НСК: профессии с новыми акцентами

АгроФорум
От АгроФорум октября 23, 2020 23:19 Обновлено

НСК: профессии с новыми акцентами

Профессия фелтмейкер часть направления «в высокой моде» двигается в сторону квалификаций

 Есть профессии, которые мы знаем по существующему рынку труда, о которых можно узнать из различных профессиональных регистров и реестров. Можно оценить их популярность и востребованность на рекрутских сайтах и порталах поиска работ. Но есть профессии, которые не числятся даже в КОАПах, соответственно, Трудовым кодексом не предусмотрены формы их функционирования и защиты, а значит и не существует возможности определить квалификацию специалиста, обеспечить профессиональное трудоустройство по конкретной специальности. Даже всесведующий АНО «НАРК» вам здесь не поможет.

С председателем Общественного Совета при департаменте труда и занятости населения Тюменской области Поповым Федором Ивановичем мы обсуждали различные направления Национальных проектов (НП) России, которые в той или иной степени касаются вопросов занятости населения региона. Определились, что, в первую очередь, эта проблематика связана с НП «Производительность труда и поддержка занятости». Вторым по степени значимости целевых показателей (НП), касающихся вопросов переобучения и занятости, является НП «Демография». Здесь акцент сделан на повышении квалификации или переобучении граждан возрастной категории «50+». А третьим из Национальных проектов, связанных с занятостью по степени вовлеченности молодежи и подготовки современных кадров – является НП «Малое и среднее предпринимательства и поддержка предпринимательской инициативы». В будущем, подготовленные специалисты смогут меньше обращаться в государственные службы занятости.

Однако когда обсуждение коснулось вопросов подготовки, обучения кадров в системе оценки и проверки квалификации Федор Попов сообщил, что в СМИ региона готовят мало материалов о профессиях, которые в ближайшей перспективе не могут быть оценены по методикам АНО «НАРК», но которые (профессии), между прочим, существуют и интересны для населения. Таких профессий целый пласт, но без возможности проверки квалификаций их как бы не существует.

 И первой такой профессией, по мнению председателя Общественного Совета, является профессия фелтмейкера. Попробуем и мы в этом разобраться.

 

«Валенки, валенки, эх, не подшиты стареньки»

«Валенки, валенки, эх, не подшиты стареньки» — эти слова известной песни Лидии Руслановой, творчество которой еще помнят люди старшего поколения, знакомы и мастерам-фелтмейкерам, ведь их работа с шерстью является частью производства войлока и изделий из него, а валенки самая узнаваемая продукция валяния не только в современной России.

Безусловно, слова песни были понятны всем жителям бывшего СССР, так как зимой многие из живущих и работающих в суровом климате Сибири, были знакомы с валенками не по наслышке. Их выдавали в качестве рабочей обуви на производстве в арктических широтах. Валенки удалось испробовать и автору этих строк, два десятка лет отработавшего в Ханты-Мансийском автономном округе.

В четырех постсоветских странах: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан – существуют технологии промышленного производства валенок, а это значит, что профессии связанные с валянием существуют «в натуре».

У многих знакомство с валенками начиналось в детстве. Привязные коньки даже на «условно старых валенках» представляли особый шик, внушая превосходство надо льдом и скоростью. Именно на валенках коньки держались лучше, чем на другой зимней обуви у детей.

Выпуск валенок был организован планово, и они были востребованы у всех возрастов.

Валенки были самой удобной и финансово доступной зимней обувью не только в сельской местности, как принято думать сейчас.

Мастера порой украшали голенища валенок вышивкой и в них щеголяли советские модницы в городах. Такой теплый и красивый вариант обуви нравился и иностранцам. Не удивительно, что различные варианты аксессуаров из войлока стали появляться в одежде и обуви за рубежом. Даже мировые бренды использовали войлок в своих коллекциях Высокой Моды.

Поэтому не удивительно, что модные дома Европы часто посылали своих представителей в Центральную Азию и на Советский Кавказ для овладения технологиями ручного производства войлока. Думаю, что они получили новые знания о войлоке и его производстве. Конечно, такими объемами выпуска войлока, какими они были в период Советского Союза, больше не может похвастаться не одна страна, но тенденции развития войлочного производства в мире не утеряны и находят новые пути для развития.

