«Об организации и координации работы по привлечению иностранных работников»
В Тюмени прошла пресс-конференция заместителя директора Департамента труда и занятости населения Тюменской области Вадима Самсонова.
Тема была изначально заявлена интересной «Об организации и координации работы по привлечению иностранных работников»
С 1 января 2015г. вступили в силу изменения в законодательство в части привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан из стран с безвизовым порядком въезда на территорию РФ (Федеральный закон от 24.11.2014 №357-ФЗ).
В соответствии с федеральным законодательством, Правительством Тюменской области был принят ряд нормативных правовых актов:
1. Определена уполномоченная организация по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов (Распоряжение Правительства ТО от 30.12.14 №2416-рп «Об определении уполномоченной организации, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению госуслуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов, и ответственного исполнительного органа государственной власти ТО»). Уполномоченной организацией определен филиал по ТО ФГУП «Паспортно-визовый сервис». Департамент труда и занятости населения ТО определен исполнительным органом государственной власти ТО, ответственным за исполнение обязательств Правительства ТО по соглашению о взаимодействии между ФМС и Правительством ТО.
2. Принято решение о необходимости указания в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина (Постановление Губернатора ТО от 30.12.14 №145 «Об указании в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности).
3. Установлен запрет на привлечение иностранных граждан по отдельным видам экономической деятельности (Постановление Губернатора ТО от 30.12.14 №144 «Об установлении на 2015 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в ТО, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности»).
4. Определена допустимая доля привлечения иностранных работников в общей численности работников организации различных видов экономической деятельности (Постановление Правительства РФ от 19.12.2014 №1420, Постановление Губернатора ТО от 30.12.2014 №144).
— Если в 2014 году работодатель, — рассказал Вадим Самсонов, — чтобы привлечь иностранного работника должен был получить квоту, иностранный работник в рамках квоты получал разрешение на работу и трудоустраивался к работодателю. (Получение квоты занимало длительный промежуток времени.), то с 2015 года работодатель для привлечения иностранных работников из безвизовых стран квоту не получает.
Разрешение на работу иностранному гражданину заменено патентом, для получения которого помимо основных документов ему необходимо получить сертификат о владении русским языком, истории и основ законодательства России, а также полис ДМС или у иностранного гражданина должен быть заключен договор с работодателем о предоставлении платных медицинских услуг.
Работа по привлечению в регион иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на территорию РФ организована в соответствии с Правилами определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденными приказом Минтруда России от 23.01.2014 №27н. При этом определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ.
Утвержденная на сегодняшний день потребность в иностранных работниках из стран с визовым порядком въезда на территорию РФ составляет 3068 человек. В том числе по видам экономической деятельности: строительство 93,9%, торговля и общественное питание 2,2%, промышленность 0,9%, прочие отрасли 3%. В том числе по странам (всего 25 стран): 46,6% — Турция, 35,0% — КНДР, 8,8% — Сербия, 9,6% — остальные страны (Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Китай, Куба, Мексика, Македония, США, Таиланд, Туркмения, Филиппины, Хорватия, Черногория, Чехия).
В течение года состоялось 14 заседаний областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Поступило 37 заявок работодателей на дополнительное привлечение в 2015 году 1214 иностранных работников. Комиссией было принято решение согласовать 18 заявок на дополнительное привлечение 389 иностранных работников. В этот же период были рассмотрены 25 заявок об уменьшении выделенной работодателям квоты на 1753 чел. В итоге на конец года квота составит 2071 чел.
На 2016 год в областную межведомственную комиссию поступили 45 заявок работодателей на привлечение в предстоящем году 7919 иностранных работников. Комиссией было принято решение согласовать заявки 16 работодателей на привлечение в 2016 году 2442 иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на территорию РФ.
Основными причинами полного либо частичного отклонения заявок стали:
— возможность удовлетворения потребности в рабочей силе по профессиям, указанным в заявке работодателя, за счет региональных трудовых ресурсов (в том числе путем профессионального образования), высвобождаемых работников, перераспределения трудовых ресурсов внутри региона, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации;
— наличие у работодателя неустраненных нарушений налогового законодательства.
Структура согласованной работодателям потребности в иностранных работниках на 2016 год выглядит так:
— все привлекаемые иностранные работники имеют профессиональное образование;
— средний уровень заработной платы- 23 тыс.руб. (мин. 18000, мах 40000);
— трудоустройство планируется в основном в строительство- 99,2%
— наиболее востребованные профессии: штукатур, сварщик-оператор, монтажник, изолировщик труб на линии, бетонщик, арматурщик, маляр, облицовщик-плиточник, изолировщик на термоизоляции, каменщик.
— иностранные работники представляют 9 стран: Турция 60,4%, КНДР 35,1%, Индия 1,8%, Филиппины 1,0% и Туркмения, Грузия, Иран, Германия, Сербия все по менее 1 %.
В целях замещения ИРС национальными трудовыми ресурсами в регионе проводятся мероприятия направленные на создание условий для трудоустройства российских граждан на вакантные рабочие места, на которые работодатели планировали привлечение ИРС.
Обеспечение широкого информирования населения о возможностях трудоустройства и подбора персонала в ТО и других субъектах РФ. Выгрузка сведений о вакансиях, заявленных работодателями ТО, (в том числе с предоставлением жилья) в ежедневном режиме в общероссийский банк вакансий на портале «Работа в России» для возможности доступа к данным сведениям всех граждан РФ; Организация и проведение ярмарок вакансий, в том числе: межрегиональных, online-ярмарок, с использованием skype (всего на 2015 год запланировано проведение 128 ярмарок рабочих мест, в том числе 6 ярмарок в режиме онлайн).
Взаимодействие с органами прокуратуры по обеспечению работодателями выполнения ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в РФ».
Содействие региональной и межрегиональной мобильности граждан:
-оказание финансовой поддержки безработным гражданам при переезде/ переселении в другую местность для трудоустройства;
-взаимодействие с субъектами РФ в рамках сотрудничества в области содействия в трудоустройстве гражданам на других территориях РФ, в том числе на рабочие места, предполагаемые для замещения ИРС. (заключены соглашения о сотрудничестве с 24 регионами РФ).
Взаимодействие с работодателями, привлекающими на постоянной основе ИРС:
— реализация совместных Планов мероприятий с работодателями, привлекающими на постоянной основе ИРС. Обеспечение приоритетного трудоустройства российских граждан.
— предоставление работодателям информации о жителях ТО и других регионов РФ, обратившихся в органы службы занятости и изъявивших желание работать по профессиям, востребованным работодателями, привлекающими ИРС.
— проведение мониторинга заработной платы. Информирование работодателей о недопущении случаев занижения либо завышения фактической заработной платы по сравнению с заявленной при привлечении иностранных работников, а также случаев установления заработной платы ниже прожиточного минимума в регионе в целях повышения привлекательности для российских граждан вакантных рабочих мест, предполагаемых для замещения иностранными работниками.
Привлечение участников студенческих отрядов к выполнению объемов работ, оказанию услуг на предприятиях региона. На 2015 год 23 работодателя предоставили сведения о готовности организовать 261 временное рабочее место для трудоустройства на работу студентов.
Профобучение безработных граждан на наиболее востребованные иностранными работниками рабочие места (за 9 месяцев на профобучение направлен 461 безработный гражданин, 375 завершили обучение, 326 трудоустроено).
Оксана Белова