Будущие самозанятые должны получать поддержку и прикладное образование
На обучающей сессии по сквозному блоку компетенций пилотного проекта по повышению уровня практических навыков самозанятых граждан, в том числе студентов профессиональных образовательных организаций, которая прошла в рамках деловой программы финала IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), участники дискуссии обсудили особенности подготовки самозанятых для выхода в открытую экономическую деятельность.
Как рассказала директор Департамента по реализации проектов развития детей и молодежи АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Евгения Кожевникова, в этом году был запущен пилотный проект вывода студентов СПО в режим самозанятости: «Результаты есть, но проблема в том, что очень маленькое количество молодежи вообще готово к этому и знает о таких возможностях. В активную экономическую деятельность они не переходят». Сейчас Агентство Ворлдскиллс Россия работает с 15 регионами, но есть большие планы: в Минтруд подана заявка на внедрение проекта «Страна мастеров», в планах – вывести на арену экономической деятельности в 2022 году не менее 30 тысяч самозанятых студентов.
В прошлом году, напомнил заместитель генерального директора – технический директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Алексей Тымчиков, на Форуме АСИ «Сильные идеи для нового времени» был представлен и поддержан проект «Насебя.рф» — его разработал эксперт Ворлдскиллс Россия, первый проректор частного образовательного учреждения высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» Максим Усынин.
В рамках проекта предусматривалось 4 раздела: работа с взрослыми гражданами, которым дается дополнительный профессиональный модуль, с состоявшимися профессионалами, решение проблемы занятости в моногородах, и еще одна категория – это студенты. «Уже в момент обучения студент осваивает перевод своих навыков в понятие услуги, его сопровождают до реализации этой услуги, дают стыковку с реальным рынком. Он может формировать свое рабочее место и понимать, на какой сегмент рынка он работает, как в нем находить свою нишу без особых рисков, поскольку он в этот момент социально защищен, учась в колледже», — пояснил Алексей Тымчиков.
В Агентстве развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) решили помочь студентам СПО пройти мертвую зону «я студент – я предприниматель». «Для многих страшно предложить свою услугу на рынке. Студентам тоже нужно сопровождение от мастерской до первых заказчиков. В этом заключался смысл первой волны нашей работы в этом направлении», — отметил Тымчиков. Агентство Ворлдскиллс Россия готовило тьюторов, которые уже обучали студентов. Были выявлены сложности: нужно больше партнерских программ и связей, есть также психологические барьеры (студентам нужен живой пример).
У проекта есть преимущества. Во-первых, плюсы самозанятым дает партнерство с основным пулом поставщиков (скидки на софт, на оборудование), во-вторых, нужно разъяснять будущим самозанятым лояльность налогообложения для них, таким образом, создается комфортная безопасная среда. Агентство Ворлдскиллс Россия уже активно привлекать в проект и платформы, такие, как «Своя работа», «Наймикс», а платформа Superjob создала под Агентство Ворлдскиллс Россия лендинг, чтобы работодатели могли с его помощью находить сотрудников-самозанятых.
«Многие проекты в Агентстве Ворлдскиллс Россия выходят из маленькой идеи, которая должна быть кем-то поддержана. И этот проект появился благодаря большой поддержке АСИ», — заметила Евгения Кожевникова. Заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Юлия Ханьжина, в свою очередь, заметила, что сегодня замечен новый тренд – стремление к самореализации, клиентоориентированная и человекоцентричная экономика.
Нужен институт, который бы на всем пути человека помогал ему самореализовываться. «На форуме «Сильные идеи для нового времени» мы поддерживали проект «Насебя.рф», потому что история про самозанятость как раз касается самореализации, ты можешь по-другому быть экономически активным членом общества, — отметила Ханьжина. — Службы занятости должны работать с этой категорией, и давать картинку молодому поколению, как стать самозанятым. Мы должны внутри субъектов давать карту образовательным возможностей: где можно нарастить предпринимательские и прикладные компетенции».
В АСИ создан Центр молодежных инициатив, запущена платформа Конструкториум и фонд, который поддерживает проекты молодых людей в предпринимательском секторе. Динамика есть, замечает Юлия Ханьжина: по статистике, в России сейчас 2,7 млн самозанятых, количество несовершеннолетних среди них выросло за год в 2 раза до 41 тысяч человек. В лидерах по количеству несовершеннолетних самозанятых – такие города и регионы как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Татарстан, Краснодарский край, Новосибирск, Нижегородская, Свердловская, Ростовская область. «Нужно дальнейшее сопровождение этих ребят, нужно показывать им места, где они могут повышать свою конкурентоспособность на рынке, предоставлять им весь пакет сервисов», — считает Ханьжина.
Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Виктор Неумывакин считает, что для правильной организации работы с самозанятыми нужно задаться рядом вопросов: это компетенция или качество, это дополнительное образование или основной образовательный процесс, встраивается ли это в основной образовательный процесс и есть ли в этом вопросе задача колледжа. «Но кто, если не мы. Система профессионального образования на протяжении всего времени подставляла плечо экономике страны в разных сложных ситуациях, и наши выпускники ближе всего к предпринимательской деятельности, у них есть навыки, которые можно детализировать через самозанятость», — отметил Виктор Неумывакин.
