Взгляд общественного эколога «Химфармзавод: откуда дует ветер?»
В Общественную палату Тюменской области обратились жители II Заречного микрорайона города Тюмени с коллективным письмом за исх. № 3 от 11 марта 2016 г., в котором, в частности, изложено:
«Жители II Заречного микрорайона выражают серьезную озабоченность и тревогу по поводу решения Правительства Тюменской области о модернизации и расширении производственных мощностей ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод», расположенного в районе старой Зареки.
У жителей микрорайона нет сомнений в том, что данное предприятие является химически опасным объектом, так как многим пришлось испытать на себе последствия западного ветра, дующего со стороны химфармзавода.
Так, 19 февраля текущего года в 22 часа началась паника в доме № 31 по проезду Заречному, ибо внезапно оказались задымлены подъезды дома. Жители испугались, что случился пожар. К 24 часам задымленность стала слабеть и исчезла.
Подобное происходило и раньше. Как правило, после такого «явления природы» у жителей возникала головная боль, боль в горле и сильный кашель. Некоторые граждане вынуждены обращаться за медицинской помощью.
На основании изложенного жители просят поддержать их требования:
- Провести незамедлительно независимую экспертизу состояния очистных сооружений завода.
- Ходатайствовать перед региональной властью о запрещении дополнительного строительства на существующей производственной площадке завода и последующем выносе экологически опасного объекта за город».
Из телефонного разговора с указанными гражданами стало известно, что они по данному вопросу они обратились не только в Общественную палату Тюменской области, но и в Тюменскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Между тем, в ноябре 2015 г. в Тюмени состоялись публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план городского округа города Тюмени, в которых приняли участие, в том числе члены комиссии по экологической безопасности Общественной палаты Тюменской области, которые наряду с другими участниками публичных слушаний выступили против строительства по существу нового химфармзавода на существующей производственной площадке старого химфармзавода.
В январе 2016 г. из Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени поступило письмо от 07.12.2015 № 38-08-672, в котором, в частности, изложено:
«Ваше обращение, поступившее в рамках публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план города Тюмени 10.11.2015, с предложением оставить без изменения функциональную зону историко-культурного центра города в 5-м планировочном районе «Заречный», рассмотрено. По результатам рассмотрения сообщаю следующее…
…Изменение функционального зонирования в Генеральном плане осуществляется на основании планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, приоритетных национальных проектов, иных планов и программ, предусматривающих создание объектов местного значения, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (ч. 5 ст. 9, ч. 3 ст. 24 ГрК РФ).
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Тюменской области от 03.06.2015 № 236-п «О перераспределении ассигнований и внесении изменений в постановления от 22.12.2014 № 687-п, от 22.12.2014 № 688-п» в постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 687-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности» до 2020 года», предусмотрены мероприятия по модернизации производства ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод» на существующей производственной площадке, включающие строительство новых производственных помещений и ремонт действующих. Реализация данных мероприятий требует внесения изменений в функциональное зонирование Генерального плана в части изменения с общественно-деловой функциональной зоны историко-культурного центра и функциональной зоны улично-дорожной сети на производственную и коммунально-складскую функциональную зону и зону озелененных территорий общего пользования в 5-ом планировочном районе «Заречный»…
…На основании вышеизложенного, так как проект изменений в Генеральный план подготовлен в установленном законодательством порядке, правовые основания по учету Вашего предложения к проекту изменений в Генеральный план отсутствуют».
Таким образом, возражения граждан и комиссии по экологической безопасности Общественной палаты Тюменской области Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени отклонены, в результате чего на левом берегу реки Тура фактически, напротив Набережной, в нарушение Генерального плана города Тюмени, утвержденного в 2008 году и откорректированного в 2012 году, вместо обещанной горожанам общественно-деловой и рекреационной зон будет воссоздана производственная и коммунально-складская зоны, реконструирован химически опасный объект – химфармзавод. При этом мощность химфармзавода существенно увеличивается, а значит увеличивается и объем вредных выбросов в воздух и на почву, сбросов в реку Тура.
Между тем, в томе 7 «Охрана окружающей среды» пояснительной записки к Генеральному плану городскогоокруга город Тюмень указано, что химфармзавод в числе других 17 экологически опасных предприятий должен быть вынесен за пределы жилой застройки. Основание – химфармзавод в нарушение градостроительных, природоохранных и санитарно-эпидемиологических норм находится внутри жилой застройки, размещен с наветренной части города, то есть на западной стороне, в верхней части течения реки Тура. Неизбежным следствием такого градостроительного решения будет ухудшение экологической обстановки города Тюмени, увеличение заболеваемости горожан.
Так, на стр. 41 тома 7 пояснительной записки «Охрана окружающей среды» проекта изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень», изложено: «В сфере улучшения состояния атмосферного воздуха и соблюдения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» действующим Генеральным планом 2008г. был намечен значительный объем мероприятий по выносу производственных объектов из селитебных зон. Данные мероприятия в настоящее время реализовать не удалось.
