«Август» расширяет возможности поставок сельхозпродукции
В комплексе мер по повышению рентабельности производства зерновых ГК «Август», один из крупнейших отечественных агрохолдингов (общий банк сельхозземель – 275 тыс. га), реализует масштабный проект по оптимизации процессов грузоперевозок зерна, предполагающий в том числе создание эффективной железнодорожной логистики с использованием собственных вагонов-зерновозов. Данное направление развивает УК «Август-Агро» с партнерами в рамках совместного предприятия – машинно-транспортной компании «Звено». На текущий момент сформирован парк из 75 вагонов, 50 из них находятся в постоянной эксплуатации УК «Август-Агро». К концу 2024 года вагонный парк должен увеличиться до 200 единиц, а целевые показатели на горизонте планирования на пять лет составляют: общий парк вагонов – 1000 единиц, годовой объем грузооборота – 1 млн тонн зерна.
Интеграция логистических процессов в деятельность компании уже позволила снизить долю транспортных расходов в стоимости зерна, поставляемого хозяйствами «Август-Агро» из Республики Татарстан (ключевого региона сельскохозяйственного бизнеса «Августа»), до 35 % против 45 % при использовании вагонов сторонних трейдеров. После запуска в эксплуатацию построенного «Августом» крупнейшего в республике элеваторного комплекса «Свияжск-Зернопродукт» станет возможным в течение суток осуществлять загрузку полноценных железнодорожных маршрутов – 50–60 вагонов в день.
В период с февраля по апрель собственными вагонами было отгружено около 4 тыс. тонн (57 вагонов) пшеницы, произведенной хозяйствами «Август-Агро» – как для внутреннего потребителя, так и на экспорт. Перевозка грузов осуществлена со станции Куланга (Татарстан) в направлении Санкт-Петербурга, в том числе порта Усть-Луга. Деятельность «Августа» по организации грузоперевозок стала в Татарстане первым примером, когда сельхозтоваропроизводитель занялся формированием подвижного состава, создавая тем самым условия для увеличения объемов поставок зерновых из хозяйств республики, а также сокращения транспортных издержек.
«Ранее зерно перевозили вагонами сторонних компаний, однако в условиях постоянного роста тарифов и сопутствующих для заказчика экспедиторских услуг рисков, связанных с организацией перевозок (дефицит свободных мощностей, очереди, увеличение сроков поставки), требовались более эффективные логистические решения. Сегодня в Татарстане сложилась ситуация, когда для повышения рентабельности производства сельхозпредприятиям необходимо реализовывать зерновую продукцию за пределами республики: в регионе остаются значительные переходящие запасы прошлых лет, предложение существенно превышает внутренний спрос, что сильнейшим образом давит на цены. И в то же время отсутствие до недавнего времени технологий быстрой загрузки серьезно осложняло логистику: крупные трейдеры не были заинтересованы работать в республике, что еще более сокращало возможности местных аграриев по сбыту продукции», – комментирует ситуацию генеральный директор УК «Август-Агро» Айдар Галяутдинов.
Проблему обеспечения экономической эффективности агробизнеса «Август» решает путем развития материально-технической базы производства – в том числе за счет снижения инфраструктурно-логистических издержек в рамках вертикальной цепочки поставок, включающей создание мощностей, обеспечивающих хранение зерна, уменьшение расходов при его отгрузке, перевалке и перевозке. В Республике Татарстан компания возводит два крупнейших элеваторных комплекса суммарной мощностью единовременного хранения более 200 тыс. тонн, которые смогут принимать около 1 млн тонн урожая в год. Ввод в эксплуатацию первого из них – «Свияжск-Зернопродукт» (планируется в июле текущего года) – уже позволит резко ускорить процессы и увеличить объемы отгрузки сельхозпродукции.
«Сейчас элеваторы в Татарстане могут обеспечивать загрузку 6–7 вагонов в сутки – это довольно низкая скорость, которая с учетом технологии погрузочных работ по факту позволяет заполнить не более 18 вагонов за пять рабочих дней. После запуска элеваторного комплекса «Свияжск-Зернопродукт» мы сможем грузить за смену 50–60 вагонов, то есть за одни сутки формировать полноценный железнодорожный состав, получая тем самым преимущества маршрутной отправки по скорости доставки, ее прогнозируемости и сохранности грузов. Это кратно увеличит оборачиваемость вагонов, сократит сроки поставок для получателей нашей продукции и, как следствие, создаст условия для работы напрямую с крупнейшими трейдерами, мукомольными комбинатами», – поясняет перспективы создания компанией инфраструктуры железнодорожных перевозок Айдар Галяутдинов.
Переходящие остатки произведенного зерна – острый вопрос для аграриев Татарстана. По официальным данным, на начало сезона 2024 года они составили 1,3 млн тонн, из них 430 тыс. тонн – урожай 2022 года, почти 900 тыс. тонн – 2023-го. При этом «Август-Агро» удалось максимально реализовать имевшиеся объемы, в июне планируется поставка заказчику последней партии складской продукции, и к сбору нового урожая хозяйства рассчитывают подойти с нулевыми переходящими остатками. В компании отмечают, что важную роль в этом сыграла оптимизация процессов грузоперевозок, в том числе использование собственных вагонов для отправки грузов по железной дороге.
С введением в эксплуатацию новых элеваторных мощностей «Август» планирует расширение географии поставок зерновой продукции по железной дороге. В качестве перспективных направлений рассматриваются порты Новороссийска и Астрахани, изучаются возможности продажи зерна в Казахстан. По результатам организации грузопотока в Усть-Лугу компания достигла снижения доли транспортных расходов в стоимости продукции с 45 % (при перевозке сторонними трейдерами) до 35 % (при использовании собственных вагонов).
«Мы стремимся создать цепочку добавленной стоимости, замкнув в ней транспортную и складскую логистику. Вертикальная интеграция бизнес-процессов позволяет снизить затраты и повысить эффективность производства за счет сокращения транспортных расходов и времени выполнения работ, дает компании конкурентное преимущество. У нас есть подтвержденный опыт, и мы можем предложить интересные решения участникам рынка», – отмечает Айдар Галяутдинов.