Беседа с Юрием Водиловым
По вешнему виду он не пенсионер. Да и к тому же такой же энергичный, как и на кадрах фильма двадцатилетней давности, которые мы с ним смотрим. Сверлящий взгляд, умные глаза. Говорят же, что у человека только глаза не меняются с годами. Такой тип мужчин нравится женщинам в любом возрасте.
И лишь шикарная прическа на кадрах фильма и нынешняя у хозяина кабинета – другие. Годы берут свое. Это пожалуй единственное внешнее отличие того и нынешнего Водилова.
С генеральным директором ООО «СИБРЫБПРОМ» Юрием Афонасьевичем Водиловым мы ведем разговор во время его «обеда», который состоит из того же меню, чем питаются его работники. Единственное, что он больше вегетарианцем становится.
Простой стол в корпоративном буфете. Только такое время удалось найти, чтобы задать вопросы редакции журнала.
Мы говорим о его детстве, о том, как учился в тобольском техникуме, как служил в Советских Вооруженных Силах, а вернее сказать: в ВМФ на Дальнем Востоке, как работал на Ямале… Но больше он рассказывает фрагменты воспоминаний детства и работы в рыбной отрасли.
Большому кораблю – большое плавание
Каждый взрослеющий деревенский пацан, который пытается раньше своего времени доказать свою значимость, понимает, что вся сила в правде и порядочности.
Он рос в большой по советским меркам деревне Тюменской области и знал каждое место в околотке. Мечтал быть космонавтом, летчиком, моряком… в разные периоды своего детства и чем взрослел дальше, тем желания становились более реальными. Юрий Водилов знал, что он хотел вчера и что хочет сегодня, планирует, что будет делать завтра. Учился средне, но учеба давалась относительно легко. Поэтому и стал кандидатом экономических наук. Водилов обучаем и учится по сей день.
Одно из последних желаний детства для Юрия было — стать председателем колхоза. По разным причинам он не стал председателем колхоза. Прежде всего — времена стали другими. Когда возможность стать председателем появилась, то другие экономические отношения, пришедшие в страну не позволили сделать это. Однако он своего достиг – стал руководителем крупной рыбоперерабатывающей компании на юге Тюменской области.
С детства необходимо обучаться трудом….
Юрий, сколько себя помнит, он всегда верховодил. Не был массовиком-затейником, но знал, что будет «в тренде», как говорят сейчас у тех мальчишек и девчонок, которые его окружали с детства. Организовывал походы в лес, где с пацанами жарили грибы на костре, радовались такой возможности пообщаться, как сейчас говорят в не формальной обстановке. Времени на это уходило не много, но тем ценнее были эти 2-3 часа общения на природе. Даже в таком не хитром увлечении – бездельниками ребятишки не были. Собирали ягоды и грибы для дома. Уходили из леса с корзинами дикоросов. Существенное подспорье для семьи в зимнее время.
Утром будила мама, чтобы выгнал коров на пастбище — главная обязанность старшего из сыновей Водиловых. Завтрак был для всех старших в семье, Юру к ним причисляли. С 6 лет так. Отец-механизатор ехал в бригаду: работу начинали рано, возвращался с работы поздно. Мама была телятницей в колхозе – нужно все успеть. За завтраком Юрий получал задания по хозяйству, чтобы за пацанскими забавами не забывал накормить животных, а вечером встретить коров.
Озорничали по — деревенски без злобы. Был свой шик среди взрослеющих пацанов, перелезть через забор, сорвать у кого то из селян огурцов и накормить парней. Не хватало видимо экстрима во взрослеющем организме. Не попался в «ночных вылазках» хозяину — тобой восторгались пацаны, попался — получал по полной программе от родителей.
Повзрослев, так не озорничали. Летом приезжали «городские» к деревенской родне. Были девушки, которым Юрий нравился. Он старался быть галантным и их защитником. Он быстро научился принимать решения и отвечать за свои поступки. Защищал младших, когда их обижали старшие пацаны. Знал, что хочет и понимал, что может. Он не уступал в спорах и но порой был податлив, когда того требовало место и время. Был настойчив, кода правота его рассуждений и действий была на его стороне, а так же интуиция, которой он с детства доверял — помогала выпутаться из различных передряг и обременяющие сейчас воспоминаниями о детских шалостях того времени.