Чтобы понять насколько производство войлока сложное, надо знать происхождение этого процесса, историю, которой более четырех тысячелетий.

В начале ХХ века в России открылось первое промышленное производство валенок, где весь труд был ручным. Однако созданные технологии и цепочки технологических схем производства позволили наладить массовый выпуск вещей из войлока и особенно валенок — основной продукции войлоковаляния. И это, в том числе, благодаря заказам Министерства обороны России (в Царское время). Валенки спасали российских бойцов от холодов в Первую мировую войну. В советский период валенки стали неотъемлемой частью обмундирования многих воинских формирований и особенно Сибирских дивизий в годы Великой Отечественной Войны. Добавлю, что в советское время из войлока шили военные шинели.

Об этом и многом другом в исторической перспективе развития войлочного производства мы разговариваем с Надеждой Брежневой, профессия которой гордо произносится на иностранный лад «фелтмейкер», а по факту мастер по войлоку.

— Моя бабушка по папиной линии занималась войлоком. Делала различные изделия (валенки, коврики, половички, головные уборы, украшения) для домашнего хозяйства и убранства именно из шерсти с применением технологий производства войлока. Об этом я узнала из рассказов своих родственников и не удивилась, когда впервые увидела изделия из войлока. Во время посещения первого своего занятия войлок меня заинтересовал еще больше. Думаю, на мой приход в эту деятельность, повлияла, скажем так, генетическая предрасположенность к войлокоделанию, переданная от бабушки. Говорят же, что на детях (мои родители не занимались изготовлением войлока, хотя технологию знали) природа отдыхает. А вот меня, внучку, бабушкино увлечение войлоком «зацепило». Я поняла, что более интересного материала еще не видела и не держала в своих руках. Войлок – это поистине шикарный и необычный материал, который может принимать любую форму, которую вы ему придадите, с восхитительными фактурами, и, что самое главное, это натуральный материал.

Я собирала дополнительную информацию по валянию, стала посещать мастер-классы уже известных мастеров, где узнавала об этой технологии больше, участвовала в тематических выставках народно-прикладного искусства и аграрно-производственных выставках (шерсть – один из продуктов овцеводства, а для мастеров-фелтмейкеров — основное сырье производства, о котором, надо знать все). Делала для себя открытия в этой сфере и до сих пор узнаю много новой информации, как в основах деятельности, так и в технологических процессах, которые могут меняться в зависимости от вида сырья и художественных задач, стоящих перед автором. Так я узнала об особенностях использования цветовой палитры, получаемой при окрашивании различных видов и сортов шерсти, произведенной от носителей различных пород овец.

Рис Шляпки цвет

Рисунок стрижка электро

 

Войлок определенной толщины подходил для определенных целей. Из толстого войлока делали, например, напольные подстилки типа ковров (если с узорами) или маленькие половики (если без узоров) — характерны для сельского жилища. Из более тонкого войлока создавалась кошма – разновидность ковров с более плотной и надежной структурой, которую также использовали для украшения стен домов (юрт). Именно эта восточная традиция — вешать ковры на стены, была популярна в Советское время. Сейчас ковры из войлока в большей части «отошли» в прошлое, появились тканные и набивные ковры из шерсти. Новый способ обработки шерсти значительно упрощает их производство, но это уже войлокоделание в изначальном смысле.

 

Но вернемся к валенкам. Они делались из определенного по составу и структуре войлока. Между прочим, при всей простоте технологии, производство валенок было не таким простым, как можно прочитать сейчас в современной технической литературе. Для современного человека это действительно не очень сложный процесс, требующий лишь определенных знаний, умений, навыков. Часть специалистов отрасли, познавшие процесс и основные этапы работы, обладающие художественным вкусом и знаниями, экспериментировали с войлоком в домашних условиях и в советское время. И порой, у них это неплохо получалось.

Мы продолжаем беседовать с Надеждой Ивановной Брежневой, которая в разговоре не перестает восхищаться войлоком и изделиями из него.

— Получают войлок путем сваливания овечьей шерсти с помощью воды и мыла. Процесс увлекательный, но простым его назвать нельзя. Я подхожу к работе с вдохновением, материал чувствует это, поэтому, когда я погружаюсь в изготовление шляпки, я всегда делаю это в хорошем настроении.