При разработке градостроительной документации основные направления по выносу предприятий из жилых зон должны быть учтены».
На стр. 60 в разделе 3.1.5 «Мероприятия по охране атмосферного воздуха» тома 7 пояснительной записки «Охрана окружающей среды» проекта изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень», изложено: «В Северный промышленный район (14-й планировочный район «Мысовский») Генеральным планом предусматривается до 2015 года вынос из жилой застройки следующих крупных предприятий-источников загрязнений:
ОАО «Тюменский химфармзавод«;…».
Кроме того, на стр. 22 в Таблице1«Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы предприятий и объектов»тома 7 пояснительной записки «Охрана окружающей среды» проекта изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень, изложено:«Расположенные в настоящее время на территории города Тюмени объекты, требующиеустановления санитарно-защитных зон в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, представлены ниже (в Таблице1).
№ п/п |
Назначение объекта |
Размер ограничений, м |
|
…ОАО «Тюменский химфармзавод» |
1000» |
На стр. 45 в Таблице4«Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы объектов, расположенных на территории городского округа» тома 7 Пояснительной записки «Охрана окружающей среды» проекта изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень, изложено:«В результате проектных решений объекты, являющиеся источниками загрязнения окружающей среды, предусматривается размещать от жилой застройки на расстоянии, обеспечивающем нормативный размер СЗЗ.
№ п/п |
Назначение объекта |
Размер ограничений, м |
|
…ОАО «Тюменский химфармзавод» |
1000» |
На стр. 54тома 7 Пояснительной записки «Охрана окружающей среды» проекта изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень, изложено:«В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитных зон определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной».
Между тем, указанная норма при разработке проекта реконструкции химфармзаводаи принятии решения об изменении функционального назначения земельного участка под ним не соблюдена.
На стр. 55 в разделе 3.1.3 «Водоохранные зоны»тома 7 пояснительной записки «Охрана окружающей среды» проекта изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень, изложено:«Ширина водоохранных зон реки Туры установлена в размере 200 м…». Похоже, что указанная норма также не соблюдается.
На стр. 59 в разделе 3.1.5 «Мероприятия по охране атмосферного воздуха» тома 7 пояснительной записки «Охрана окружающей среды» проекта изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень», изложено:«Основными организационными мероприятиями по снижению загрязнения атмосферного воздуха и сокращению суммарных выбросов в атмосферу стационарными источниками выделения проектом рекомендуется:
-внедрение и реконструкция пылегазоочистного оборудования, механических и биологических фильтров на всех производственных и инженерных объектах на территории городского округа (… ОАО «Тюменский химфармзавод»,… и т.д.);». Между тем, судя по вышеуказанному коллективному обращению граждан, данные требования не соблюдаются.
Следует отметить, что вновь, как в ситуации с нехваткой парков и скверов, сталкиваемся с тем, что граждане, проживающие в городе Тюмени, лишены возможности распоряжаться землями города, что областные чиновники при разработке программ не учитывают требования Генерального плана города Тюмени, что публичные слушания в Тюмени проводятся формально, так как организаторы слушаний подготавливают заключения по итогам публичных слушаний без учета мнения участников публичных слушаний, а количество участников публичных слушаний, как правило, составляет 3-5 человек вследствие неудовлетворительного оповещения горожан, назначения неудобного времени проведения публичных слушаний, а главное – вследствие того, что мнение граждан даже принявших участие в публичных слушаниях – не учитывается.
Игнорирование мнения большинства участников публичных слушаний является основной причиной низкой явки горожан на публичные слушания. Поэтому расхожее высказывание некоторых должностных лиц Администрации г. Тюмени о том, что граждане «сами виноваты», так как не участвуют в публичных слушаниях, является ошибочным.
Для того, чтобы горожане стремились участвовать в публичных слушаниях, Администрации г. Тюмени необходимо вернуть доверие граждан, веру в справедливость. Кроме того, чтобы публичные слушания не превращались в «процедуру для галочки», необходимо внести соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки города Тюмени, на которых вот уже семь лет настаивает коллегия экологов Общественного совета города Тюмени. Извлечение из указанных Предложений прилагается.
Следует отметить, что утверждение результатов публичных слушаний без учета мнения большинства их участников в г. Тюмени в последнее время стало недоброй традицией. Так, в 2014 г., несмотря на то, что примерно 100 участников публичных слушаний, составляющих подавляющее большинство, высказались единодушно против строительства нового торгового центра на пересечении ул. М. Тореза и Малыгина, Администрацией г. Тюмени, было принято решение об удовлетворении заявления застройщика данного торгового центра. В мае 2015 г., несмотря на то, что более 20 участников публичных слушаний, включая меня, составлявших подавляющее большинство, высказались против выдачи разрешения на отклонения от предельно-допустимых показателей застройки общественно-жилого комплекса в квартале ул. Профсоюзная-Советская-Немцова-Елецкая. Администрация города удовлетворила заявление застройщика. Наверняка, сохранились протокол и аудиозапись слушаний. Копия моего обращения от 13 мая 2015 г. за исх. № 30 прилагается.
