Для нефтегазового машиностроения примером должны служить предприятия ВПК и сельхозмашиностроения
Оговоримся сразу, что готовясь к выставке «НЕФТЬГАЗТЭК», которая с 15 сентября 2015 года проходит в Тюмени, мы собрали обширный материал о состоянии в нефтегазовом машиностроительном комплексе. И были практически уверены, что ситуация в машиностроении (на примере выставки в Тюмени) — будет иной. Нам покажут разнообразные разработки отечественных машиностроительных предприятий под технологии добычи углеводородного сырья XXI века, например «КРИОКрекинг». Измусоленный проект, представленный инновационной компанией «ТехноНова» в «Сколково», наверное, там и затерялся.
Как оказалось на выставке «НЕФТЬГАЗТЭК»: «железа» много – прорывных технологий – практически нет.
Отсутствие комплексных подходов в российском машиностроении, представленных на выставке отдельными элементами импортозамещения не позволяют сформировать четкого понимания в каком направлении движется нефтегазовое машиностроение России. Предприятия машиностроения как выпускали раньше оборудование под технологию Гидроразрыва пласта (ГРП), так и продолжают выпускать.
На первое место выдвигает технологии от китайских промышленников по так называемой схеме: «под ключ». Поэтому данным анализа – нечего было, пожалуй, противопоставить из того, что можно предположить, должно быть на выставке, а на самом деле не оказалось.
Состояние эффективности в НГ машиностроительном комплексе страны
Российские эксперты уверены, что более половины оборудования для нефтегазовой отрасли, ранее закупавшейся за рубежом, российское машиностроение может заместить в течение двух-трех лет в рамках программы импортозамещения. С этой целью реализуются несколько инвестиционных проектов создания приоритетных видов оборудования, в частности комплексов гидроразрыва пластов (ГРП). Машиностроители говорят о том, что успешность реализации проектов импортозамещения во многом зависит от получения долгосрочных заказов от российских нефтегазовых компаний.
Идет масштабная техническая и технологическая модернизация предприятий машиностроительной отрасли в нефтегазовой сфере. Для ее осуществления предлагается:
1. Принятие на государственном уровне решений, стимулирующих обновление оборудования и технологий, используемых в производственном процессе;
— субсидирование государством процентной ставки и предоставление госгарантий по кредитам, привлеченным для производственной модернизации предприятий отрасли;
— снижение ставки налога на прибыль;
— освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в отношении приобретаемого оборудования.
Повышение конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности, в том числе отрасли нефтегазового машиностроения, является необходимым условием международной конкурентоспособности и экономической безопасности Российской Федерации и, как следствие, важнейшей потребностью модернизационного развития национальной экономики. Это обусловлено высоким значением отраслей, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, для диверсификации структуры экономики и обеспечения технической и технологической независимости государства.
Необходимым условием эффективной работы нефтегазового сектора является наличие развитого нефтегазового машиностроения, так как деятельность нефтяных и газовых компаний находится в прямой зависимости от качества используемого оборудования. При этом ряд проблем в отечественном нефтегазовом секторе, таких как истощение месторождений, усложнение условий добычи, низкий коэффициент извлечения нефти и т.д., еще более увеличивают значение конкурентоспособного нефтегазового машиностроения для устойчивого развития ТЭК.
Современное состояние российского нефтегазового машиностроения характеризуется ростом спроса на оборудование для разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, повышением требований к его качеству и усилением конкурентной борьбы между отечественными и иностранными компаниями за покупателя; при этом российские предприятия часто проигрывают конкуренцию иностранным компаниям.
Факторами повышения конкурентоспособности промышленности в целом и нефтегазового машиностроения в частности являются партнерство государства и частного бизнеса, наличие устойчивого спроса на продукцию, благоприятный инвестиционный климат, сочетание определенного внешнего протекционизма и высокой внутренней конкуренции.
Экономический механизм повышения конкурентоспособности отечественного нефтегазового машиностроения основан на частно-государственном партнерстве и реализуется проведением промышленной политики, направленной на модернизацию и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли,и осуществлением мероприятий частного бизнеса по повышению эффективности.