 В чем заключается процесс создания шляпки? Для начала нужно знать некоторые нюансы работы с шерстью и помнить, что шерсть при уваливании уменьшается в размерах, т.е. уваливается. Поэтому, это необходимо учитывать, когда создается изделие.

Первое, что мы делаем, это придумываем эскиз шапочки или шляпки, которую хотим сделать. Затем рисуем шаблон, и увеличиваем шаблон, помня о том, что размер шапочки будет меньше.

Выбираем цветовую гамму, подбираем нужный оттенок шерсти и раскладываем шерсть тонкими пучками — «пасмачками». Раскладка шерсти – это то, чему необходимо уделить особое внимание и спешка здесь ни к чему. Процесс небыстрый, гармоничный и увлекательный.

После раскладки шерсти приступаем к уваливанию. Здесь нам понадобится (повторяясь, делает акцент Надежда Ивановна) теплая вода и мыло. Очень мягкими и нежными движениями рук, мы начинаем процесс увалки. При увалке изделия важно аккуратно работать с материалом, но на финишном этапе потребуется сила рук.

Затем натягиваем нашу шляпку на болванку, придаем нужную форму нашей шляпке и даем высохнуть. Остается сделать декор, и шляпка готова!

Я всегда думала, почему именно войлок для меня стал тем волшебным материалом, который вдохновляет и является частью моей жизни? Точный ответ для меня по-прежнему загадка.

В более поздний Советский период в стране существовали войлочные производства в структуре овчинно-меховых фабрик с производством отдельной продукции, перечень, которых ограничивался в основном валенками, шляпками, техническими вариантами войлока и детскими игрушками. Под выпуск продукции перечисленной выше существовали и технологические схемы, которые не обходились без ручного труда.

Ожерелье_шерсть

Однако существовала система изобретательства и рационализации, которая минимизировала ручной труд и поощрялась премиями, в том числе за внедренные рацпредложения руководством предприятий. Регулярно проводились мероприятия, направленные на повышение квалификации специалистов по работе на войлочном оборудовании. Профессии касались всего перечня работ, предусмотренных технологией.

И хотя общий подход к подбору профессий был привязан к конкретной технологии производства той или иной продукции валяния, обязательным для всех работников было соблюдение циклов работ и порядка их выполнения: заготовка шерсти, раскладка ее на циновке, впрыскивание горячей воды, утрамбовка, получение готового войлока – абсолютно ручная работа (царское время), но которую в поздний советский период удалось частично механизировать.

Существовал в технологической цепочке процесса производства войлока минимальный подбор специалистов. В регистрах Советских предприятий их числилось не менее двух десятков: валяльщик; велюрщик; изготовитель основы валяльно-войлочных изделий; изготовитель фитилей; кисловщик; машинист обкаточной машины; машинист обсадочной машины; мойщик шерсти; насадчик обуви; оператор пушильного оборудования; оператор электростатической обработки; отделочник валяльно-войлочных изделий; прессовщик валяльно-войлочных изделий и шкурок; протравщик шкурок; распиловщик войлока; расправщик войлочных изделий; свойлачивальщик; съемщик обуви с колодок; формовщик головных уборов; штамповщик. И это лишь часть из них.

К тому же на таких производствах предусмотрены различные творческие профессии, например, художники, которые формируют эскиз и модель будущей продукции, маркетологи, специалисты по продажам, управленческий и технический персонал.

Однако главной рабочей силой являются непосредственные исполнители — рабочие на производстве.

Валяльщик 3-его разряда мог работать во время процесса предварительной валки головных уборов, например, на многоваличных и молотовых машинах под руководством валяльщика более высокой квалификации. А валяльщик 4-го разряда ту же работу должен был уметь выполнить самостоятельно.

Ожерелье светлые цвета

Валяльщик 3-его разряда должен знать: устройство обслуживаемого оборудования; ассортимент, структуру и размеры колпаков, технические требования к ним; правила оправки колпаков головных уборов по периодам валки; рецептуру приготовления валочного раствора.

