Депутат ГосДумы Эрнест Валеев считает: «…юрист — профессия, которой граждане должны доверять»
Сегодня мы поговорим о профессиях и об образовании. Темы благодатные для нас, журналистов, пишущих по социально — трудовым отношениям. Ведь образование — неотъемлемая часть этого сложного процесса регулируемого Конституцией России, законами РФ об образовании, Трудовым Кодексом РФ, многочисленными поправками и дополнениями к ним.
Существующая система подготовки специалистов высшего звена: бакалавриат и магистратура подразумевает полный цикл образовательного процесса, сдачу экзаменов, прохождение производственных практик.
После завершения образования специалист готов работать по тем направлениям, которые он выбрал, и по которым, успешно сдав все заложенные системой образования «испытания», может работать на производствах или в учреждениях. Молодой специалист, имея соответствующие образование и определенные навыки, может открыть свой бизнес, где полученные знания и производственный опыт пригодятся, в том числе быстрее ориентироваться в условиях работы рынка.
Профессии бывают гуманитарными и техническими, творческими и не очень, инновационными и прочими, прочими, прочими….
Есть профессии, которым мы доверяем. Безусловными качествами людей в этих профессиях являются порядочность, знания, профессиональная квалификация и возможность доверить свою маленькую тайну. Представим себе, что таких «профессий на доверии» не очень много. Но, безусловно, на первых трех местах профессий будут: врач, учитель и юрист.
Внутри каждой из этих профессий существует множество специальностей. Допустим, «медик» может быть фармацевтом, лечащим врачом, хирургом, а учитель иметь специализацию по предметам. Таких направлений в школах и других учебных заведениях немало.
Специалист в области юриспруденции может быть после окончания вуза работником прокуратуры, следователем, адвокатом, судьей и выполнять любые работы, связанные с юридической деятельностью.
Каждому специалисту этих направлений мы доверяем больше других. Имидж у носителей таких профессий особый. Да и государство законодательными нормами закрепили такое отношение к ним. Врач, допустим, дает «клятву Гиппократа», подкрепленную на законодательном уровне понятиями о «защите медицинской (врачебной) тайны».
Выпускник-юрист, допустим, попадая на государственную службу в органы правопорядка, клянется добросовестно выполнять Законы Российской Федерации. Следовательно, от нашего восприятия этих специалистов, той помощи, которую они оказывают и степени доверия к конкретным носителям этих знаний, мы ценим высокий статус профессии.
Но чтобы быть носителем знаний и выполнять функции по тем или иным направлениям, каждому из них необходимо иметь соответствующее образование: учителю — «педагогическое», врачу – «медицинское», юристу – «юридическое». Каждый из них должен быть подготовлен в соответствии с «профессиональными стандартами» — общими правилами, образовательными программами, соответствующими определенной специализации и желательно с опытом работы по специальности соответствовать определенной квалификации, что, несомненно, является плюсом для нас, потребителей этих услуг.
Добавим, что важной частью успеха каждого представителя вышеназванных профессий является неиспорченная репутация, которая может складываться из успешного опыта работы, «сарафанного радио» и других причин, характеризующих этого специалиста.
Мы доверяем диагнозу врача. И проходим курсы лечения по его рекомендациям. Быстро выздоравливаем – значит, врач нам помог. И если кто-то спросит мнение об определенном враче, то вы, исходя из собственного субъективного восприятия ситуации, положительно охарактеризуете такого специалиста. Мы это делаем, руководствуясь собственным опытом общения с таким спецом. Помог — он профессионал, нет — вы не порекомендуете посещать такого «эскулапа».
Фактически вы становитесь частью информационного поля (не обязательно, что такая рекомендация была распространена через сети интернет). Сказав свое мнение о враче вслух, вы становитесь носителем информации из уст в уста – частью так называемого «сарафанного радио».
Это же можно отнести и к профессии учителя, воспитателя детского сада. К одним воспитателям детского сада мы отводим детишек, а к другим дети сами не хотят идти. По поведению детей и их желанию идти в детский сад можно создать первое впечатление о профессионализме воспитателя.
Аналогичный подход касается и юристов.
Однако здесь все намного сложнее. «Дрова –вопросы» в топку восприятия юристов подбрасывает система образования и в частности по этой профессии. Как мы знаем, образовательный процесс делится на две части: бакалавриат и магистратуру – между прочим, международный стандарт подготовки специалистов высшего звена, применяемый в российской образовательной системе последний десяток лет и оправдывающий себя.
Такой подход позволяет совершенствоваться в профессии.
Переложенный на российскую действительность он дает порой обратный результат. И такие факты в Тюменской области есть: на бакалавриате ты учишься, например, на врача, а завершив это обучение – подаешь документы в магистратуру на юридический факультет. Если в рамках одного вуза, то это сделать менее проблематично, чем, кажется.
Не факт, что ты поступишь в другой вуз по новому для себя направлению на бюджетное место, но на платной основе окажется вполне возможным стать студентом юридического факультета.
Кто будет этот специалист после обучения? Возможно, такие юристы в рамках корпоративного (медицинского) сообщества нужны. Но в рамках полученного образования он не будет в полной мере ни медиком, ни юристом.
Эту тему обсуждали в рамках недавней пресс – конференции, организованной Союзом «Западно-Сибирская Правовая Палата» (ЗСПП).
Владимир Ульянов, депутат Тюменской областной Думы, руководитель ТРО ООО «Ассоциация юристов России» отвечая на вопрос по профессиональным стандартам в системе организации образовательного процесса в тюменском регионе отметил, что в Тюменской области в части подготовки специалистов юристов наведен относительный порядок. Не прошли аккредитацию и не получили право готовить юристов вузы, не имеющие юридической базы и профессорско-преподавательского состава для организации такой работы. Функции возложены по подготовке юристов на Тюменский Государственный Университет.