Обеспечение отечественных предприятий нефтегазового машиностроения финансовыми ресурсами для проведения модернизации осуществляется за счет формирования долгосрочного спроса со стороны нефтяных и газовых компаний на их продукцию, в том числе за счет введения при эксплуатации нефтяных и газовых месторождений «нормы российского участия» в виде лимитов на иностранное оборудование.
2. Организация сотрудничества с зарубежными компаниями в части приобретения передовых производственных технологий и оборудования в обмен на определенные преференции экономического характера.
Развитие производства нефтегазового оборудования в России в условиях снижения мировых цен на нефть, санкций, введенных против России и планов по импортозамещению ставит на рельсы тупикового пути развития нефтегазовое машиностроение, если только заниматься производством единичных экземпляров аналогового оборудования давно используемого западными компаниями.
Минпромторг России, топливно-энергетические компании, машиностроительные заводы, занимающиеся производством оборудования для ТЭК, определяют потребность по всем видам оборудования, которое не производится в нашей стране, а также анализируют возможности выпуска данного оборудования на российских предприятиях. Более половины импортозависимых позиций, вошедших в отраслевой план по импортозамещению в ТЭК, российские машиностроители смогут заместить в ближайшее время из 43 позиций приоритетных видов нефтегазового оборудования в короткие сроки только примерно 26 наименований. Некоторые производители уже приступили к работе по созданию приоритетных видов оборудования для нужд нефтегазовой отрасли.
Для справки
В наибольшей зависимости от импорта находятся следующие номенклатурные позиции оборудования, технических устройств, комплектующих и услуг для нефтегазового комплекса РФ:
— оборудование подземное для закачивания скважин с системой селективного управления, парогенераторы и изолированные термостойкие трубы – (доля импорта – 95%);
— ГРП и другие технологии воздействия на продуктивный пласт и призабойную зону – (доля импорта – 92%);
— роторно-управляемые системы, навигационное оборудование определения положения бурового инструмента, оборудование по управлению буровым устройством – (доля импорта – 83%);
— прикладное программное обеспечение – (доля импорта – 90%);
-инженерное Программное обеспечение (ПО моделирования)– (доля импорта – 90%);
— промышленное программное обеспечение (АСУ ТП) – (доля импорта – 91%);
-криогенные насосы высокого и низкого давления для перекачки СПГ–(доля импорта–80%);
— газораздаточные колонки СПГ с коммерческим учетом – (доля импорта – 90%);
— бортовые топливные системы для автотранспортных средств, использующих СПГ в качестве моторного топлива – (доля импорта – 90%), а также еще более 50 наименований.
Затраты на продукцию нефтегазового машиностроения на российском рынке в 2014 году составили 14,5 млрд. долларов США из которых только 40% пришлось на отечественную продукцию. В целом, не смотря на высокую долю импорта, динамика производства продукции российскими производителями в 2010 – 2014 гг. является положительной (рост на 17%).
При Минпромторге России сформирован научно-технический совет по развитию нефтегазового машиностроения, в рамках которого сформированы экспертные группы. По результатам их совещаний приказом Минпромторга России от 27.03.2015 №609 был утвержден перечень оборудования, технических устройств, комплектующих (в том числе элементной базы), программного обеспечения, а также услуг (работ) для топливно-энергетического комплекса, подлежащих импортозамещению в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.
На данный момент в России работают как небольшие компании, которые производят примерно одинаковую продукцию, так и крупные производители нефтегазового оборудования с более широкой линейкой такой продукции. Всего по данным Минпромторга в стране существует более 300 предприятий работающих в сфере производства оборудования и комплектующих для нефтегазовой сферы. При этом большая часть предприятий производит нефтегазовое оборудование по устаревшим (советским) технологиям и на изношенном оборудовании, что не всегда может гарантировать качество.