А валяльщик 4-го разряда дополнительно должен обладать не только вышеназванными знаниями (присущими специалисту 3-его разряда), но и разбираться в технологических режимах валки для различных видов изготовляемых изделий; знать материалы, применяемые при валке изделий, рецептуру приготовления раствора и правила определения его концентрации, способы регулирования степени усадки изделий, методы определения момента окончания валки изделий.

А различий между валяльщиком 3-его разряда и 5-его разряда еще больше.

Даже из-за немногочисленности специалистов на войлочном производстве, возможно, эти профессии будут оценены и классифицированы в соответствие с методиками АНО «Национального Агентства Развития Квалификации» (АНО «НАРК»), по той причине, что такие рабочие профессии существуют и связаны с действующими технологиями.

А как быть с профессией фелтмейкер, владелец которой носит знания и умения минимум двадцати работников отрасли? Как оценить его квалификацию?

Надежда Брежнева считает, что пока не будет налажено обучению по этой профессии в системе государственного образования, фелтмейкеры будут считаться «кустарями» — хранителями народного творчества, которые занимаются хобби для себя и заинтересованного окружения.

Однако в школах на дополнительных занятиях, учителя, прошедшие обучение войлоковалянию, передают свой опыт ученикам, но это проходит как сопутствующее направление, например, на уроках труда. Некоторые текстильные институты уже начинают вводить в свои учебные программы предмет «Валяние». Но, при всем этом, на сегодняшний день официально такой профессии, как фелтмейкер, не существует. Несомненно, это связано с ее недостаточной технологической разработкой и малым опытом практического внедрения технологических процессов при работе с войлоком и валянием.

Надежда Брежнева на собственном опыте подтверждает, что создание одежды и изделий из войлока требует не только таланта, но и огромного усердия, поскольку это кропотливая работа полностью ручного производства. Поэтому на данный момент этот удивительный материал остается без должного внимания со стороны крупных производителей одежды. Не стоит забывать и о том, что исходные материалы для валяния стоят недешево. Одежда из войлока – достаточно дорогое удовольствие, и, несмотря на все возрастающую популярность, она вряд ли станет массовой.

Ожерелье темные цвета

Тем не менее, у этого материала большое будущее. Войлок интересен мастерам, на него есть спрос, появились научные разработки, облегчающие понимание технологических процессов, объясняющие «поведение» этого материала, уже получены патенты в области технологий валяния. Это, безусловно, дает основание полагать, что в скором времени валяные вещи займут свою нишу в секторе малосерийной экологичной одежды высокого класса.

Изделия из войлока в последние десятилетия стали популярными в Скандинавии, странах Балтии, Канаде, Европе и даже Австралии. В Германии была создана Международная академия войлока, позже ее филиал открылся в Голландии. Ее слушатели каждый год выезжают в страны Центральной Азии, на историческую родину войлока, чтобы изучать традиции войлоковаляния.

За рубежом фелтмейкеры объединяются в ассоциации, которые организуют обучение, устраивают специализированные выставки, продажи материалов для валяния, популяризируют искусство валяния, помогают развитию и продвижению бизнеса своих членов и выполняют другие важные задачи.

В России на сегодняшний день мастера-фелтмейкеры создают профессиональные союзы локального значения или входят в отраслевые ассоциации.

Сейчас специалисты по валянию стоят на перепутье. Они в силу своей обособленности не могут ответить на вопрос, к какой деятельности отнести свою профессию? Одни видят себя в структуре легкой промышленности с возможностью массового производства и доступным «ценником», другие – в проектах Высокой моды. И оба этих направления нуждаются в проведении процедур по методикам НАРК с проверкой квалификации.

С одной стороны, проверенные временем технологии производства валенок, шляпок, игрушек и других промышленных изделий из войлока относят валяние именно по отраслевой специализации к легкой промышленности. С другой стороны, наметившиеся тенденции по организации мероприятий просветительского характера (мастер – классы по войлоку или выставки мастеров валяния в регионах) подталкивают специалистов-фелтмейкеров в сторону Высокой моды, а это значит, что продукция валяния со временем станет менее доступной для населения.

Несмотря на то, что современная российская школа войлока имеет сравнительно недолгую историю, она считается одной из самых быстроразвивающихся в мире. По всей стране организуется множество студий по войлоковалянию. Известные и опытные мастера, работающие в разных техниках, проводят мастер-классы, как для обучения новичков, так и для повышения квалификации своих коллег, передавая свои уникальные наработки.