Опытом обучения самозанятых в вузе поделился проректор по управлению талантами Университета «Синергия» Роман Султанов. Он убежден, что образование должно носить прикладной характер. Будущие самозанятые должны получать предпринимательские навыки, освоить цифровые навыки, а также знать, что делать дальше – как найти клиентов, настроить процесс по работе с поставщиками. В «Синергии» решили протестировать такой подход к обучению: слушатель оплачивает обучение уже постфактум, когда трудоустроится. «Это дает доступ к такому образованию для больших масс людей. Кроме того, мы не можем учить некачественно, ведь иначе мы не получим оплату и не получим выгоду. Это может стимулировать образовательные организации, это перспективно», — говорит Султанов.
А как практики воспринимают самозанятых? О своем опыте рассказал генеральный директор ООО «ДОМЕО» Константин Горбань. Компания оказывает услуги в сфере строительства и отделки, и кадровый вопрос стоит остро: наемные исполнители часто подводят, уезжают или уходят на другие проекты. «Мы начали экспериментировать с формой самозанятых: готовы предоставлять заказы любым самозанятым как исполнителям, главное, чтобы у человека были практические навыки выполнения этой работы. Самая большая проблема – отсутствие желания у людей оформлять самозанятость. Мы повышаем ставку сотруднику, оформившему самозанятость», — сообщил К. Горбань. Кстати, на практике обнаружились и проблемы, которые нужно решать, например, необходимо внедрять электронный документооборот для самозанятых, бюрократические проволочки сдерживают развитие самозанятости.
В регионах развиваются различные проекты поддержки самозанятых. Например, в Республике Татарстан создан Центр поддержки самозанятых. Генеральный директор АНО «Центр поддержки самозанятых» Лиана Пахарева одной из первых в республике зарегистрировалась в качестве самозанятого. «Центр — связующее звено между начинающими предпринимателями и властью, площадка диалога. Наша задача – помогать людям регистрироваться, выходить из тени, развиваться. Мы начали выявлять интересы определенных групп самозанятых и поняли, что собирать вместе студентов-пекарей и сварщиков нельзя. Мы пошли по пути создания сообществ. В каждом у нас был лидер мнений, который рассказывал о своем опыте и преимуществах», — рассказала Лиана Пахарева.
В итоге за год работы проекта Центр помог зарегистрироваться в качестве самозанятых 60 тысяч человек. Как отмечает эксперт, пока студенты четко разделяют рабочие специальности на бизнес и найм и не умеют мыслить иначе. «А ведь можно обладать профессиональной компетенцией, которая ложится в основу предпринимательской деятельности. Бизнес и профессия неразделимы – такое понимание нужно формировать у студентов, тогда они будут с большим интересом смотреть в сторону предпринимательства и самозанятости», — убеждена Пахарева.
В Республике Башкортостан Корпорация МСП создала обучающий модуль по подготовке самозанятости. «Информация есть, но нет структуры и системы. Человек не понимает, как, зачем и почему. Мы отвечаем на эти вопросы. Мы учим, как зарегистрироваться в качестве самозанятого, какие есть меры поддержки самозанятого, учим особенностям участия в закупках и даем другие алгоритмы. Самое важное, когда на обучающих программах можно пройти практику. Мы приглашаем экспертов, которые имеют свой опыт. Это может быть не преподаватель, а предприниматель, который имеет успешный кейс», — поделилась опытом заместитель директора Департамента развития предпринимательства Союза «Торгово-промышленная палата» Республики Башкортостан, сертифицированный бизнес-тренер АО «Корпорация МСП» Яна Усманова.
В России сегодня работает проект «Мой бизнес», а начинался он с того, что три года назад в Челябинской области появилась «Территория бизнеса», рассказала операционный директор Ассоциации институтов развития предпринимательства «Мой бизнес» Евгения Пролубникова. Проект оказал уже более 600 тысяч услуг и охватил больше 20 процентов предпринимателей по всей России. «Наша цель – придать бренду «Мой бизнес» статус проекта по развитию предпринимательства во всем мире», — говорит Евгения Полубникова.
Центр «Мой бизнес» включился в работу с самозанятыми, здесь разработали единую памятку, включив информацию о юридических нюансах этой сферы и мерах господдержки, самозанятые также могут узнать о льготных местах аренды в коворкингах и инкубаторах, выходить на другие регионы, получить информационную и образовательную поддержку. Центр «Мой бизнес» взял на себя роль агрегатора лучших практик работы с самозанятыми, и регионы делятся своим опытом. Например, Татарстан, Приморский край, Ростовская область в прошлом году провели ТВ-реалити-шоу «Самозанятые на дому», показав путь самозанятых от регистрации до успеха, а победитель шоу получил 200 тысяч рублей на продвижение в интернете. Челябинск, в свою очередь, запустил фабрику самозанятых «Мое дело»: любой желающий может выбрать одно из 20 направлений и получить профессию, после чего зарегистрироваться как самозанятый и получить бизнес-компетенции.