В СССР не было нужды разрабатывать технику для добычи трудноизвлекаемых углеводородов. В начале 2000-х годов технологии начали стремительно меняться с учетом новых принципов добычи. И сейчас российскому нефтегазу хватает научного потенциала, но не хватает той системы, которая позволяла бы все это внедрять в жизнь. В России есть наука, есть промышленное производство, которое готово это выпускать, есть наработки и, самое главное, есть месторождения, которые нужно развивать.
Низкая рентабельность производства из советского времени, а также высокие сроки изготовления продукции, которые приводят к невозможности конкурировать с зарубежными аналогами. Выход из этой ситуации: повышение эффективности управления предприятиями, борьба с издержками, понижение себестоимости.
Большинство компаний отечественного тяжелого машиностроения присутствуют только на российском рынке, что также имеет не самые оптимистичные перспективы. Дело в том, что стабильные спрос в этой отрасли, который отмечался с 2005 по 2013-2014 годы, обеспечивали металлургическая и нефтегазовая отрасли, которые в этот период осуществляли плановые модернизации производств. Сегодня этот спрос себя практически исчерпал, и емкость рынка ограничивается проектами по увеличению мощностей предприятий. Это другой источник спроса, который уязвим, ввиду того, что подобные проекты, как правило, финансировались за счет дешевых импортных кредитов, доступ к которым сегодня ограничен.
Необходимо, чтобы небольшие предприятия объединились. Если компании ТЭК будут заказывать оборудование у крупных концернов, риски, в том числе связанные с качеством, будут минимизированы.
Есть такие примеры: группа «Объединенные машиностроительные заводы», «Римера», тот же «Eurasia Drilling». И процесс консолидации обязательно будет – без этого компании просто не выживут.
Коренным образом необходимо поменять технологии добычи нефти. Уйти от практически полностью исследованного в научном плане ГРП, сделав крен в сторону безводных технологий разрыва пласта. Патентные права есть и в России. Этим нужно пользоваться, вести широкомасштабную научно-исследовательскую работу в новом для российского нефтегаза направлении. Не хотелось, чтобы российские инновации безводного разрыва пласта перекочевали в те же США, например, как это случилось с технологией добычи сланца, которая была придумана в Новосибирске, но правильно запатентованы и проданы в США.
Мобилизовать нефтегазовую науку на совершенствование существующих безводных технологий и, соответственно, под это произвести изменения структуры машиностроительного комплекса в нефтегазовой сфере на базе якорных машиностроительных предприятий. Минимизацию затрат расширения и модернизации предприятий можно сделать за счет возможностей предприятий ВПК, которые имеют современное высокотехнологическое производство. Опыт такой работы в советское время есть. Это когда предприятия военно-промышленного комплекса выпускали продукцию двойного назначения. Например, производство силовых и газокомпрессорных установок, специального литья, использование материалов, обладающих дополнительными свойствами, алмазорежущий инструментарий и другие технические изделия.
Кроме этого развивать сборочное производство и общероссийские комплектационные (логистические) центры, которые допустим, будут собирать буровые комплексы, сервисное оборудование. Поменять системы управления технологическими комплексами, доверив выпуск отдельным инновационным научным предприятиям на базе нефтегазовых университетов, которые уже имеют достаточное финансирование проектов со стороны государства, но которые, по мнению специалистов отрасли, занимаются не внедрением и испытанием новых приборов и оборудования, а типичным прототипированием.
Формирование спроса достигается в том числе за счет введения на законодательном уровне «нормы российского участия» при эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на территории РФ, выражающейся в установлении лимитов на иностранное оборудование.
Помимо обеспечения спроса на продукцию отрасли в рамках разработки и реализации экономического механизма повышения конкурентоспособности отечественного нефтегазового машиностроения должны использоваться специальные инструменты, в том числе совершенствование национальной системы стандартизации и технического регулирования, стимулирование производственной модернизации предприятий отрасли, обеспечение нефтегазового машиностроения квалифицированными кадрами и развитие его экспортного потенциала.