Деревенский уклад ни когда позже и сейчас не бывал ему в тягость. Дров наколоть или воды принести для хозяйства – прямая обязанность детства не кажется обременительной.
С детства приученный к труду и порядку дома, перенес это на свое восприятие жизни позже. Порядок во всем. Как у деда: каждый инструмент знает свое место. Обо всем этом мы разговариваем с Юрием Афонасьевичем.
Он возвращается в разговоре к необходимости и важности воспитания с детства трудом. Если нет обязанностей по дому, если человек не приучен к работе по хозяйству, то ему, повзрослев, буде не просто найти аргументы чтобы остаться на селе. Такая молодежь уезжает из деревни, но мало кто возвращается. Но раньше на селе неприспособленных к труду людей было мало. Сложно выжить без каждодневного труда.
И хотя сам Водилов живет в городе и бизнес – разведение и переработка рыбы в промышленных масштабах — у него построен таким образом, что жить он вне деревни не может. Его современное хозяйство: отсеки как на подводной лодке, обеспечивающие выживание «аграрной сумбарины» под названием «СИБРЫБПРОМ». «Пышма-96» — научно-производственная база подводного корабля, обеспечивающая инвестиции, Рыбзавод — дизельный отсек, способный развить скорость и обеспечить питанием команду, строительство – неотъемлемая часть корпуса корабля, которая позволяет совершенствовать судно «СИБРЫБПРОМА». На каждом участке своя команда, объединяемая капитаном корабля Юрием Афонасьевичем Водиловым.
О рыбной отрасли откровенно
Не первый раз мы беседуем о развитии рыбной отрасли России и Тюменского региона. Так было в Москве по завершению рыбного форума на выставке «Золотая Осень -2014», где он разговоре отмечал региональную успешность развития отрасли на примерах Камчатского края, Сахалина, Мурманской и Тюменской областей и других. Тогда ему показались интересными темы и дискуссии по организации восполнения рыбных запасов и способов минимизации затрат при искусственном разведении рыбы.
Прошел год с момента последнего общения в Москве, по мнению Юрия Афонасьевича, проблема качественных и доступных в ценовом диапазоне кормов для рыбной молоди остается актуальной. Эти корма и раньше закупались за границей. Когда курс доллара был гораздо ниже настоящего – производство выкручивалось. Находили возможность приобретать такой корм за счет собственных средств. В нынешнем году проблематика приобретения кормов стала острее. Водилов видит выход в региональном субсидировании отрасли по этому направлению.
— В отличие от европейских стран, которые активно занимаются разведением рыбы в искусственных водоемах, на первом месте стоят корма. Весь период выращивания и доведения происходит при участии человека и ограничений с возможностью использования природных водоемов.
Тюменская область в этой части уникальная территория. Наличие прудового и озерного хозяйства позволяет переводить при искусственном разведении рыбы отдельных пород на естественное кормление за счет возобновляемой кормовой базы этих озер и прудов, что значительно удешевляет конечную продукцию, делает мясо вкуснее и натуральнее. Главное, чтобы все было сбалансировано.
По мнению Водилова: «… без кормов для выращивания рыбы, которые по прежнему закупаются за границей, сложно говорить о независимом развитии промышленной аквакультуры внутренних водоемов России»
Необходима государственная поддержка в этом сегменте. Независимое развитие промышленной аквакультуры в России возможно (доказала «Пышма -96» и некоторые другие компании), но при активной поддержки государства, что в период кризисных явлений в мировой экономики и санкций в отношений российских компаний становится актуальнее чем ранее – вопросы решаются быстрее. На предприятиях не хватает оборотных средств, а использовать кредитные ресурсы на корма и нести другие траты с привлечением заемных средств на работы не связанные с обновлением «основных фондов» мягко сказать: является не рентабельным для производства.
Если раньше прирост добычи рыбы был в большей степени обусловлен выловом из естественных водоемов, с хорошо налаженной работой рыбоохранных структур, то период, когда власти не уделяли достаточного внимания борьбе с незаконным выловом речной рыбы – статус браконьеров поднялся, а с ней и изменилась психология местного населения, живущего вдоль водных артерий (реки Обь и Иртыш) о доступности рыбных богатств региона и вседозволенности. Без восстановления рыбных биоресурсов не обойтись.
Водилову долгое время импонировала идея, которая запрещала вылов ценных пород рыбы, которая позже вылилась в законодательные акты местных органов власти, направленные на полный запрет ловли нельмы, муксуна, стерляди и других пород рыбы, нуждающихся в защите от браконьеров и незаконного вылова.
