Стресс как «аромат и вкус жизни»
В преддверие Первой всероссийской недели охраны труда, которая проходила в апреле этого года в г.Сочи, в процессе общения с прессой и компаниями-участниками, мы столкнулись с пониманием факта того, что в нашей стране область охраны труда ассоциируется исключительно с работниками индустриальных заводских организаций, тяжелого машиностроения или вредного производства. Инженеры и многие специалисты энергетических и нефтяных компаний знакомы с нормативами не понаслышке, и конечно, с радостью восприняли идею проведения первого по своим масштабам проекта именно в сфере охраны труда. В остальном, многие российские компании с привычным офисным укладом жизни не готовы вести обсуждения по данной проблематике, уже не говоря о медицинских нормах обустройства офисов и профпатологиях – темы, о которых в компаниях часто забывают, ссылаясь на непопулярность самой проблематики.
Считается, что правовой и законодательный аспекты живут своей особой жизнью; и вполне естественно, что темы по вопросам пенсионной реформы волнуют общественность куда больше. В то время как на чаше весов всегда находится чья-то жизнь.
Нельзя сказать, что мы, как работники коммуникационного агентства, были удивлены. Нам, как и коллегам-журналистам, не привыкать. К слову, насколько часто приходится сталкиваться с вопросами охраны труда, когда речь идет о профессиях, часто относящихся к типу творческих: журналисты, специалисты по связям с общественностью, тогда как по большому счету, это информационные профессии? Как работает охрана труда в этих случаях, и существуют ли в принципе нормативы для этих категории?
Давайте рассмотрим некоторые факты, чтобы понять парадигматику состояния охраны труда и его развития, когда речь заходит именно о таких профессиях. Когда начинаешь прорабатывать этот вопрос самостоятельно, наталкиваешься на интересные факты, или лучше сказать, их отсутствие.
Например, говоря о специалистах PR-индустрии, получим самую короткую характеристику в сфере ОТ. Наша работа относится к числу наименее изученных с точки зрения охраны и безопасности труда. Безусловно, риски профзаболеваний на лицо: ненормированный рабочий день, часто практически круглосуточных характер работы, высокая стрессовость, режим многозадачности и огромный поток коммуникаций (и устных, и письменных). Совсем недавно РАСО (Российская организация по связям с общественностью) стала внедрять новый профессиональный стандарт PR-специалиста. На первый взгляд дело масштабное и трудно подъемное, но благодарное со стороны всех специалистов нашей профессии. Аналогично можно утверждать, что вопросы ОТ и СОУТ в нашей профессии совершенно не раскрыты, где-то в СМИ встречаются вскользь упоминания и даются ссылки на менеджеров, занимающихся культурно-массовыми мероприятиями.
Накидаю еще несколько риторических пока вопросов: ОТ при работе промоутеров, к примеру. Нет нормативных документов. Риски: воздействие негативных природных явлений, возможные нападения. Как проводить СОУТ при нашей работе? Возьмем еще аспект: ОТ при работа специалистов на выставках. Риски: обрушение конструкций, пожарно-электрическая безопасность. Вопросы частых выездных встреч, Европейский суд, например, постановил: «поездка от одного места исполнения работ на другое является трудом, а время, потраченное на поездку до и от места выполнения работ должно считаться рабочим временем», а как у нас?
Безусловно, каждый род деятельности имеет свою специфику. Для многих отраслей экономики ранее Минтрудом России были разработаны Межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции и другие нормативные правовые акты, регламентирующие особенности охраны труда работников. Нас в этом плане не указали, нет подобных документов на федеральном уровне, хотя необходимость в этом есть, в особенности при разработке локальных нормативных актов.
Печальнее по ОТ дело обстоит у журналистов (по данным «Союза журналистов России», с начала 1990-х гг. в нашей стране погибло более 300 журналистов. Из них 37 человек — погибшие при несчастных случаях на работе). Работа в горячих точках, другие внешние факторы, очевидно, воздействуют на жизнь, здоровье и безопасность профессионалов. Имеются также и внутренние факторы: это, прежде всего, нарушения охраны труда внутри редакционной организации. Много вопросов, и пока мало ответов.
Основной круг тем, в рамках которых отсутствует проработка по ОТ и СОУТ для специалистов информационных профессий, таков:
Тема стресса: интенсивность умственной деятельности в процессе подготовки, сбора информации, оперативность обработки уже полученной информации, все эти факторы оказывают непосредственное влияние на всех. По степени интенсивности такой работы мы занимаем первые позиции. Нам можно работать в выходные и праздничные дни, по ночам в условиях дэдлайнов, журналистам — в экстремальных условиях, но при этом ТК РФ никак не регламентирует нашу социальную защиту.