Формирование спроса на продукцию отечественного нефтегазового машиностроения должно быть увязано со значительным ростом эффективности производителей нефтегазового оборудования. В этой связи, прежде всего, необходимо повышение качества продукции нефтегазового машиностроения. При этом мероприятия компаний, направленные на улучшение качества работы, необходимо дополнить совершенствованием национальной системы стандартизации и технического регулирования (в настоящее время из 47 отечественных стандартов нефтегазового оборудования только 11 гармонизированы с международными стандартами ИСО; в год обновляется только 2% национальных стандартов по сравнению с 20% в развитых странах).
Сегодня в России используются требования к оборудованию Американского института нефти и газа, и перед нефтегазовой отраслью стоит задача привести требования к технике и технологиям к единому российскому стандарту. Так, у «Транснефти» и «Газпрома» разные требования, но они уже согласились привести их к единому знаменателю. Параллельно ведется работа с Росстандартом, чтобы в течение 2015-2016 годов были приняты все стандарты в области оборудования для нефтегазовой отрасли.
Какое оборудование для нефте- и газодобычи является российским, а какое российским не является? Все виды оборудования необходимо описать с точки зрения локализации производства. Производятся ли они на территории РФ и если производятся, то насколько они локализованы. Если в РФ остаются патенты, конструкторская документация и существует какое-то количество техпеределов, это значит, что такое оборудование можно считать российским.
Несмотря на высокий уровень зависимости от импорта оборудования в нефтегазовой отрасли, по ряду следующих товарных позиций, отечественные производители в настоящее время занимают достаточно устойчивые позиции: погружное нефтедобывающее оборудование; трубопроводная арматура; насосное оборудование; буровое оборудование.
Уже существует и применяется ряд инструментов государственной поддержки российских производителей нефтегазового оборудования. Осуществляется финансовая поддержка инвестиционных проектов предприятий нефтегазового машиностроения из бюджетных источников в части субсидирования уплаты процентов по кредитам, части затрат на проведение НИОКР, части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна.
Выявлены критические товарные группы нефтегазового оборудования, производство которых в России отсутствует, а риск прекращения импортных поставок может существенно негативно сказаться на деятельности нефтегазодобывающих компаний.
Своевременно Распоряжением Правительства от 3 ноября 2014 года №2195-р утверждён План мероприятий по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, технических устройств, комплектующих, услуг иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также по развитию нефтегазового комплекса Российской Федерации.
Для справки
В настоящее время для поддержки проектов локализации нефтегазового оборудования на территории России в полном объеме реализуются следующие меры господдержки предприятий нефтегазового машиностроения:
— финансовая поддержка модернизации производственных мощностей предприятий;
— субсидирование затрат на НИОКР для новых разработок;
— выдача льготных кредитов из Фонда развития промышленности;
-совершенствование таможенно-тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса, в том числе увеличение ставок ввозных таможенных пошлин по ряду товарных позиций продукции нефтегазового комплекса при наличии отечественных аналогов
— разработка механизмов стандартизации и сертификации отечественной продукции с целью включения в проекты российских нефтяных и газовых компаний отечественных технических решений и участия в данных проектах отечественных производителей технологического оборудования.
— компенсация части кредитной ставки по взятому кредиту
— создание консорциумов или совместных предприятий с участием производителей нефтегазового оборудования и потребителей (нефтегазовых компаний)
— создание межотраслевого многофункционального испытательного центра нефтегазового комплекса и др.
Со стороны государства в реализации проекта по импортозамещению могут принять участие Фонд развития промышленности, Внешэкономбанк и другие государственные институты развития.
Совокупный объем нефтесервисного рынка, по оценкам разных экспертов, в настоящее время составляет около $20 — 22 млрд.
При этом нефтесервис можно четко разделить на 2 составляющие: собственно работы и услуги, и нефтегазовое оборудование. Сегмент нефтесервисных услуг включает в себя разведку, бурение, геофизические работы (исследование пробуренных скважин), текущий и капитальный ремонт скважин, интенсификацию добычи нефти, услуги специализированного транспорта, обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования.