Эрнест Абдулович Валеев, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции, с которым мы встретились во время одного из приездов в Тюмень, убежден, что качество подготовки специалистов целиком лежит на образовательном формате России, взявшем за основу Болонскую систему. Изменив подходы к формированию «профессиональных стандартов» специалистов, в том числе юристов, мы дали возможность и право выбора более широкого поля формирования личности в профессиональном плане.
Если по каким-то профессиям это оправдано, то по другим специальностям возникает множество вопросов. Это относится в не последнюю очередь к тем, кто собирается стать юристом. Современная система образования дает возможность получать
«бакалавриатское» знание по профессии, допустим, психолог, а «магисторское», например, по юриспруденции.
Опаснее всего, если такой выпускник будет пытаться поступить на государственную службу в качестве юриста. Мы отлично понимаем, что бакалавриат дает общие знания по профессии, а магистратура – специалитет. Достаточно ли такому юристу знаний для осуществления своих функций в той же Прокуратуре России и Следственном комитете.
— Я выступил инициатором пересмотра некоторых положений по приему выпускников в органы Прокуратуры, – рассказывает депутат Валеев. — Закон о Прокуратуре не имел ограничений, касающихся приема на работу в эти органы специалистов — юристов, которые в неполной мере обладали знаниями юриспруденции, отучившись на бакалавриате без юридической специализации, а в магистратуре лишь по юридическому направлению, и которые считают себя юристами в большей степени, чем специалистами по профессиональным стандартам специальности, полученной на бакалавриате.
— Ко мне, как депутату Государственной Думы, — продолжает рассказ Эрнест Абдулович Валеев, — приходит достаточно много обращений от граждан и организаций, которые обращаются с запросами в том, что их права нарушены. Есть обращения по поводу не справедливого (по мнению обратившихся) решения судов. Если заявитель это могут быть сами осужденные или их родственники, другие физические лица – граждане Российской Федерации, то я направляю обращение для рассмотрения по компетенции. Возможно, в этом случае действительно все прошло так, как описывают в обращении заявители. В любом случае справедливость должна восторжествовать. Проверка, инициированная депутатом, может выявить факты различных вариантов коррупционных проявлений, давления на судью при принятии решения или не компетентности специалистов правоохранительной системы. Такие факты, к сожалению, тоже встречаются. Разобравшись с конкретным обращением, мы можем содействовать справедливости и уменьшению правовых ошибок, которые иногда встречаются.
Однако, по мнению Э.А. Валеева, существуют варианты, когда за осужденных или от имени их родственников в Государственную Думу или конкретно к депутатам пытаются обратиться адвокаты (юристы по доверенности) от имени заявителей и предлагают оказать содействие, а менее профессиональные юристы обращаются с заявлением о том, чтобы депутаты даже повлияли на решение суда.
— И вот здесь у меня возникает множество вопросов, — продолжает свой рассказ Эрнест Абдулович, — к квалификации юристов, представляющих интересы заявителя, профессиональной компетентности юриста. Как известно, «высший Закон России» — Конституция гарантирует независимость ветвей власти: исполнительной, законодательной, судебной. Об этом должны знать все юристы, отучившиеся в российских правовых вузах и факультетах, или те, кто имеет любое образование с уклоном на юриспруденцию. Каждый Гражданин нашей страны должен об этом знать. Не допускается вмешательство депутата в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.
— А когда на прием к депутату адвокат приводит заявителя с жалобой на неправильное решение суда, то первая мысль возникает самая банальная: «Адвокат пытается дополнительно получить денежное вознаграждение от родственников осужденного за свою «суету», зная при этом, что такое обращение вне закона, тем не менее, так почему-то и поступает. И если факты оплаты адвокату за обращение к депутату со стороны заявителя подтверждаются, то такие неблаговидные действия можно отнести к мошенническим, – подводит итог нашего общения Эрнест Валеев. — А к тому же заявитель, от чьего имени выступает адвокат, даже не предполагает, что никакой помощи депутат не может оказать в силу закона.
С мнением депутата Государственной Думы России Э.А. Валеева согласна Ольга Анатольевна Загвязинская, советник ректора Тюменского Государственного
Университета, доцент кафедры Института государства и права, которая выступает за формирование профессиональных стандартов, с учетом профессионализма, этических норм в профессии, совмещая при подготовке специалистов современные знания и глубину традиций вуза.
Она считает необходимостью введение индивидуальной траектории образования для каждого студента в 2019 – 2020 учебных годах в программы обучения с учетом особенностей по профессии.
И к студентам — юристам это относится в первую очередь.
По мнению Ольги Анатольевны в рамках «Открытой школы Права» не раз поднимались вопросы, направленные на наведение порядка на рынке юридических услуг и повышения качества подготовки специалистов — юристов, приходящих в сферу оказания юридических услуг региона.
Форум юристов по теме «Трансформация профессии юриста в цифровом мире, или каким должен быть современный юрист», прошедший недавно на площадке Тюменского государственного университета, выявил озабоченность профессионального юридического сообщества предъявляемым качеством образования.
Были высказаны предложения по расширению преподавания юридических дисциплин с учетом специализаций: «адвокатское дело», «прокурорский надзор», «особенности службы в следственном комитете», «оказание юридических услуг населению», «принятие «Кодекса юриста», как части профессиональных стандартов в качестве самостоятельной программы обучения».
Юрист — профессия, которой мы должны доверять.
Владимир Игель,
по материалам СМИ Тюменской области