Роза Арутюнян: «для меня профессия библиотекарь – это постоянное самообразование и саморазвитие….»
Об интервью с директором МАУК ЦБС ТМР Розой Фрунзиковной Арутюнян мы договорились заранее во время одной из выставок в Тюмени, где редакция журнала презентовала проекты в раскрасках по ранней профориентации для детей сельской местности. Разговор позволил посмотреть на «Библиотечное дело» в Тюменском районе комплексно, а на профессию Библиотекарь через призму значимости этой профессии в социально — культурной жизни села. Поэтому первый вопрос для Розы Фрунзиковны мы сформулировали так: чем для Вас является: «Профессия: Библиотекарь»?
«Библиотекарь – считает Роза Арутюнян, — это в первую очередь человек, работающий в большом потоке информации. Библиотекарь это своего рода профессионал по просветительским услугам для всех категорий граждан, кому требуется информация.
Работники библиотек являются специалистами в области книжной информации (художественной, научно-популярной, специальной литературы). Прежде всего, профессия библиотекаря направлена на работу с читателями.
Если кто-то думает, что в библиотеке можно затеряться среди книжных стеллажей и отсидеться в тиши, то этот человек глубоко заблуждается. Возможно, у некоторых людей слово «библиотекарь» вызывает скептическую улыбку, но это лишь от незнания нашей современной профессии.
Для меня профессия библиотекарь – это постоянное самообразование и саморазвитие».
— Какими квалификациями и знаниями должен обладать специалист в вашем направлении?
— Библиотекарю нужно уметь прогнозировать и знать основы управления планирования деятельности. Основные виды деятельности библиотеки – это обслуживание читателей (книговыдача), работа с фондом (формирование читательских запросов, расстановка фонда, работа с задолжниками) и мероприятия по продвижению книги и чтения различной направленности.
Библиотекарю необходимо знать и уметь:
Уметь организовать и провести мероприятие, договориться о встрече и т.д.
Знать историю культуры, региональную культуру (краеведение) русскую, советскую и зарубежную литературу. (без прошлого нет будущего, мы не можем советовать прочитать книгу не зная ее).
Должен правильно выражать свои мысли и уметь быстро реагировать на читательский запрос.
При работе с читателями пользоваться современными техническими средствами и (знание компьютера, приложений, программ, копировальной техники).
Стоит также сказать и о личных качествах, которыми должен обладать библиотекарь
Библиотекари – это чуткие, отзывчивые, внимательные и вежливые люди. Они не должны быть равнодушными к читателю.
Главная черта библиотекаря – любовь к книгам.
— Какие профессии, по вашему мнению, близки по духу или функционалу к профессии: Библиотекарь?
— Стоит отметить, что на изменение библиотечной профессии влияет социальная ориентация многих библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог; библиотекарь по обслуживанию социально незащищенных групп населения; педагог-библиотекарь.
В последние годы библиотекарям постоянно приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, что привело к потребности наименования новых должностей в профессии, таких как, библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.
Таким образом, библиотекарь нового поколения это, прежде всего, аналитик-синтезатор, умеющий не только осуществлять поиск, но и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и запросов пользователей. Библиотекарь обязан быть для читателя своеобразным информационным навигатором и посредником в системе документных коммуникаций, в том числе электронных, а значит, в совершенстве владеть информационными библиотечными базами и каталогами. А это в свою очередь позволяет библиотекарю совершенствоваться профессионально. Продвинутый библиотекарь должен обладать навыками менеджера и маркетолога в информационно-библиотечной сфере, что в свою очередь позволяет для читателей стать инструктором по освоению информационной культуры. Работников библиотек, имеющих большой профессиональный опыт приглашают агентами книгоиздательского и книготоргового рынка, что, несомненно, повышает престиж профессии библиотекаря в обществе, а для молодежи, приходящей для работы в библиотечную систему видеть собственные перспективы и рассчитывать на свой профессиональный рост.
Кроме того, Библиотекарь должен вовлекать пользователей в совершенствование библиотечных сервисов; охватывать как можно большее количество посетителей, учитывая принцип «лонг тэйл» («длинный хвост»), например, обслуживать не только детей, но и их родителей; соединять людей, технику и информацию.
Настоящий библиотекарь должен уметь переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов (задач), проявлять инициативу. Обслуживание читателей требует от библиотекаря предельной корректности и деликатности.
Можно также выделить, что профессию Библиотекарь можно сравнить с культорганизатором, учителем, музеологом, краеведом, системным администратором, программистом, дизайнером…- перечень навыков и знаний в смежных профессиях приветствуется.
— Каким профессиональным цензом обладаю ваши основные читатели библиотек в деревнях и населенных пунктах Тюменского района?
— Главное богатство библиотеки (помимо книжных фондов) – это читатели. Благодаря им не падает престиж библиотек в местном сообществе. В библиотеки Тюменского района приходят за книгами дошкольники, школьники, работающая молодежь, люди среднего и пожилого возраста. По профессиональной принадлежности, большинство читателей рабочих профессий, в связи с «бумажной» загруженностью, к сожалению, стали редко посещать библиотеки люди социальной сферы, относящиеся к классу интеллигенции.
— Какие, на ваш взгляд, являются главные вопросы, которые задают библиотекарям различные категории читателей на селе?
— Руководители и коллеги спрашивают про пополнение фонда, рекомендуют литературу, которую они хотели бы почитать. Молодежь спрашивает, когда появятся современные читательские билеты. Люди пожилого возраста переживают за то, чтобы живую книгу не заменили электронные форматы.
Вопросы подготовил:
Владимир Сипетин