Восстановить естественную популяцию ценных пород рыбы без участия человека сложно, а по мнению некоторых экспертов отрасли, практически невозможно в ближайшее время.
Юрий Афонасьевич, готов согласиться с тем, что проще закупить рыбу ценных сибирских пород на территории выловленной в бассейне рек Лены и Иртыша, чем самому этим заниматься. Однако, ко всем вопросам связанным с этим нужно подходить экономически выверено. Он видит в этой ситуации значительное увеличение стоимости конечного продукта за счет накладных расходов, которые дополнительным бременем лягут на конечного потребителя: нас с вами в тюменском регионе.
Выходы есть
По словам Водилова, аквакультура Тюменской области, как отрасль долгое время оставалась без должного внимания и сейчас находится только в начале своего развития в отличие от мировой аквакультуры. В настоящее время разработаны различные меры государственной поддержки в данной сфере, такие как субсидирование краткосрочных инвестиционных кредитов.
Должен поменяться потребительский подход некоторых руководителей отрасли, которые уповают на получение средств из бюджета, чтобы только освоить их под региональные программы развития рыбохозяйственного направления без внесения собственной части финансирования таких проектов. Выход в государственно-частном партнерстве.
— Каким же способом необходимо развивать аквакультуру в Тюменской области и нашей стране? – спрашиваем у Водилова
По словам Водилова Ю.А., которые он произносит цитируя заместителя министра сельского хозяйства России Шестакова: «…. если аквакультура в мировом сообществе стремительно расширяет свои географические границы. Ее продукция в прошлом году приблизилась к 50% мирового рынка. Россия обладает огромным потенциалом водных объектов, но существенно отстает от мирового уровня развития аквакультуры, и наш вклад в продукцию продовольственного рынка составляет всего 3,2%, а за последние десятилетия объем не превышает 150 тыс. тонн в год».
Выводы нужно делать самим.
Также он подчеркнул преимущество аквакультуры перед продукцией рыболовства: свежая продукция, которая может поставляться потребителю в живом или охлажденном виде в любое время года. По экспертным оценкам специалистов объем вырученной рыбы и морепродуктов пресловутых в Москве и прибрежных участков может достичь 1 млн. долларов.
Водилов согласен с мнением, что рыбохозяйственный комплекс должен стать опорой государства, и его не должны сравнивать с черной дырой, как это было в случае с сельским хозяйством. Все предпосылки к этому в Тюменской области есть.
Рыбы стало меньше, а спрос на ценные сорта рыбы вырос.
«Сибрыбпром» — один из немногих производителей продукции деликатесного характера выращивает, например, «благородную» рыбу в искусственных условиях, но по технологиям приближенным к естественной среде. Все отработано так, что на качестве и вкусовых параметрах — это не сказывается. И покупатель доволен, и мы стараемся меньше изъять рыбы в качестве сырья из естественной среды обитания. Расширяем рыборазводочное направление, формируем маточное стадо практически по всем видам рыб, чтобы в скором времени полностью обеспечивать производственные мощности сырьем: сырок (озерный, речной), щекур и другие виды рыб — их больше 10, в том числе и тепловодные, такие как сом и теляпия.
Спрашиваю о личных предпочтениях Водилова – потребителя рыбной продукции. Оказывается, он любит строганину из муксуна, блюда из карпа, но особенно из сибирского карася, приготовленного по особой рецептуре, уважает мясо сома за непревзойденные вкусовые качества — чем немало удивил не только меня: теплолюбивая рыба, да еще в Сибири.
Увидев такую реакцию, Юрий Афонасьевич рассказал о новых возможностях промышленного сомоводства в Тюменской области. Современные технологии позволяют добиваться высоких показателей даже в условиях укороченного лета: Особо остановился на высоком качестве мяса сома:
— Мясо сома интересно не только своими вкусовыми качествами, но и превосходит, допустим, тот же, например, «пресный» минтай – самый распространенный вид рыбы, который рекомендуют в общественном питании, в детских садах, предлагают в школьных и студенческих столовых. По многим показателям эти два вида рыбы близки, но по наличию кислот, белков, полинасыщенных жиров, так необходимых для детского роста показатели у сома выше, чем у минтая.
Владимир IGEL,
фото редакция журнала «Агрофорум»