Писатель Сергей Козлов: «…когда ты разочаровываешься в том, что раньше знал – это всегда тяжело переживать»
Писатель и общественный деятель Сергей Сергеевич Козлов является членом двух творческих Союза России: писателей и журналистов. Он представляет особый интерес не только как коллега для журналистов, выступающий «за правдивость и не приглаженность» фактов какими бы они не были суровыми
Сергей Сергеевич Козлов знаковая фигура для читателей, которые чтят его творчество и приходят на встречи с писателем. Одни восхищаются меткостью его слова, другие — актуальными мыслями писателя, третьи – позицией главных героев.
Однако до последнего времени Сергей Сергеевич Козлов больше импонировал как общественный деятель. В бытность его депутатства в Тюменской областной Думе мы чаще с ним встречались, чтобы услышать ответы на интересующие нас вопросы. В настоящий момент приходится общаться на расстоянии – творческие люди «непоседы». Поэтому чаще пользуемся возможностью задать вопросы ему через онлайн пресс- конференции разного формата. Одна из значимых встреч прошла в текущем году на интернет площадке МАУК ЦБС Тюменского Муниципального Района. Приводим некоторые вопросы наших читателей и самые интересные ответы, которые характеризуют Сергея Сергеевича Козлова как народного писателя и публициста.
— В социуме бытует мнение, что все можно найти в «Википедии» и не обязательно читать книги. Учитывая тот факт из вашей биографии, что вы научились читать и писать еще в юном возрасте: Сергей Козлов согласен с этим мнением? Как Вам удалось не только сохранить любовь к чтению, более того проявить себя в роли писателя (в 23 года (1989г.) в областной газете «Тюменский комсомолец» был напечатан ваш первый рассказ «Паралели»)?
— Почти ни чего хорошего не попадает в Википедию. Начнем с этого. Начать наверно нужно с того, что писал, писал с детства с раннего. Читать научился очень рано. И буквы открыл сам для себя, конечно, со мной родители занимались.
Моя бабушка прошла всю войну, а сама читать не умела. Я за нее расписывался с 5 лет, когда она говорила: «Пенсию (44 рубля 95 копеек) мне принесли, пойди внучок распишись». Как сейчас помню свою бабушку, которая имела награды как участник трудового фронта, в 74 года. В военные годы одна воспитывает 4 детей и работает на погрузке бревен – трудные были времена, о которых она рассказывала. И она любила смотреть «Клуб кинопутешествий» — была такая телевизионная программа. Бабушка все просила меня найди ее в местной газете в разделе «Программа передач». Один раз я ей нашел. Не поверила и говорит: «Как, ты, внучок, нашел, ты же грамоты не знаешь». Пришла мама с работы и мы вместе читали программу. Так я научился читать, а потом начал и писать.
В 7 лет я уже писал свой первый фантастический роман. До Ефремова мне было очень далеко, там все-таки такая философская вещь, а тут было понятней.
В моем возрасте чернильные ручки исписать 2 штуки, тогда были 24 и 32 страничные тетради помимо вот тех 16 и 8, к которым мы привыкли уже в 70 годы. Вот я их исписал чернильными ручками. Из таких тетрадей сохранила мама, что самое удивительное в зрелом возрасте перечитывал, конечно, все это смешно с ошибками и так далее, но мысль то какая была заложена. Я вспомнил об этом.
В это время читал много фантастики, читал с самого детства исторические повести. С детства очень любил фантастику Казанцева (советский очень хороший фантаст). «Астронавт с искусственным сердцем…» — до сих пор в памяти. Астронавт уже летающий к звездам, у него отказало сердце и ему, оказавшись в будущем поставили искусственное сердце.
Прочитал в тоже самое время «Повесть о настоящем человеке» (главный герой Маресьев), и нашел «земные аналогии» Они заново учатся летать: один на космолете (фантастика), а другой на самолете (реальный случай из жизни пилота ВОВ»). Под воздействием двух повестей, посмотрите, что у первоклассника-второклассника в мыслях.
Потом писал, какие-то стихи какие-то печатали в газете типа «Пионерская правда», в журналах. Не взирая на то, что я многие в том творческом периоде трудно понимаю до сих пор. Как во мне, абсолютно советского человека, совмещалась любовь к имперской России. Моя Родина — СССР, об это можно будет поговорить отдельно если будет интересно.
