Деловая программа HeliRussia 2016
Международной выставке HeliRussia из года в год сопутствует насыщенная деловая программа, одна из самых масштабных в индустрии. В 2016 году в ходе выставки прошло 58 российских и международных конференций, семинаров и круглых столов, посвященных проблемам, стоящим перед вертолетной индустрией и смежных отраслей, а также презентации компаний и церемонии награждений победителей и лауреатов авиационных конкурсов. Этот показатель оказался рекордным для выставки: в прошлом году деловая программа включала в себя 46 событий.
В деловой программе HeliRussia 2016 состоялся ряд знаковых мероприятий, которые стали своеобразной «визитной карточкой» выставки и привлекают отдельную аудиторию: это конференции по санитарной авиации, рынку вертолетов, по вопросам дизайна, сервису, поставкам авиационных компонентов и другим важным темам вертолетной индустрии и межотраслевой кооперации.
В первую очередь следует отметить рост внимания к санитарной авиации, подтверждением чему оказалась презентация сразу двух медико-эвакуационных вертолетов на выставке – российского «Ансата» и европейского H135, а также показ специализированного оборудования. И в условиях современных мегаполисов, и в регионах с недостаточно-развитой транспортной инфраструктурой, вертолет позволяет экстренно эвакуировать пациента в медицинское учреждение в течение «золотого часа», проводить оперативную перевозку пациентов, быстро доставлять медицинский персонал туда, где он необходим. Современные медико-эвакуационные вертолеты оснащаются специализированным медицинским оборудованием, которое позволяет проводить медико-реанимационные работы прямо в воздухе.
В деловой программе выставки этой теме была посвящена 5-я Межведомственная научно – практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация – 2016», в рамках которой 19 мая прошло пленарное заседание «Опыт применения санитарной авиации в регионах Российской Федерации», а 20 мая состоялся круглый стол по этой же теме. Организаторами мероприятия выступили Ассоциация Вертолетной Индустрии, дирекция выставки HeliRussia, «Мобильная медицина» и ВЦМК «Защита».
В конференции традиционно участвуют представители государственных органов власти, специалисты медицинских организаций различных форм собственности с опытом медицинской эвакуации пациентов по воздуху, гражданские и военные пилоты медицинских и поисково-спасательных вертолетов, а также компании, участвующие в разработке, производстве и сертификации авиационной и медицинской техники.
На пленарном заседании был дан анализ опыта применения медицинских вертолетов в разных регионах страны и предоставлены наработки по всестороннему развитию санитарной авиации. В частности, на конференции удалось выделить наиболее явные проблемы санитарной авиации в России, как то: отсутствие нормативно-правовой базы, отсутствие достаточного количества современных вертолетов (123 единицы в 45 субъектах страны), слаборазвитая инфраструктура, отсутствие необходимого количество вертолетных площадок при больницах и высокая стоимость летного часа.
На конференции было отмечено, что польза применения вертолетов в качестве «скорой помощи» оценена во всем мире, а в России вопросы развития применения медицинских вертолетов поднимаются на самых высоких уровнях. Так, за 2015 год на территории России произошло 133,203 ДТП в результате которых погибли 16,638 человек (в том числе 582 ребенка), а 168,146 человек получили ранения (включая 15,860 детей). Показатель соотношения погибших к пострадавшим в России составляет 13%, тогда как на территории США и Европы данный показатель не превышает 3%. Значительный вклад в снижение этого соотношения вносит использование вертолетов.
Со стороны холдинга «Вертолеты России» была проведена презентация вертолета «Ансат» в медицинской модификации. Этот современный вертолет, который обладает высокой экономичностью и способен эффективно использоваться во всех регионах страны.
Компания Airbus Helicopters, в свою очередь, провела летную демонстрацию H135, в ходе которой специалисты и пилоты санитарной авиации смогли ознакомиться с высокими ЛТХ модели на практике.
Конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация» на выставке HeliRussia 2016 выступила открытой дискуссионной площадкой для обсуждения обширного комплекса вопросов развития санитарной авиации в нашей стране. Результатом работы конференции стал солидарный подход представителей как предприятий вертолетной индустрии, так и медицинских ведомств, к необходимости развития межотраслевого и межрегионального взаимодействия с целью обмена позитивным опытом и для выработки наиболее эффективных практик.
Круглый стол «Контрафакт в поставках: возможно ли исключить спрос на контрафактную продукцию в вертолетной индустрии?» был организован Ассоциацией Вертолетной Индустрии 19 мая и продемонстрировал высокий интерес со стороны компаний-операторов вертолетной техники к решению проблемы наличия на рынке контрафакта. Дискуссия на круглом столе была направлена на анализ проблематики контрафакта в авиационно-техническом имуществе с привлечением представителей со стороны производителей, поставщиков, авиаремонтных заводов, операторов вертолетной техники и государственных органов. Целью круглого стола стал поиск ответов на вопросы – как бороться с контрафактом и что каждый участник вертолетного сообщества сможет сделать для достижения этой цели.
Мероприятие показало, что большое внимание всех участников отрасли направлено к законодательной работе, которую ведут государственные органы страны по этому вопросу. А именно, в России предлагается введение уголовной ответственности за поставку неаутентичных комплектующих и ориентацию на практики ICAO в борьбе с контрафактом.
Было отмечено, что с 2001 года ГосНИИ ГА в рамках работ по оценке аутентичности провел проверку более 62 тыс. компонентов ВС, из них выявлено 5 025 неаутентичных, включая авиадвигатели, лопасти несущего винта и хвостовых винтов, а также другие ключевые компоненты. Только за один 2014 год и только на вертолетах типа Ми-8/17 выявлено более 400 неаутентичных и сомнительных компонентов.
Согласно консолидированной позиции «Росавиации» и ГосНИИ ГА, для улучшения ситуации с наличием неаутентичных компонентов ВС требуется совершенствование нормативно-правовой базы, разработка информативно-аналитической системы мониторинга летной годности, разработка методов идентификации компонентов ВС, электронной эксплуатационной документации и развитие межотраслевого взаимодействия, введение уголовной ответственности за поставку авиационного контрафакта.
Специалисты Ассоциации Вертолетной Индустрии отмечают, что большинство потребителей неаутентичной продукции являются добросовестными покупателями, то есть сами порой не догадываются о том, что приобретают контрафактную продукцию. Мероприятие показало важность участия представителей вертолетного сообщества в рабочем процессе для оптимальной реализации авиационного законодательства.
В рамках конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» свой доклад представили Пауло Менегуссо, аналитик рынка компании Honeywell Aerospace и Председатель правления АВИ Михаил Казачков, а модератором выступил Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт». Конференция проходит на выставке HeliRussia уже 8-й раз и ставит целью отслеживание параметров российского вертолетного рынка, а также выявление корреляций с параметрами рынка мирового. Ее организаторами выступают Ассоциация Вертолетной Индустрии и отраслевое агентство «АвиаПорт».
Эта конференция является уникальным мероприятием для российской вертолетной индустрии. Оно собирает в одну рабочую группу как российских, так и международных экспертов, потребителей и производителей вертолетной техники, различные компании вертолетной индустрии. Это позволяет проводить всеобъемлющий анализ рынка и давать авторитетные прогнозы его развития.
На конференции был представлен обзор текущего состояния парка вертолетов в России, включая численность вертолетов по типам и моделям, анализ их использования по видам выполняемых авиационных работ, состояние летной годности, интенсивность их эксплуатации. В частности, было сказано, что общий российский парк вертолетов отечественного производства составил 1,828 машин по состоянию на 2015 год, уменьшившись на 6 единиц по сравнению с 2014 годом. При этом цифра вертолетов в эксплуатации ниже – 948 бортов (снижение составило 36 вертолетов по сравнению с 2014 годом). По данным «Росавиации», российский флот в прошлом году пополнили 70 новых вертолетов, а общий налет вертолетного парка составил 360 тысяч часов. На фоне сокращения парка ВС отечественного производства, доля зарубежных вертолетов продолжает расти.
