ТЭК. Комментарий специалиста Медведев В.В.
В 21 веке потребности нефтяной отрасли стали «умными»
За комментарием о прошедшем мероприятии мы обратились к независимому эксперту журнала в этой сфере, автору инновационных разработок Василию Васильевичу Медведеву, который, кстати, не раз выступал в нашем издании. Предлагаем его мнение, которое может не совпадать с видением проблематики другими специалистами.
Медведев В.В.
— 20 век принёс человечеству бурное развитие техники. Техника требовала всё больше топлива, всё больше нефти. Потребности в нефти росли, и технологии не могли угнаться за потребностями. Сегодняшнее поколение даже не знает, что существовал бензин А-66, с соответствующим октановым числом и не было Евро-4, Евро-3, даже Евро-1 не было.
В 21 веке потребности стали «умными». Высокотехнологичная техника, высокие требования к топливу, объективно возросли и требования к технологиям переработки и добычи нефти. 20 век можно по праву назвать золотым веком нефтедобытчиков.
Советский союз и страны ОПЕК могли играть серьёзную роль на международной арене. Представление о нефтяном благополучии было на уровне студента двоечника, который изобразил эмблему нефтяного фонтана, бьющего из буровой вышки. Сегодня уже нет того благодушного благополучия. Запасы «лёгкой» нефти истощаются, а технологии добычи и переработки «сложной» нефти так и отстали в прошлом веке.
Страны, которые могли себе позволить быть только потребителями, а это высокоразвитые страны Европы и США, были вынуждены во главу угла ставить развитие технологий. Такое геополитическое положение дел не могло не принести своего результата. В итоге развитые западные страны сегодня, в 21 веке имеют технологии, а сырьевые страны (в том числе и Россия) пришли к истощению «манны» и вынуждены плестись в хвосте цивилизации, милостиво используя подачки, в виде бывшего в употреблении оборудования, устаревших технологий и диктата санкций.
Сегодня каждый нефтегазовый форум начинается со слов: «запасы есть – технологий нет». Об этом говорили и на форуме, организованном «ВостокКапитал», состоявшемся в Тюмени. Но, ирония в том, что, как раз технологии есть. Нет честного и открытого внимания к ним. Нет патриотизма на деле, есть много словесного патриотизма и славословия, есть самостоятельные исследования нефтедобывающих компаний и аффилированных с ним фирм, которые не стремятся делиться государственной информацией, относя ее к разряду корпоративных.
ГРП – технология, изобретённая в СССР, получила серьёзное развитие в США и только потом была признана на родине. Это же происходит и сегодня. Серьёзная задача и проблема – ТРИЗ, которую вполне можно решить отечественными разработками.
Новый всплеск интереса к применению старых и новых методов (тепловых, газовых, химических – ограничимся этим перечислением) на «старых» нефтегазовых месторождениях России и прогнозируемые опытные работы по их промышленному внедрению, на первое место выдвигает науку в этой сфере. Без научного обеспечения и серьезного опробования методов на полигонах сложно подтвердить закономерность использования определенных технологий. Предпромышленное внедрение технологий в ТЭК нуждается в эксперименте, а без науки и инновационных разработок — это не возможно.
Сложно обсуждать проблемы степени готовности инновационных методов к промышленному внедрению без создания экспериментальных площадок со скважинами свыше глубин более 2000 метром. Некоторым нефтяным компаниям проще их заглушить, чем отдать под чужой проект, хотя в результатах такого исследования нуждается вся отрасль.
Не изменив отношения, не развивая технологий, не инвестируя в прогресс, не решить и задачи освоения ТРИЗ. Любая страна богатеет своими умами и технологиями, а не количеством миллиардов на счетах олигархов. Это надо понимать.
Если в России вектор внимания сменится с хищнического в направление творческого и технологического развития, страна, лет через 50 попадёт в ряд наиболее развитых стран мира.
Рассказ записал Владимир Сипетин