В рамках Первой всероссийской недели охраны труда мы проводили панельную дискуссию «Безопасность современного офиса». На ней рассматривались психологические факторы риска, которому в наше время подвержены многие офисные работники. А дело в том, что границы выходят за пределы офисных условий. Даже термин моббинга появился сравнительно недавно.
Приводилась следующая статистика: Международная организация здоровья (World Health Organisation) относит стресс к главным заболеваниям человека в XXI веке. В России, согласно аналитическим данным, каждый третий сотрудник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% — практически ежедневно. Тревожный показатель: более 90 % работников признают, что их психологическое состояние определяют именно результаты работы, а не внутренние ресурсы, такие как, например, уверенность в своих силах. В США 20 % потерь, связанных с текучестью кадров, прогулами, падением производительности труда, порождены профессиональными неврозами и стрессами. Американцы приводят цифры ущерба от стрессовых факторов: 500 миллионов долларов в год. 33 % канадских сотрудников сообщили, что им приходилось брать отгулы за свой счет, поскольку они чувствовали себя вымотанными. Согласно исследованиям страховой компании St.Paul Fire and Marine Insurance Co, проблемы на работе приводят к болезням чаще, чем любые другие стрессовые факторы, даже такие, как финансовые или семейные неурядицы. Стрессовые воздействия могут стать и причинами опасных ситуаций и несчастных случаев на производстве.
Есть и другая сторона стресса, назвали негативные факторы, назовем и плюсы. По мнению физиолога Ганса Селье, мы не должны, да и не можем, избегать стресса: «Поскольку он связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Уровень стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. Полная свобода от стресса означает смерть». Что ж, это означает, что наши профессии самые неравнодушные.
Поэтому наши эксперты призывают руководителей компаний не просто улучшать условия труда в деловом офисе, своевременно выявлять и минимизировать стресс
факторы, планировать программы, которые смягчат, и, что наиболее важно, предупредят стресс, но и учиться самим управлять стрессом, занимать проактивную позицию в заботе о душевном и физическом состоянии.
Я бы назвала это в глобальном плане, заботой об экологии своего сознания и мышления. Наше общество всегда больше походит на общество с ограниченной ответственностью, пока мы продолжаем думать и действовать в привычных рамках.
Тема социальной незащищенности: Вопросы правовой и социальной защиты работников СМИ, установления для них государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда отражены недостаточно. Мы не будем обсуждать здесь формулировку понятий «журналист». Возьмем Закон о СМИ. Факт в том, что наиболее часто журналисты погибают или получают увечья в результате криминальных проявлений за пределами офиса издательства. И как доказать, что причина нападения именно профессиональная деятельность журналистов. Одновременно с этим, в других законодательных актах не раскрыт термин «профессиональная деятельность», разъездной характер которой существует у работников СМИ и PR. Значит, мы не можем отнести происшествия не на рабочем месте, к разряду несчастных случаев на производстве. Механизмы определения профессионального риска также отсутствуют.
По СОУТ также остаются вопросы. В мониторинге ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины труда» РАМН, указывается, что в настоящее время нет научных исследований по определению негативных факторов, влияющих на состояние здоровья и продолжительность жизни работников связей с общественностью и журналистов. Деятельность нашего персонала отнесена к 1-му, самому низкому классу профессионального риска.
Что касается темы нормативного регулирования трудовых прав профессионалов на международном уровне: в этой сфере есть ряд международных документов. Но утверждены они не МОТ, а другими международными организациями. Эти документы носят рекомендательный характер. Было бы целесообразно, чтобы мы все вместе к следующему году совместно с МОТ могли подготовить проект нормативного документа по защите прав работников СМИ, PR-специалистов и для других категорий, так называемых, творческих / информационных профессий.
В сентябрьском интервью «Пятому каналу» заместитель главы Минтруда, Любовь Юрьевна Ельцова, назвала профессии будущего, среди которых ключевую роль на рынке играют программисты, разработчики мультимедийных приложений, дизайнеры. О нормах ОТ для специалистов данной сферы также приходится говорить образно. Хотя мы все знаем, какие замечательные офисные условия создают для своих работников такие компании, как «Yandex» и «Mail.RU»
Ключевыми разработчиками профстандартов являются объединения работодателей и профсообщества. Как организаторы проекта Недели мы открыты к обсуждению и готовы включать рассмотрение этих тем в рамках Недели охраны труда 2016г. Ассоциация «ЭТАЛОН» продолжает формировать программу Всероссийской Недели охраны труда-2016. Мы можем определить программу Недели вместе с вами.