Между тем, согласно действующему законодательству заключения по результатам публичных слушаний должны приниматься и утверждаться руководителями Администрации города Тюмени с учетом замечаний и предложений граждан, поданных и высказанных на публичных слушаниях.
Является очевидным, что нельзя характеризовать заключения по вышеуказанным публичным слушаниям учитывающими замечания и предложения граждан, так как эти заключения не учитывают замечания и предложения ни в какой степени, ни на 1%!
Кроме того, проведение публичных слушаний по проекту планировки 5-го планировочного района г. Тюмени и проекту реконструкции химфармзавода – не одно и то же. Согласно действующему законодательству общественные обсуждения планируемой хозяйственной деятельности (проектов строительства, реконструкции или благоустройства объектов) должны производиться на стадии рассмотрения заявления и принятия решения о выделении земельного участка под строительство, реконструкцию или благоустройство каждого отдельного объекта.
Между тем, проект наверняка не содержит материалов общественного обсуждения и результатов оценки воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. Согласно статьи 8 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30.04.2012 г., и статьи 3 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в обязательном порядке должна производиться оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Поэтому проведение публичных слушаний по Генеральному плану г. Тюмени и проекту планировки 5-го планировочного района г. Тюмени не освобождает застройщиков от проведения общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности (в данном случае планирования реконструкции химфармзавода).
Формами такого общественного обсуждения могут быть собрания граждан и публичные слушания, которые обязаны за свой счет производить застройщики (заказчики). Материалы общественного обсуждения должны содержаться в приложениях к пояснительной записке проекта. В проекте реконструкции химфармзавода такие материалы наверняка отсутствуют.
Игнорирование указанных требований действующего законодательства приводит к постоянно возникающим конфликтам интересов, социальной напряженности, нарушению прав и интересов граждан.
К сожалению, в Тюменской области до настоящего времени не разработан Порядок проведения оценки планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В силу статьи6 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» такой порядок должен быть разработан Департаментом недропользования и экологии Тюменской области.
Согласно статье 12 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Поэтому вышеприведенная ссылка Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени на внесение изменений в постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 687-пявляется ошибочной. Генеральный план городского округа города Тюмени был утвержден ранее, чем были приняты указанные изменения. Поэтому авторы внесения изменений обязаны были исходить из требований уже принятого Генерального плана. Как сказано выше, самоуправные действия не влекут за собой юридических последствий и не являются основанием для совершения каких-либо действий.
11 февраля 2016 г. в газете «Тюменская правда» была опубликована статья «Химфармзавод: куда дует ветер?», но до настоящего времени никакой реакции от государственных и муниципальных органов на нее не последовало.
Между тем, на стр. 165 Сборника «Экология города Тюмени: состояние, проблемы», подготовленного комитетом по экологии Администрации города Тюмени еще в 2001 г., изложено: «Достоверным свидетельством существенного отклонения параметров городской среды от общепринятых экологических стандартов являются данные об ухудшении состояния здоровья населения города. В результате вдыхания загрязненного воздуха в городе возрастает заболеваемость населения бронхитами, трахеитами, аллергией, астмой, нарушением сердечно-сосудистой системы и др. По данным ЦГСЭН г. Тюмень стоит на первом месте в области по заболеваемости органов дыхания, костно-мышечной, мочеполовой и нервной системы, органов чувств и кровообращения, на втором месте – по новообразованиям и заболеваниям органов пищеварения. Показатели заболеваемости населения по г. Тюмени превышают среднеобластные в 1,3-1,7 раза.
В этих условиях для улучшения экологической ситуации и оздоровления городской среды очень важное значение имеет взвешенная и согласованная политика властей города и области, обеспечивающая, при ограниченных бюджетных средствах, наибольший социально-эколого-экономический эффект».
Доказательством неудовлетворительного экологического состояния городской среды Тюмени является Экологический рейтинг крупнейших городов России за 2014 год, подготовленный Министерством природных ресурсов и экологии РФ, согласно которому г. Тюмень занимает одно из последних мест.
На основании вышеизложенного, комиссия по экологической безопасности Общественной палаты Тюменской области обратилась в Администрацию г. Тюмени с просьбой признать заключение по вышеуказанным публичным слушаниям, состоявшимся 10.11.2015 г., недействительным;оставить без изменения функциональную зону историко-культурного центра в 5-м планировочном районе «Заречный»;отказаться от реконструкции химфармзавода и его сохранения на существующей производственной площадке;принять меры по выносу завода за город, в северо-восточном направлении.
А.К. Фахрутдинов,
председатель комиссии по экологической безопасности
Общественной палаты Тюменской области, член штаба Тюменского регионального отделения «Общероссийский народный фронт «За Россию»