В августе-сентябре 2015 г. Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провел комплексное исследование «Индекс цифровой грамотности граждан Российской Федерации». В основу исследования легли вопросы цифрового потребления, цифровых компетенций и цифровой безопасности в каждом регионе. Исследование проводилось в партнерстве с ВЦИОМ , НИУ ВШЭ, DCA, TNS, ФОМ, ВКонтакте.ру, РАЭК, Одноклассники.ру, Acronis; кроме того, при расчете были использованы данные Росстата и Роскомнадзора.
Константин Абрамов, Генеральный директор Фонда ВЦИОМ
“Это одно из первых системных и масштабных начинаний в Российской Федерации позволяющее получить инструмент понимания развития современного российского социума и , что особенно важно, регионов через призму использования информационных технологий и Интернета. Эта область человеческой коммуникации с каждым годом растет как в охвате так и в качестве и количестве представляемых возможностей, которые прямо пропорциональны и опасностям сопутствующим всему масштабному и новому, что появляется в жизни людей”.
В ходе круглого стола «Интернет + Общество» Председатель Правления РОЦИТ, председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, Леонид Левин представил подробный отчет, отражающий уровень цифровой грамотности населения в регионах и федеральных округах РФ, а также стране в целом. Также в отчете были рассмотрены субиндексы цифрового потребления, цифровых компетенций и цифровой безопасности; рейтинг федеральных округов по значению интегрального Индекса; намечены пути решения выявленных проблем.
Сергей Гребенников, Директор РОЦИТ
“Мы изначально хотели получить комплексное представление об основных аспектах, оказывающих влияние на Интернет-активность в регионах России. Для этого нам было нужно измерить уровень использования интернет-услуг в каждом регионе страны. Это позволило нам понять универсальный «портфель» государственных и коммерческих интернет-услуг, которые предлагаются интернет-пользователю в России, оценить их количество, доступность и качество, а заодно помочь в выявлении новых цифровых потребностей у населения и определить готовность регионов к внедрению новых IT-услуг. Второй важный момент в исследовании – это понимание общего уровня знаний об Интернете у российских пользователей и выявление слабых мест IT-грамотности пользователей, как в отдельных регионах, так и в стране в целом. В результате этого мы обеспечили лучшее понимание картины Интернет-поведения пользователей”.
В ходе исследования показатели оценивались по шкале от 0 до 10. Согласно данным Интегральный Индекс Цифровой грамотности в РФ составил 4,79. Что касается субиндексов, то наибольшее значение по России имеет субиндекс цифрового потребления и составляет 5,17. Чуть хуже дело обстоит с цифровой безопасностью, субиндекс по данному аспекту составляет 4,85. Наиболее критичным значением обладает субиндекс цифровых компетенции, составляющий 4,48. Это, в свою очередь, значит, что его повышению необходимо уделить особое внимание. В свою очередь, Москва и Санкт-Петербург совокупно имеют максимальный субиндекс цифровой компетенции, составляющий 9,16, что в два раза выше среднего значения по России.
Наивысший индекс цифровой грамотности оказался у Северо-Западного округа (6,46). Он также лидирует по показателю субиндексов цифрового потребления — 7,29 (за счет высокого уровня проникновения стационарного Интернета, охвата социальных сетей и уровня использования цифровых государственных услуг) и цифровых компетенций — 7,89 (здесь отметим высокую компетентность населения региона в использовании мобильных средств коммуникации). В этом округе можно обозначить группы активных пользователей, проявляющих интерес к интернет-СМИ на ежедневной основе — это жители Санкт-Петербурга (значение аффинитивности – 146), Калиниградской области (значение аффинитивности — 123), Республики Коми (индекс аффинитивности – 115). Отсутствие интереса продемонстрировали жители Ненецкого автономного округа — пользователи данного региона чаще жителей остальных регионов округа попадали в группу тех, кто вообще не использует интернет для изучения новостей.
Второе место в списке уверенно занимает Центральный федеральный округ с показателем 5,83 – во многом благодаря Москве, уровень цифровой грамотности в которой весьма высок по сравнению с остальными субъектами. По цифровому потреблению округ занимает второе место — 6,86. Здесь выделяется количество зарегистрированных онлайн СМИ на душу населения. В округе наблюдается их плотное сосредоточение — 68% из всех имеющихся, 5038 из 7368 зарегистрированных во всей России. По двум другим субиндексам ЦФО на третьем месте с показателями 5,11 (цифровые компетенции) и 5,85 (цифровая безопасность). В случае цифровых компетенций отметим достаточно высокий показатель компетенций в области потребления товаров и услуг через Интернет и сравнительно низкий в области производства мультимедийного контента для Интернета. По данным ВЦИОМ, лишь 24,7% пользователей размещали фотографии в Интернете за последний месяц.
На третьем месте – округ, который по показателям пяти-семилетней давности считался аутсайдером – Дальневосточный. Он наиболее удален от Европейской части страны, что определяет особую значимость цифровых коммуникаций для его жителей. Регион уверенно лидирует по показателю субиндекса цифровой безопасности — 7,56, опережая остальных по таким параметрам, как отношение к пиратскому ПО и уровень культуры взаимодействия в социальных сетях. 42,8% пользователей никогда не пользовались пиратским контентом (фильмами, музыкой, книгами и т.д.), а каждый третий уверен, что способен защитить свою персональную информацию в Интернете По результатам опроса пользователей ОК, в округе наблюдается довольно высокий уровень борьбы с угрозами информации и компьютеру, лидеры здесь — Магаданская область и Камчатский край.