Пауло Менегуссо рассказал о тенденциях развития и практиках зарубежных операторов вертолетной техники и представил доклад о перспективах международного рынка вертолетов. Так, по прогнозу компании Honeywell Aerospace в 2016-2020 на мировой рынок будет поставлено от 4,000 до 4,500 новых коммерческих вертолетов, среди них 805 новых газотрурбинных вертолетов ежегодно. Этот прогноз учитывает падение спроса на новые вертолеты в Северной Америке, Европе и Азии. Тем не менее, в Латинской Америке спрос возрастает, что выводит этот регион в рекордсмены по обновлению парка ВТ в пятилетней перспективе. Пауло Менегуссо отдельно выделил рост спроса на вертолеты в Бразилии и Индии.
Среди главных причин обновления парка ВТ в мире Honeywell Aerospace выделяет устаревание имеющегося парка, исчерпание ресурса, рост операционных расходов и снижение безопасности старых моделей, а также контрактные требования к обновлению парка. Среди объективных технических преимуществ новых вертолетов выделяется увеличенная дальность полета, увеличение полезного объема кабины, возросшая высокая скорость, полезная нагрузка, дальность полета и высотность новых вертолетов.
По итогам конференции были отмечены негативные моменты на российском рынке гражданских вертолетов: ни один из иностранных производителей, кроме Bell Helicopter, не сумел нарастить поставки вертолетов на российский рынок. Реестровая численность парка вертолетов отечественного производства сокращается. Позитивной является тенденция «омоложения» российского флота: наблюдается замена Ми-8Т более современными Ми-8МТВ и Ми-8АМТ.
На конференции были выделены тенденции снижения поставок вертолетов марки Robinson после длительного лидерства в поставках, а также снижение все еще остающегося в лидерах Airbus Helicopters до минимума с 2010 года. Компании Bell Helicopter году удалось нарастить поставки в 2015, что, как было отмечено на конференции, отчасти связано с активной позицией головного офиса Textron в России.
Самое низкое количество вертолетов на российский рынок поставила AgustaWestland, однако поставляемые AW139 одни из самых дорогих.
На конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» было отмечено сохранение тенденции «облегчения» парка, кроме нижнего сегмента, где R66 удалось фактически сменить R44 в поставках. Конференция выделила снижение налета на один исправный борт на вертолетах отечественного производства кроме вертолетов Ми-2 и Ми-8Т, показавших незначительный рост, прежде всего на фоне сокращения их количества. На вертолетах иностранного производства тенденция характеризуется как разнонаправленная.
20 мая выставку HeliRussia 2016 посетил шеф-инструктор компании Robinson Helicopter Тим Такер, который выступил с докладом «Подходы компании Robinson Helicopter к безопасности полетов», а затем участвовал в открытом диалоге на тему «Мифы о безопасности двухлопастных вертолетов».
В ходе общения с Тимом Такером все заинтересованные пилоты вертолетов смогли получить ответы на интересующие их вопросы от заслуженного профессионала. Тим Такер – шеф-инструктор проводимых с 1982 года курсов по безопасному пилотированию вертолетов компании Robinson Helicopter, с 1992 года преподает на зарубежных курсах компании. За 38 лет работы в авиации внес значительный вклад в развитие отрасли, имеет более 18,000 часов налета. Его участие в выставке HeliRussia 2016 было организовано компанией «Авиамаркет» («Хелипорт Истра»).
20 и 21 мая в деловой программе выставки HeliRussia 2016 проходило новое мероприятие – международная конференция«Индустрия беспилотных авиационных систем». Организаторами конференции выступили дирекция выставки HeliRussia, Рабочая группа направления «АэроНэта» Национальной технологической инициативы (НТИ) и Ассоциация «ЭРБАС».
Пленарное заседание «Настоящее и будущее индустрии беспилотной авиации» в рамках конференции «Индустрия БАС» сфокусировалось на векторе развития индустрии в контексте создания благоприятных условий функционирования отрасли. Модератором мероприятия выступил Амир Валиев (Президент Ассоциации ЭРБАС).