Алексей Райдер: «Бесспорно, школьная библиотека – это обязательный элемент организации учебного процесса»
Общаться с директором департамента образования и науки Тюменской области Алексеем Райдером всегда интересно. «Кладезь знаний и профессионального опыта», как то во время проведения «круглого стола» на площадке «ФЕДЕРАЛ-ПРЕСС» охарактеризовал Алексея Викторовича один из коллег – журналистов. Пожалуй, тогда мы все в этом убедились. Поэтому, договариваясь о нынешнем интервью с директором вышеназванного департамента, мы не стали мудрствовать и предложили вопросы, которые перекликались с вопросами, адресованными другим нашим интервьюером.
— Какой литературе отдает предпочтение Алексей Владимирович? Каков, по вашему мнению, уровень проводимых мероприятий в школах Тюмени и области, направленных на увеличение интереса к чтению?
— В силу профессиональной деятельности в поле моего внимания попадает много изданий. Это в первую очередь научная и научно-популярная, справочная, техническая и, конечно, художественная литература.
Как известно, 2015 год объявлен в стране Годом литературы, кроме этого он совпал с юбилеями сразу нескольких выдающихся литературных деятелей, чьи произведения, безусловно, влияют на развитие и мировоззрение юных тюменцев. К его проведению активно подключились как образовательные организации, так и социально-ответственные родители. В регионе успешно применяются различные формы и методы библиотечной работы: диспуты, литературные композиции, конкурсы, игры, встречи с писателями.
Департаментом образования и науки в частности реализуются такие проекты как «Семейный самиздат», «Читая-учишься», «Агентство книгопутешествий» и много других. На муниципальном уровне также проводится много мероприятий, направленных на пропаганду чтения среди учащихся.
Уровень проводимых мероприятий в школах Тюмени и области, достаточно высок. Их эффективность неоспорима, поскольку все акции и конкурсы направлены на развитие читательского интереса, популяризацию чтения, пропаганду лучших образцов отечественной прозы, поэзии, и российского историко-культурного наследия.
— Какие главные вопросы задают библиотекарям школы ученики и родители? Достаточными для удовлетворения потребности в чтении являются библиотечные фонды школы? Можно ли охарактеризовать потребности определенных групп школьников в чтении? Кто основные читатели школьных библиотек на селе?
— Книжные фонды в школьных библиотеках, безусловно, требуют постоянного пополнения и обновления, особенно это касается художественной литературы и книг научно-популярной тематики.
Как правило, у школьников начального звена еще устойчив интерес к художественной литературе – сказки, рассказы о животных, стихи. Именно за этими книгами ребята чаще обращаются в библиотеку. Учащиеся основного и среднего звена предпочитают в равной мере учебные пособия, необходимые им для поиска дополнительной информации, написания рефератов, докладов или подготовки к олимпиадам и книги для повседневного чтения. Что касается художественной литературы, то подростки отдают предпочтение классике, приключенческой литературе, разного рода фэнтези и детективам. В городских, и сельских школах все участники образовательного процесса являются частыми посетителями школьной библиотеки.
— Нуждается ли библиотечное хозяйство школ области в изменениях? За счет чего происходит обновление библиотечных фондов школ области?
— Изменения, конечно, необходимы. Вопросу улучшения и обновления материально-технических баз школьных библиотек уделяется большое внимание со стороны Правительства Тюменской области, хорошим стимулом послужил Год литературы в России. Согласно государственным образовательным стандартам школьная библиотека должна быть информационно-библиотечным центром, который способен обеспечить доступ к информационным ресурсам не только одной конкретной образовательной организации, но и к другим библиотекам. Для этого необходимо наличие компьютеров с выходом в Интернет, своевременное обновление бумажных изданий. В улучшении нуждается и кадровый состав, нужны специалисты, имеющие специальное библиотечное образование, а также возможности повышения квалификации работников школьных библиотек.
Существует несколько источников пополнения и обновления школьных библиотечных фондов. В первую очередь, за счёт бюджетных средств, выделяемых в части расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, а также, при необходимости, за счет средств целевого финансирования муниципального и школьного бюджетов. Традиционным источником является подписка на периодические издания – в том числе и журналы для детского чтения. Кроме того, пополнение библиотечных фондов школ области возможно благодаря пожертвованиям родителей и школьников. Ежегодно в школах проходят акции «Подали книгу библиотеке».
— Должен ли существовать в век электронных средств связи и распространения информации, такой формат как книжная продукция на бумажных носителях?
— Считаю, что книжная продукция обязательно должна присутствовать в школьных библиотеках. Чтение бумажного варианта книги по-своему воздействует на ребенка-читателя. Особенно это касается художественной литературы, которая входит в школьную программу. Шелест страниц придает процессу определенное настроение, которое невозможно получить, глядя в монитор компьютера или на экран другого гаджета. Сегодня актуальность традиционной книги по-прежнему высока.
Вместе с тем, благодаря цифровым технологиям у ребят появляется дополнительная возможность получения знаний через электронные ресурсы.
— Какие новые формы работы превалируют в «современном библиотечном институте». Библиотека школы — это склад для учебников или необходимый элемент организации учебного процесса?
— Школьными библиотекарями непрерывно осваиваются современные формы работы. Сотрудничество с обучающимися и педагогами рождает создание новых проектов, способствующих пропаганде чтения в детской среде. Например, в начале ноября этого года в областной столице прошел фестиваль «Книги открывают сердца» по продвижению детской литературы. Он показал лучшие проекты школьных библиотекарей.
Напомню также, что в 2015 году в гимназии № 16 города Тюмени и на базе информационно-методического центра школы № 2 Заводоуковска были созданы электронные читальные залы, обеспеченные прямым каналом связи с Санкт-Петербургом и стандартным для залов Президентской библиотеки программным обеспечением. Каждый пользователь читального зала имеет полный доступ к ресурсам Президентской библиотеки, позволяющий моментально получать информацию из фондов архивных материалов. Педагоги используют эту возможность для проведения уроков истории и обществознания.
Бесспорно, школьная библиотека – это обязательный элемент организации учебного процесса. В последние годы она выходит на новую ступень работы. Используя проектные методы, участвуя во внеурочной деятельности, школьный библиотекарь способствует гармоничному развитию личности ребенка, повышает его информационную грамотность. Все школьные книжные и электронные ресурсы призваны продемонстрировать ученику взаимосвязь предметов и сформировать у ребенка стойкое желание учиться и самосовершенствоваться.
Вопросы подготовил: Владимир Сипетин,
Ответы записала: Елена Павлиашвили