Могу завершить ответ на ваш вопрос из того что в Википедию не вносят. В 1995 году уехал в поселок Горноправдинск, поселок геологов и вот там как раз написал. Я благодарен Югре, благодарен тайге, благодарен землякам Югорчанам и особенно сельским жителям.
Там я работал сельским учителем, директором школы 17,5 лет. У меня ни чего не было лишнего. Мне дали комнатку, и нам с женой уже принесли все. Мы жили там, в 90 годы, когда жители стали ставить железные двери. Раньше в поселке Горноправдинск двери в квартиры не закрывали, не закрывали на замки и машины. Бежать то не куда – тайга. Там реально ходили по улицам медведи. Это та шутка для иностранцев. На балалайке мы тоже играли. Как характеризуют обычно Россию: медведи и балалайка. Но медведей я видел сам в поселке и с рук кормил иногда — бывало и такое.
— Вы являетесь обладателем многих наград и премий более того одного из престижнейших наград в литературе: «Лауреат XII международного Славянского литературного форума Золотой витязь 2021 года» с книгой «И.О.В.» он получил наивысшее признание в номинации «Проза»?
Как рождаются ваши «шедевры» ведь сейчас в каждом книжном магазине есть продукция на предмет того «как написать книгу»…. и т.д.?
— В Москве в доме писателей президент фестиваля Золотой витязь Николай Бурляев вручал мне замечательного золотого витязя. Кстати выглядит шикарно, такой русский «Оскар». Я радовался, что это не современная нобелевская премия, а вот именно наш русский витязь, чем очень горжусь.
Когда я захожу в книжный магазин и вижу » Как написать книгу» всякие там коучи — «неучи», которые пишут «Как стать успешным». Они на этом зарабатывают. Они зарабатывают деньги на тщеславии людей и их желание разбогатеть.
Я начинал первые тексты печатать строчка одна другая. Ты видишь сюжет от начала до конца, а иногда первую строчку из неё потом появляется целый Роман. Когда нужно рассказать, как я писала Роман… Я часто повторяю эту историю. Я как-то привозил сюда знаменитого Сербского писателя Гордона Петровича, он был у нас в университете, когда он выступал студенты, его спросили: вот вы такая известность вас перевели, на столько языков скажите, как написать книгу?
Он молчал. А потом ответил «если к вам придёт человек и скажет, как написать книгу это точно будет не писатель» – гениально, да тут ни чего не добавишь.
— Ваши книги в первую очередь всегда появляются в сельских библиотеках, вы являетесь большим другом всех библиотек региона, с чем это связанно? Вы стали лауреатом регионального конкурса «Книга года — 2021» в номинации «Лучшая книга художественной прозы» за работу «Романовы: преданность и предательство». На основе книги будет снят международный исторический фильм и одноименный сериал. Тираж 20 тысяч экземпляров также распределен по всей стране и конечно в сельские библиотеки, в том числе, о чем книга, для кого?
— Мне всегда приятно общаться с теми, кто еще не забыл что такое книга, особенно сегодня. В сельских библиотеках всегда был и будет эпицентр культурной жизни села.
Я 17,5 лет отработал сельским учителем, директором школы, поэтому мне близко и понятно, все, что здесь происходит. Читающие люди находятся вдали от мегаполисов и шумных городов.
Это книга о судьбе царской семьи, которая неразрывно связана с историей нашего края. Писал книгу более трех лет. Это романом-калейдоскопом. На 800 страницах содержится 95% истории и 5% писательского вымысла. В произведении всего три вымышленных персонажа, а все остальные герои имеют реальные прототипы.
Над книгой работал 25 часов в сутки. Это ни с чем несравнимые духовные муки, потому что это драматическая история, и она болит. Когда ты разочаровываешься в том, что раньше знал – это всегда тяжело переживать. Мне бы хотелось, чтобы из этой книги извлекли главный урок: чтобы мы разучились убивать друг друга из-за идей. Для меня слезинка на глазах ребенка «по Достоевскому» перевешивает все, что только можно. Консультантом проекта выступил историк Владимир Хрусталев.
Автор идеи и продюсер будущей картины — член Союза кинематографистов России и академии российского телевидения Олег Урушев.
— Спасибо за интересный рассказ. Ваши книги одни из самых читаемых из числа современных авторов в сельских библиотеках Тюменской области. Ждем новых встреч.
Вопросы концепции обсуждал и готовил
Владимир Сипетин
С писателем С. С. Козловым беседовала
Роза Фрунзиковна Арутюнян,
директор МАУК ЦБС ТМР