Для справки
В сегмент рынка нефтесервисного оборудования входят несколько категорий:
Буровое оборудование, Эксплуатационное оборудование скважин, Оборудование для строительства и оснащения трубопроводов, Ремонтное оборудование, Специальные транспортные средства для перевозки нефтепродуктов, Емкости для временного хранения нефтепродуктов и газов, Оборудование перерабатывающих химических производств.
При существующей промышленной политике
внедрять в России новые технологии невыгодно
Основные средства большинства отечественных нефтедобывающих и нефтесервисных предприятий имеют значительную степень физического износа и морального устаревания. Так, например, около 18% трубопроводов газотранспортных систем эксплуатируется уже более 35 лет, а около 40% — 20-35лет.
Примером может послужить деятельность ОАО «Газпром», который является крупнейшим диверсифицированным холдингом машиностроения нашей страны. Одно из крупных предприятий для обеспечения оборудованием газовой промышленности «Кировский завод» в Санкт-Петербурге является постоянным партнёром ОАО «Газпром», заказы которого помогли выйти предприятию из кризиса.
Важно осознавать, что без помощи государства и инфраструктурных изменений сделать конкурентоспособной отрасль нефтегазового машиностроения быстро невозможно. Необходимо вкладывать средства бюджета в инновации и организацию работы нефтегазового машиностроительного комплекса. Опыт такой работы есть в ВПК (Министерство – предприятия – «Рособоронэкспорт»), который подтверждает правильность механизма решения вопросов с участием государства. Разрабатывать новые технологии в нефтедобыче и экспортировать технологии и оборудование за рубеж.
К слову сказать, опыт работы есть не только в ВПК, но и в сельхозмашиностроении. Ассоциация «Союзагромаш» не только — клуб по профессиональным интересам, но и структура, которая движет развитие машиностроительной отраслью в сельском хозяйстве.
Безопасность государства — четкая система, которая объединяет в техническом плане несколько направлений: оборона страны, продовольственная безопасность и экономическая безопасность основных экспортных отраслей, к которым относится ключевые отрасли, например, нефтегазовая сфера, дающая более половины дохода федерального бюджета страны. Не может быть эффективной отрасль, зависимая от зарубежных технологий с высокой величиной добавленной стоимости в конечном продукте российского производителя – нефти и газе.
Хочется привести слова известного эксперта, который не раз выступал на страницах журнала «АФОРУМ.РФ» («АГРОФОРУМ»), которому не безразлична судьба отечественного машиностроения. И хотя Константин Бабкин возглавляет аграрную Ассоциацию «Росагромаш», сам является «собственником заводов, газет, пароходов», общается на регулярной основе с представителями власти России и к его идеям эта власть прислушивается. Послушаем и мы этого умного и богатого человека, который защищает отрасль – он привык отвечать за свои слова и поступки:
«Что касается разговоров о нашей отсталости — да, многое за последние годы было потеряно. Но шанс восстановиться есть. В том же сельхозмашиностроении к началу 2000-х гг. остались единицы заводов, а сегодня мы выпускаем самые современные комбайны и трактора, которые с успехом конкурируют с аналогичной импортной техникой. Безусловно, это развитие достигается за счет обмена идеями в мировом масштабе, поэтому изолироваться Россия не должна. А санкции против нас, на мой взгляд, не могут повлиять на доступность технологий.
Но еще раз повторю: сейчас вопрос не в доступности технологий, а в том, что при существующей промышленной политике внедрять их в России невыгодно. А значит, то, что мешает нам развиваться, находится не вне страны, а внутри нее.»
Другим человеком, к мыслям которого мы должны прислушаться является Василий Медведев, разработчик технологии КриоОПЗ, как альтернативы ГРП, который повторяет, что решение вопросов импортозамещения кроется в необходимости совершенствовать научно-исследовательскую работу, финансировать прорывные проекты государством в полном объеме (100%), тиражировать собственные современные производства, разрабатывать новые технологии в нефтегазовой сфере, использовать оборудование, произведенное на российских предприятиях нефтегазового машиностроения, обеспечить поддержкой государства экспортный потенциал технологий ТЭК за рубеж.
Владимир Игель