Итоги Всероссийской недели охраны труда
В рамках Недели состоялся ряд ключевых мероприятий, на которых были озвучены принципиальные решения в области охраны труда.
Импортозамещение при производстве средств индивидуальной защиты
С 2017 года финансовому обеспечению будут подлежать только изготовленные в России средства индивидуальной защиты. Об этом на круглом столе, посвященном вопросам импортозамещения при производстве СИЗ, заявил Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж.
«За счет средств Фонда социального страхования финансируются предупредительные меры, в том числе меры по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, — рассказал Валерий Корж. — Это, можно сказать, преференция со стороны государства, это дополнение к ресурсам тем работодателям, которые имеют положительное сальдо между взносами и страховыми выплатами. Они получают такой бонус в виде возмещения определенных расходов».
В соответствии с программой поддержки легкой промышленности Минтруд России подготовил изменения в приказ от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
«Суть этих поправок сводится к тому, что предъявлять к зачету и к финансированию за счет средств ФСС работодатель сможет средства индивидуальной защиты, изготовленные на территории России, — подчеркнул Валерий Корж. — То есть производство должно быть локализовано на территории России, СИЗ должны производиться здесь».
При этом уточняется, что расходы страхователя на приобретение спец одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная одежда изготовлена из материалов, которые также произведены в России.
Государственная программа «Безопасный труд» на 2018-2025 гг.»
Вопрос разработки программы стоит давно и обусловлен некоторыми факторами. Во-первых, требованиями международных стандартов. В соответствии с положениями Конвенции № 187 МОТ, каждое государство — член, ратифицирующее Конвенцию, обязано разработать и принять национальную политику, систему и программу в области безопасности труда. Во-вторых, 210 статья ТК РФ определяет региональные и федеральные программы как один инструментов реализации государственной политики в области охраны труда. Но помимо нормативных оснований для разработки национальной программы, появились факторы, которые ускорили ее разработку и дальнейшее принятие.
По словам генерального директора ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России Дмитрия Платыгина, основного разработчика программы, такими факторами стали «противоречивые» тенденции, которые сложились сегодня в сфере охраны и условий труда.
С одной стороны, наблюдается значительное снижение травматизма на протяжении последних лет, также фиксируется относительно стабильный уровень первичной профзаболеваемости, существует даже небольшое снижение и понижающий тренд. Вместе с тем до 2014 года наблюдалось увеличение количества работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. В 2014 году 39,2 % от общего количества были заняты во вредных условиях, был зафиксирован почти 7%-ый рост по сравнению с цифрами 2013 года. Скачок был обусловлен изменениями методологии подсчета за счет включения новых форм статистического учета. По итогам 2014-2015 года и по результатам специальной оценки условий труда количество занятых в неблагоприятных условиях труда составило 24-25%, или 3 млн человек.
«При этом мы отмечаем, что СОУТ в основном проводилась на предприятиях непроизводственной сферы. Отрасли промышленности, в которых как раз и находятся рабочие места с неблагоприятными условиями труда, пока еще пользуются результатами аттестации»,- отмечает Дмитрий Платыгин.
Мероприятия по охране труда реализуются многими субъектами РФ и многими сторонами. Почти в каждом муниципальном образовании и субъекте принята своя программа по охране труда на разные сроки действия. Поэтому крайне важно, по мнению представителей Минтруда России, увязать действия всех сторон трудовых взаимоотношений в одну программу, которая позволит системно решать задачи по охране труда, подчинить одной задаче все мероприятия, увязать их по времени реализации и по объемам финансирования.
Разработка программы вызвана также существенными потерями в экономике вследствие неблагоприятных условий труда. Издержки составили порядка 431 млрд рублей, 108 млн человеко-дней. Эти цифры равноценны тому, если бы 400 000 человек в год не вышли на работу.
Цель государственной программы «Безопасный труд» — создать условия для формирования культуры безопасного труда и принятия комплекса мер, которые направлены на сохранение и увеличение жизни и здоровья человека в процессе его трудовой деятельности.
Задачами национальной программы «Безопасный труд» станут:
— Обеспечение приоритета профилактики.
-Повышение экономической заинтересованности работодателя и работника через внедрение административных и экономических стимулов к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников.
-Повышение мотивированности и вовлеченности всех сторон трудового процесса в улучшение состояния охраны труда.
-Увеличение прозрачности и эффективности контроля и надзора, сокращение дублирующих функций.