В ай-ти сфере главное иметь желание и уметь фильтровать информацию
В последнее время у детей школьного возраста Тюменской области стремительно растет желание найти себя «Ай-Ти сфере». На конкурсах детского рисунка по профессиональной ориентации, которые проводит Общественный Совет при департаменте труда и занятости населения Тюменской области все чаще обнаруживается, что кто-то хочет стать «ютюбером», кто-то — «тиктокером», а кто-то из детей собирается стать «Системным администратором», кто-то выбирает другие профессии, связанные с ай-ти (возраст этих детей от 6 до 12 лет). Рисунки шлют из городов юга Тюменской области и из небольших населенных пунктов в сельской местности — охват широченный.
Нашим собеседником стал человек известный в определенных кругах специалистов — Сергей Витальевич Ш., «айтишник» с 16-летним стажем. Он прошел путь от системного администратора до ведущего инженера-программиста и руководителя группы разработки в крупной IT-компании.
Мы обратились к Сергею Витальевичу Ш. с просьбой рассказать о примерах из личного опыта, которые побудили и привлекли его внимание к ай-ти сфере в столь раннем возрасте. Поэтому и вопросы попытались сформулировать с учетом мнения родителей, воспитателей в детских садах, учителей в школах и самих детей.
Предлагаем фрагменты нашей беседы с профессионалом в ай-ти сфере
— На каких программах и проектах вы учились осваивать компьютер (интернет) будучи в возрасте этих детей? Что побуждало вас заниматься ай-ти проектами в столь раннем возрасте? Что современная молодежь упускает (недостаточно осваивает) при расширении своих знаний и умений в сфере ай-ти?
— К сожалению, когда я был в юном возрасте, компьютеров, планшетов, смартфонов и других гаджетов еще не было. Первый компьютер у меня появился только в подростковом возрасте. А незадолго до этого, во время летних каникул, родители подарили мне несколько книг и журналов, связанных со сферой IT. Вот тогда-то и возник интерес. Кто-то из моих друзей детства любил возиться с автомобилями и стал автомехаником, кто-то любил рисовать и стал дизайнером. А я полюбил компьютер, и программирование стало и моим хобби, и моей профессией. Учился я, в основном, в интернете: читал официальную документацию, лазил по англоязычным сайтам, изучал статьи на английском языке, общался с единомышленниками на форумах.
При этом я никогда не считал компьютер только средством развлечения. Прежде всего, это был инструмент для создания чего-то полезного. И, наверное, именно этот момент упускает молодежь, когда садится за компьютер или листает соцсети в своем смартфоне. Отсюда у детей желание стать блогером на YouTube или создавать короткие ролики с приколами на Tick Tock. Но они забывают или не знают, что интересный популярный контент создается не за пять минут, чтобы самому посмеяться и других повеселить, да еще и денег заработать. Конечно, иногда аудиторию и количество просмотров можно набрать, сделав какую-нибудь глупость на камеру телефона, но удержать позиции без труда не получится. Например, у блогера должна быть хорошо поставленная речь без слов-паразитов и ненужных пауз, а у самого ролика – качественный видеоряд и максимально хороший звук без посторонних шумов. Всему этому тоже нужно учиться.
В чем основное отличие функционирования ай-ти сферы в ваше «молодое время» и у современной молодежи?
— Это как сравнить эпоху динозавров и эпоху человечества. В наше время не было практически ничего, а сейчас появилось все и это все продолжает развиваться. Подход к обучению в IT-сфере тоже изменился – если раньше мы учились только по официальным источникам и что-то дополнительное найти было сложно, то теперь, когда повысилась скорость интернета и передача информации перестала быть проблемой, можно найти ответ на любой вопрос. Раньше не было обучающих курсов, роликов про программирование, а сейчас все это есть – и теперь главное иметь желание и уметь фильтровать информацию, чтобы не наткнуться на мусор.
На какую категорию рассчитаны существующие ай-ти обучающие программы, позволяющие в наиболее раннем возрасте определиться с собственной специализацией: «Буду программистом» или «Хочу работать с железом»?
— Я не встречал в современном мире такие проекты, которые помогли бы сделать выбор между программированием или системным администрированием. Более того, я не видел ни одного проекта, который бы обучал системному администрированию, кроме собственно курсов в учебных заведениях. По программированию же такие проекты существуют.
Читателями наших журналов являются не только руководители и специалисты крупных аграрных хозяйств Тюменского региона, но и государственные и муниципальные служащие, менеджеры сельхоз отрасли, а так же, предприниматели — инвесторы, которые все больше заинтересованы в подготовке собственных кадров: доступна ли для молодежи обучающие программы в ай-ти сфере?
— Более чем доступны. Можно спокойно забить в поиск в магазине приложений «программирование для детей» и выпадет список игр для дошкольников и младших школьников – на логику, кодирование и так далее. Есть, конечно, платные, но есть и бесплатные, созданные в том числе при государственной поддержке. Кроме того, некоторые компании в качестве волонтерства или пиара разрабатывают бесплатные программы, игры или сайты для детей, чтобы вовлечь молодежь в IT с малых лет.
Если не брать во внимание именно программы, то часто прямо в школах создаются классы углубленного изучения информатики, а учителя-энтузиасты проводят во внеурочное время кружки по программированию. Главное, чтобы будущие программисты не забывали, что для работы в IT-сфере нужно не только знание информатики и математики, но и английского языка, хотя бы на среднем уровне.
Вопросы подготовил: Владимир Сипетин
Вопросы задала: Лидия Вязовикова