Надежда Брежнева видит выход из этой ситуации в объединении специалистов-фелтмейкеров в профессиональные союзы.

По ее мнению, это позволит описать виды работ и начать подготовку специалистов в профессионально-технических училищах и колледжах. Такие специалисты могут быть востребованы в театре для создания сценических образов и интерьера. Необходимыми окажутся в дизайнерских студиях, которые занимаются, в том числе, созданием креативных имидж — образов. А возможно, кто то свое увлечение работой с войлоком превратит в мелкосерийное производство, последовательно проходя путь от разработки эскиза до его осуществления.

Другие обучившись работе с валянием и приобретя опыт, самостоятельно разработают технологию изготовления эксклюзивных вариантов одежды или экологических изделий для детей.

Фелтмейкерство — новое направление для развития творчества и промышленности.

Когда удастся создать условия, в полной мере обеспечивающие существование системы не только в виде клубов по интересам, а профессиональных союзов фелтмейкеров.

Когда мастера будут проводить занятия не только в собственных помещениях или в помещениях, предоставленных на безвозмездной основе.

Когда система образования начнет готовить специалистов, а «профессора – фелтмейкеры» выйдут из «подвалов»  и начнут читать лекции в аудиториях….

Этих «когда» и «если» еще очень много. Поднять вопрос можно, и мы делаем именно это. Но получить ответ сложнее.

В информационном поле витает идея по организации и проведению общественных слушаний по развитию различных направлений народного творчества и объединения в профессиональные союзы.

Надо понимать, что легализация профессий, связанных с народным творчеством, через включение в перечень профессий, необходимых для развития территорий, даст новый импульс развития туристической отрасли Тюменской области.

А попадание такой специализации, как валяние в перечень подготовки специалистов под Национальные проекты расширят возможность уже существующих НП к большему желанию граждан овладевать новыми профессиями и навыками для повышения своего творческого самосознания и новых возможностей увеличения благосостояния, особенно в возрасте «50+». Это позволит включить в курсы переподготовки или повышения квалификации по направлению «дизайн одежды».

Из множества мнений специалистов, занимающихся войлоком, было отмечено, что в настоящий момент не стоит выделять в учебных заведениях существующее обучение валянию в отдельную в профессию фелтмейкера.

А вот дополнительного включение курса в учебный план по обучению по специальности «технолог легкой промышленности» (ФГОС СПО 29.02.05) имеет смысл. Дисциплину разрабатывать как вариативную (не предусмотренную стандартом) по решению СУЗа, у которого, есть такое право.

В ВУЗах аграрной направленности стоит обратить внимание на специальность 35.03.07 «Технолог переработки с/х продукции».

И опять же нужно включать специализацию по технологиям валяния с привязкой по местности — наличию предприятий по переработке шерсти или по сырьевому принципу.

Хотя учитывая процессы миграции населения, может так случиться, что и эти факторы и не будут актуальными. Здесь, на мой взгляд, важнее встаёт вопрос кадров, которые способны передать знания и практический опыт. Их мало. Только наличие специалистов — практиков в этой области позволит вводить дисциплину (курс) не опираясь на уже только имеющийся преподавательский состав для учебного заведения. В противном случае – это рискованно.

Объединение специалистов — фелтмейкеров в профессиональные союзы поможет решить только часть этих проблем с акцентом на подготовку кадров для СУЗов. Но чтобы начать массовое обучение по этой специальности через формирование «государственного заказа» необходимо, чтобы выстроились взаимоотношения между профессиональным сообществом фелтмейкеров и системой подготовки кадров.

Знания по валянию шерсти станут необходимыми и расширят диапазон деятельности дизайнеров/модельеров. Думаю, что именно эти «узкие» специалисты будут востребованы в смежных отраслях.

Валяние, может стать одним из региональных направлений развития предпринимательства.

И тогда профессия фелтмейкер может попасть в сферу интересов АНО «НАРК».

Хотя…..

Владимир Сипетин

материал подготовлен по заданию

ТЮМЕНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ» (ТРОО ПВНДТР «РАНАР»)

(Издатель журнала «АГРОФОРУМ»)

АгроФорум
От АгроФорум октября 23, 2020 23:19 Обновлено

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#