Николай Штрассер: «… ушли времена, когда инженер пенсионного возраста решал службу охраны труда на предприятии….»
Незаметно, но бурно ворвались профессиональные стандарты в нашу производствен-ную действительность. Прошло каких-то 5-6 лет, а их уже насчитывается более тысячи. И они продолжают множиться, пополняя список профессий и должностей, вытесняя ЕТКС и другие справочники прошлого века.
С их появлением чётко и ёмко определились параметры каждой профессии, структу-рировались объемы необходимых знаний и умений, требования к навыкам и функционалу, отражая каждый технологический, технический, организационный процессы в деятельно-сти конкретной профессии или должности.
И в этом большом списке профессиональных стандартов одним из первых появился профессиональный стандарт для специалистов по охране труда, который был введен прика-зом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандар-та «Специалист в области охраны труда».
Ушли те времена, когда в службу охрану труда направляли чаще всего инженеров пенсионного возраста, имеющих какие-то отклонения в здоровье. Почему-то считалось, что охрана труда — это обязательная, но не основная функция на предприятии, не требующая каких-либо серьезных знаний и опыта. Поэтому заниматься охраной труда могут техниче-ские работники пенсионного возраста или специалисты, не нашедшие своего места в штат-ном расписании основного производства предприятия. Да и высших учебных заведений, которые бы выпускали специалистов по охране труда, практически не было. В основном достаточно было иметь какое-либо техническое образование, а иногда и не техническое об-разование подходило, так как считалось, что для работы инженером по технике безопасно-сти (охране труда) особого образования и не требовалось.
Сейчас функции охраны труда настолько расширены, что требуют от специалистов не только чисто прикладных знаний в области охраны труда, но и иметь навыки педагога, маркетолога, снабженца, экономиста, психолога и т.д. и т.п.
Кроме того, охрана труда в настоящее время становится более значимой областью де-ятельности человека. На её началах строятся сегодня национальные программы по оздоров-лению населения России, по снижению травматизма и профзаболеваний, а, следовательно, улучшению условий труда, повышению качества производства, безопасности жизнедея-тельности и в целом – уровня жизни народа.
А это в свою очередь требует от специалиста по охране труда дополнительных зна-ний, новых компетенций.
Появление приказа о профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда» дало возможность образовательным организациям самостоятельно разрабатывать программы профессиональной переподготовки (в рамках дополнительного профессиональ-ного образования) в соответствии с прописанными в профстандарте требованиям знаний и умений к руководителям и специалистам служб охраны труда. А обучение по указанным программам профессиональной переподготовки позволило многим специалистам по охране труда юридически закрепить свой профессиональный статус (компетенцию) в области охраны труда.
Кроме того, предлагаемые программы позволяют многим работникам иных профес-сий и квалификаций, а также временно безработным или находящимся в поиске новых направлений своей деятельности обрести новую профессию или, как теперь принято гово-рить — новую квалификацию «специалист по охране труда».
Однако возникает вопрос: какое место в процессе получения той или иной квалифи-кации отведено обучающим организациям (учебным центрам, колледжам, институтам, уни-верситетам, академиям и т.д.)?
В созданной в настоящее время системе оценки квалификаций от национального со-вета до центров оценки квалификации речь идет об экзаменационных центрах, тестовых проверках, в результате прохождения которых претендент получает соответствующую ква-лификацию. Но о самом процессе обучения, получения как теоретических, так и практиче-ских знаний и навыков в принятых документах нет ни слова.
Тогда возникает следующий вопрос. Перечисленные выше учебные организации, ко-торые по результатам обучения в них по программам профессиональной подготовки и пе-реподготовки (от 250 часов до 5-6 лет обучения) и защиты выпускных квалификационных или дипломных работ выдают своим выпускникам соответствующие дипломы (или серти-фикаты) с присвоением им соответствующих квалификаций и специальностей. И это явля-ется завершающим этапом всего процесса обучения (в том числе подготовки и переподго-товки) и появления новых специалистов.
Но, исходя из внедряемой системы оценки квалификаций, полученные в учебных за-ведениях дипломы (или сертификаты) становятся (в лучшем случае) какими-то справками для дальнейшего подтверждения своей квалификации еще и в центрах независимой оценки квалификаций (или в экзаменационных центрах) после сдачи в них так называемой госу-дарственной итоговой аттестации.
Не значит ли это в итоге, что дипломы выпускников колледжей и ВУЗов, в том числе и в рамках повышения квалификации, а также профессиональной переподготовки становят-ся необязательными?
Будем надеяться, что мероприятия, запланированные на площадках БИОТ-2019 и ВНОТ-2020, дадут ответы на озвученные вопросы.
Николай Штрассер,
независимый эксперт по вопросам охраны труда,
автор материалов в журнале «АГРОФОРУМ»,
руководитель центра дополнительного
профессионального образования ИПК МТУСИ
специально для сайта АФОРУМ.РФ