брежнев, руководитель Центра поддержки технологий и инноваций Тюменского областного совета ВОИР, не единожды участвовавший в привлечении ранее осужденных под проекты региональных служб занятости, в целом доволен таким взаимодействием.
Михаил Владимирович посчитал нужным сказать, что претензий к направленным для прохождения бывшим заключенным у него не было.
— У них (бывших заключенных), — продолжил высказывать свое мнение собеседник, — было желание реально остаться работать в организации. Они трудолюбивы, профессионально выполняют работу, до тех пор, пока не узнают, что работают на предприятии до окончания срока «трудовой социализации» по проекту. А дальше начинается «кутерьма»: раз оформляются они официально, то и официально получают заработную плату. Отработав месяц-другой, обращаются в банки и получают в различных банковских учреждениях кредиты на сумму, значительно превышающую заработную плату. Первый месяц оплачивают проценты, которые автоматически снимаются с зарплатной карты своевременно, а затем, после увольнения таких работников, когда проценты перестают поступать в банк, кредиторы начинают звонить и «выяснять отношения». Оказывается, при выдаче кредита банковский «клерк» даже не удосужился позвонить в бухгалтерию или отдел кадров, чтобы собрать информацию о заемщике. Банки верят имиджу тюменской организации и репутации руководителя.
Другой руководитель тюменского предприятия, не пожелавший при согласовании материала себя афишировать, заявил, что проект интересный, но слишком небольшой срок его реализации. С учетом времени на знакомство с предприятием, прохождение необходимого обучения и формальностей по охране труда, подтверждение квалификации и на другие обязательные мероприятия с тем, чтобы убедиться, что специалист реальный, и ему в соответствии с существующим законодательством можно доверить выполнение определенных работ, необходимо увеличить срок такой работы на предприятии до 90 дней. За это время можно и к работнику присмотреться, и определить его психологическую совместимость в коллективе, и проверить трудовые навыки и знания по профессии.
На недавнем заседании Общественного Совета при Департаменте труда и занятости населения Тюменской области состоялось обсуждение вопроса «О поддержке инициатив и социальных проектов граждан и общественных организаций, касающихся социально-трудовых отношений и обеспечения равных условий государственной поддержки».
По мнению Ф. И. Попова, председателя этого Общественного Совета, минимальный срок «социализации недавнего осужденного через систему трудовых отношений» должен составлять не менее 90 дней на конкретном предприятии.
— К этому сроку необходимо добавить время (примерно один месяц), — считает Федор Иванович, — на проверку знаний по специальностям, которыми он обладает, в том числе навыкам и видам работ, полученным в исправительном трудовом учреждении (ИТУ). Предусмотреть в системе государственного заказа для СО НКО статью расходов: проверка знаний по методикам АНО «Национальное Агентство Развития Квалификации» (АНО «НАРК»), сдача экзаменов и получение сертификата о квалификации в соответствующем НОК. Это позволит закрепить официально за специалистом, ищущим работу, новый статус и расширит возможность трудоустроиться.
По мнению исполнительного директора Регионального объединения работодателей «Союз работодателей Тюменской области» А.К. Лазаренко, который занимается оценкой регулирующего воздействия в сфере социально-трудовых отношений (уникальный инструмент для предпринимателей, позволяющий влиять на принимаемые проекты актов во избежание необоснованных издержек):
— Органам власти необходимо разработать региональные целевые программы с учетом мнения экспертного сообщества, включающего в себя идеи и предложения работодателей (предпринимателей), профсоюзов и непосредственных исполнителей государственных программ: специалистов Центров занятости и СО НКО. С учетом завершения государственной программы Тюменской области «Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» в 2020 году необходимо предусмотреть включение обязательных затрат на проверку профессиональных квалификаций по методикам АНО «НАРК» для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.
Создание СО НКО — площадки по внедрению проектов профстандартов на территории Тюменской области. Проект нуждается в корректировке и обсуждении на региональном уровне с привлечением аккредитованных экспертов АНО «НАРК», но в любом случае он перспективен.
Владимир Игель,
по материалам заседания
Общественного Совета при департаменте труда и
занятости населения Тюменской области