Вторая волна измерения цифровой грамотности в России
показала положительную тенденцию развития в данном направлении. По многим параметрам, фиксируемым в рамках ИЦГ, отмечен
существенный рост. Однако развитие происходило неравномерно, что не могло не отразиться на распределении позиций между регионами.
В 2016 году ИЦГ россиян вырос на 6,3% по сравнению с прошлым годом и составил 5,42 по десятибалльной шкале. Также наблюдается рост всех
субиндексов, входящих в состав ИЦГ.
На первое место по усредненному значению по России вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший 5,57 (против 4,86 в 2015 г.). Для многих округов,
этот показатель был болевой точкой, в частности, для лидера – Северо-Западного округа. Данные второй волны
демонстрируют его активный рост, также в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах. Сравнительно менее значимое развитие показали Сибирский
и Южный округа. Зонами роста данного субиндекса стали уровень культуры поведения в социальных сетях, наращивание
данного показателя было значительным и равномерным.
Вторым по величине значения стал субиндекс цифрового потребления (5,49), рост которого составил 3,2% за год. Значение субиндекса менялось
за счет расширения зоны покрытия широкополосного интернета. Население все чаще обращается к интернету, как
источнику информации о мире, то есть мы можем говорить о более активном потреблении новостной информации онлайн. Растет уровень потребления социальных сетей,
происходит расширение набора цифровых устройств, которыми пользуются россияне.
Значительный прорыв с 4,48 до 5,27 совершил субиндекс цифровых компетенций, однако даже такой рост не позволил ему сместиться с положения
аутсайдера в структуре Индекса. Если говорить о конкретных компетенциях, весьма заметно развитие компетенций
проведения финансовых операций через Интернет (приращение более 12%) и производства мультимедийного контента (около 15% роста).
«В 2016 году РОЦИТ провел плодотворную работу по повышению цифровой грамотности россиян: проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущена
серия информационно-просветительских материалов, а также заключен ряд соглашений о взаимодействии с администрациями
регионов (Республика Дагестан, Воронежская область, Приморский край). В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности и
привлечь к ее решению бизнес и государство. Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых
компетенций. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения, над которыми мы так старательно работали», — отмечает
Сергей Гребенников, Директор РОЦИТ.
За 2016 год произошла смена лидера Индекса, теперь это Центральный ФО, который значительно вырос, почти на 10%, что и позволило ему уверенно занять первое место,
потеснив конкурента. Северо-Западный ФО сместился на второе место, уступив позиции за счет снижения показателя цифровых
компетенций. Одновременно, значение субиндекса цифровой безопасности заметно повысилось, в прошлом году это было болевой точкой региона, сейчас данный субиндекс
уже не находится в аутсайдерах, что позволяет достичь гармоничности развития цифровой грамотности в регионе в
целом. Третье место занимает Уральский ФО, который продемонстрировал стабильность, его значения практически не изменились, что говорит о сравнительной
устойчивости в соотношении с другими регионами.
Укрепление позиций произошло и в Северо-Кавказском ФО, незначительное улучшение показателей (3%) в итоге позволило занять 4 место по совокупному значению. Снижение
цифрового потребления на фоне роста цифровых компетенций и безопасности позволило достичь сбалансированного
повышения. Значительной точкой роста является Приволжский ФО, который совершил прорывной скачок, повысив свое значение на 11%, таким образом, оказавшись на 5 месте.
Подобный рост обеспечило повышение уровня цифровых компетенций, значение этого субиндекса располагается в 2016 году
на третьем месте.
«В ходе проекта «Индекс цифровой грамотности» все полученные данные, как по стране, так и по отдельным регионам накладываются друг на друга, чтобы выявить
закономерности. Например, каким образом уровень доходов населения зависит от проникновения интернета, как связаны
зарплаты и потребление цифровых услуг, и так далее.
Интернет-индустрия Рунета — самый активный и развивающийся сегмент экономики страны. За последние несколько лет рынок вышел в лидеры по целому ряду направлений и
показателей в Европе: самая большая аудитория, самые крупные компании, самый активный сегмент рекламы, четвертое
место по объему инвестиций и пятое по обороту электронной торговли. Но, в отличие от подавляющего большинства европейских стран, Рунет имеет серьезный запас роста
по всем названным позициям и многим другим направлениям инновационной экономики страны. Результаты бизнеса в
Рунете напрямую зависят от активности пользователей — именно эти закономерности демонстрирует ИЦГ», — комментирует Леонид Левин, Председатель комитета
Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, Председатель Правления
РОЦИТ.
В нескольких регионах зафиксировано снижение значений, это Сибирский, Дальневосточный и Южный ФО. Снижение показателей последнего, объясняется присоединением к
нему Крымского ФО, который был аутсайдерам и значительно отставал. В результате видим его перемещение с 5-го на 8-е
место. Особенно заметно снижение уровня цифровой безопасности.
В целом, наблюдается ротация округов, вызванная активным ростом одних регионов и сохранением позиций другими.
Ознакомиться с первыми результатами исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ 2016» можно на сайте цифроваяграмотность.рф. Развернутая презентация
исследования состоится в рамках специального мероприятия в декабре этого года.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской
Федерации от 05.04.2016 No68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский
Союз Молодежи». |