ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ
Тридцатые годы явились особенным временем. Это были годы превращения бывшей дореволюционной России в страну преобразований, из аграрного государства, превращающегося в могучую индустриально державу. В это десятилетие заводы, созданные за первую пятилетку, начали в массовом порядке оснащать народное хозяйство новой техникой собственного производства, в том числе автомашинами. С каждым месяцем автотранспортные предприятия получали все больше и больше автомобилей. Это были машины-труженицы, несовершенные по сегодняшним меркам, но способные заменить ручной труд, механизировать перевозки. Постепенно крупные хозяйства обзаводились десятками машин, все больше заменяя ими конно-гужевой транспорт. Возникла необходимость внутри предприятий и организаций создавать транспортные автомобильные группы, оборудовать мастерские для ремонта и ухода, заботиться о подготовке кадров водителей.
К этому историческому периоду и относится зарождение ряда небольших автомобильных групп в городах и других населенных пунктах на территории нынешней Тюменской области, в том числе Тобольске, Тюмени, Ишиме.
Одна из таких групп начала складываться в 1932-1933 годах при Ишимском пункте «Заготзерно». Получая и накапливая автомобили, руководство пунктом и3аготзерно» постепенно образовало группу сначала в десять, потом двадцать, а затем несколько десятков автомашин, занимающихся главным образом перевозкой зерна из колхозов и совхозов в зернохранилища. Уже в 1935 году при пункте «Заготзерно» весь автомобильный транспорт был объединен в автоотряд с начальником отряда во главе. Подчинен был отряд Омской областной конторе «Востокзаготзерно».
Шло время, росли объемы перевозок, удлинялись маршруты, увеличивался автоотряд как по численности машин, так и по количеству занятых людей. Назревала необходимость выделить автотранспорт в самостоятельное хозяйство.
27 сентября 1939 года народный комиссар заготовок СССР отдает приказ № 1082, которым автомобильные отряды при пунктах «Заготзерно» преобразуются в самостоятельные хозяйственные единицы.
В первые дни октября из наркомата, точнее из Главного управления автотранспорта Наркомата заготовок, за подписями и. о. управляющего Гусева и начальника отдела эксплуатации Зельдес, управляющий Омским отделением «Союззаготтранс» получил предписание принять от Омской областной конторы «Востокзаготзерно» автоотряд Ишимского пункта «Заготзерно» в количестве 100 автомобилей с ремонтной базой и штатами. Срок исполнения определялся в пять дней.
8 октября 1939 года Нарком заготовок Субботин утверждает «Положение об автоотрядах «Союззаготтранс». В «Положении» указывалось:
«п.1. Для вывозки глубинного хлеба организуются автоотряды, объединяющие от двух до пяти автомобильных колонн, которые использовать для перевозки других грузов воспрещается. Автоотряды являются самостоятельными хозрасчетными единицами…»
Так начал свою самостоятельную жизнь Ишимский автоотряд «Союззаготтранс». Местом его расквартирования избрана территория, прилегавшая к мельзаводу по улице имени Луначарского в г.Ишиме. Материальная база автоотряда была маломощной.
В архиве сохранились документы того времени, раскрывающие, какой базой располагал отряд.
Имея в момент образования сотню автомашин, хозяйство располагало несколькими зданиями постройки 1933-1938 гг. Размер их говорит о тех ничтожных возможностях, которыми обладал отряд для ремонта машин и технического ухода за ними. Такие цеха как электроцех имел площадь немногим более 12 квадратных метров, столярная мастерская 18,5 кв. метров, радиаторная 8,5 кв. метров, аккумуляторный цех — 8, Весь автопарк располагался под открытым небом на небольшом дворе и прилегающей к нему улице.
Отряд был создан для жизни. Он имел перспективу развития. И хозяйство росло. Строился профилакторий. Заканчивалось сооружение авторемонтной мастерской площадью 181 квадратный метр, огораживалась территория, появились ворота с проходной.
Рос численно и качественно коллектив. По итогам всесоюзной переписи социалистических промышленных предприятий на I января 1940 года отряд имел зданий и сооружений стоимостью на 59,5 тысяч рублей» а через год его постройки уже оценивались в 93,9 тысяч рублей. По данным документов той же переписи в среднем за 1940 год в отряде числился 181 человек, среди них 12 инженерно-технических работников и II служащих, два ученика и 4 человека младшего обслуживающего персонала.
С этими силами еще молодое предприятие сумело в течение первого года своего существования выполнить грузоперевозок почти на два с половиной миллиона рублей в тогдашних ценах. Автомобилисты отряда за 1940 год выработали 3.411.771 тонно километров.
Для начала это было не плохо. В коллективе стали складываться постоянные кадры. В те годы пришли на работу в отряд такие потом прославленные рабочие как Дмитрий Андреевич Коровин, Иван Исакович Костин и другие. Еще раньше, прямо из пункта «Заготзерно» влились в коллектив Прокопий Никанорович Морозов, Емельян Иванович Смоденко, Семен Федорович Мамаев. Они связали свою трудовую жизнь с этим предприятием.
— Когда я пришел в автоотряд, — вспоминал П.Н.Морозов, — начальник подвел меня к лежавшей в стороне раме и сказал: «Хочешь ездить — собери себе машину». Долго пришлось повозиться, но машину сделал и потом возил на ней грузы.
Хорошими делами начала славиться молодежь. Застрельщиками и организаторами молодежного движения за высокопроизводительный труд выступали комсомольцы. Об этом писал в городской газете «Серп и Молот» тогдашний секретарь комсомольской организации П.Фальков:
«Лучшими из молодежных вожаков проявили себя в первые годы жизни предприятия комсомольцы Егоров, Белышев, Филипкевич и другие. Шофер Егоров ежемесячно выполнял около двух, а иногда и больше двух производственных заданий. Комсомолец диспетчер И. Белышев выступил инициатором соревнования молодых шоферов и рабочих-ремонтников. Свою службу он нес отлично и в конце года был выдвинут на должность старшего диспетчера. Комсомолец Филипкевич организовал регулярный выпуск стенной газеты и был одним из активистов оборонно-массовых мероприятий».
С осени 1940 года автоотряд вступил во второй год своего существования. Перед коллективом была открыта дорога роста и укрепления. Парк пополнялся новыми машинами. По планам Омского областного отделения «Заготзерно» Ишимскому автоотряду в первой половине 1941 года предполагалось передать машины из Пегановского автоотряда, после чего парк должен был достигнуть 150 автомобилей.
На существующей территории было тесно с первого дня образования отряда, а при получении новых машин работать было еще труднее. В связи с этим 13 мая 1941 года тогдашний начальник автоотряда Захаров обращается в исполком Ишимского городского Совета депутатов трудящихся с ходатайством о прирезке автоотряду за счет мельзавода и сноса строений площади в 1749 квадратных метров. На этой площадке планировали построить новые здания для ремонтных служб и технического обслуживания машин.
Отвести территорию и начать строительство не успели — началась Великая Отечественная война.
При образовании автоотряда «Союззаготтранс» в 1939 году Дмитрий Андреевич Коровин был одним из первых рабочих. Здесь он проработал 30 лет, все годы, показывая пример трудолюбия и дисциплины