Дальше идут Уральский, Южный, Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа. Уральский округ занимает второе место в компетенциях потребления товаров и услуг через интернет и использования социальных сетей (например, 47% опрошенных читают новости друзей и пабликов (групп), 29% комментируют записи). А вот услуги ЖКХ через Интернет оплачивает лишь каждый десятый. Северный Кавказ «отметился» высоким уровнем наличия цифровых устройств – у 44% есть ноутбук, у 38% — стационарный компьютер, у 32% — планшет. Зато гораздо хуже показатель в плане использования соцсетей – 51%, и очень низок уровень компетенции в потреблении товаров и услуг – за исключением покупки одежды через Сеть, что делает 45% опрошенных. Интернет-банкингом там пользуется вообще лишь 2%. На округ приходится всего 63 Интернет-издания, поэтому говорить о насыщенности Интернет-СМИ особо не приходится. В Сибирском федеральном округе показатели цифровых компетенций являются крайне низкими. Лишь 1% оформляли заграничный или внутренний паспорт через госуслуги. Столь же минимальные значения и в плане производства контента, например, только 3% размещали в Сети аудиофайлы. В плане безопасности — только каждый четвертый уверен в наличии навыков для защиты персональный информации.
Замыкают список Приволжский и Крымский округа (1,34). Впрочем, с последним все более-менее понятно – цифровая среда на полуострове развивалась в рамках другого государства, и потребуется время, чтобы он начал на равных конкурировать с другими округами по российским стандартам. Очевидно, что здесь уровень цифровой грамотности существенно отстает по подавляющему большинству измеряемых параметров. В регионе необходима комплексная и планомерная работа по всем направлениям развития цифровой культуры населения. Вместе с тем, назовем некоторые параметры, по которым положение дел не выглядит однозначно хуже по сравнению со среднероссийскими значениями. Прежде всего, это компетентность в области использования социальных сетей (третье место по стране, после ЮФО и УФО). Также в актив можно занести соблюдение этических норм при размещении цифрового контента и – в меньшей степени – уровень компетентности в области критического восприятия информации и проверки на достоверность. Уровень потребления цифровых государственных услуг практически равен нулю, как и поиск информации в Интернете.
Приволжский федеральный округ занимает предпоследнее, восьмое место по интегральному значению ИЦГ (3,30) и по каждому из трех субиндексов в отдельности. Из низких показателей обратим внимание на компетентность в области критического восприятия информации и проверки на достоверность, количество зарегистрированных в регионе Интернет-медиа на душу населения, соблюдение этических норм при размещении цифрового контента. Определенно нуждаются в повышении способность защиты персональных данных и компетенции в сфере проведения онлайн финансовых операций. На общем фоне достаточно высокие показатели имеют потребление цифровых государственных услуг и отношение к пиратскому медийному контенту.
“Проведенное исследование позволило выявить значимые диспропорции уровня цифровой грамотности в федеральных округах России. Стоит отметить, что выводы будут использованы для повышения эффективности по направлениям работы с государством (законопроекты о цифровом образовании, внесение соответствующего предмета в школьную и дошкольную программу и др.), работы с бизнесом (популяризация социальной ответственности и осуществление совместных проектов) и, что особенно важно для РОЦИТ, работы с пользователями (просветительские проекты, популяризация проектов, направленных на изучение электронных услуг, обучение навыкам их использования и др.)” — отметил Леонид Левин.
В силу общего по стране низкого уровня цифровых компетенций населения, РОЦИТ реализовал проект Горячей линии с целью защиты и поддержки пользователей Рунета.
Ежедневно на Горячую линию поступают обращения из всех субъектов Российской Федерации по различным проблемам, возникающим у граждан при работе в сети. Большинство жалоб связано с проблемами работы интернет-магазинов, сотовых операторов и Интернет-провайдеров.
В связи с этим, необходимо подчеркнуть, что 29 сентября 2015 года между РОЦИТ, некоммерческим партнерством «Медиа-Коммуникационный Союз» и операторами связи (МТС, Мегафон, Билайн) было заключено Соглашение о взаимодействии, направленное на защиту интересов пользователей. Также предметом соглашения является взаимодействие в сфере обеспечения безопасности, повышения уровня цифровой грамотности и использования сервисов, оказываемых в сети Интернет гражданам России.
Основываясь на статистических данных относительно жалоб на Горячую линию Рунета, можно определить направления работы по повышению цифровой грамотности населения: создание необходимого образовательного контента и его внедрение в образовательные программы и Интернет-ресурсы, доступные для граждан и бизнеса. __________________________________________________________________________________________ РОЦИТ (Региональный Общественный Центр Интернет-Технологий) — одна из первых общественных организаций Рунета, которая занимается созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интернет-технологий с 1996 года. Сегодня центр интернет-технологий объединяет активных интернет-пользователей России, предоставляет открытую площадку для их взаимодействия с представителями бизнеса и государства, а также для совместного решения острых вопросов, связанных с IT-отраслью. Миссия РОЦИТ – развивать цивилизованное интернет-пространство, повышая цифровую грамотность и качество использования IT-услуг в Рунете. Главные проекты РОЦИТ: «Голос Рунета» (community.rocit.ru), «Горячая линия» (hotline. rocit.ru), Всероссийское исследование «Индекс цифровой грамотности» (mindex.rocit. ru) и образовательный проект для молодежи «BUDUGURU: IT – моя будущая профессия» (buduguru.org).
|