КАДРОВЫЕ ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ТЭК
В третий день работы Тюменского нефтегазового форума состоялась пленарная сессия «Кадровые вызовы цифровой экономики: перспективные направления образования для ТЭК». Модерировала мероприятие исполнительный директор Rutech Анна Шолина.
Участниками пленарной сессии стали ректор ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» Вероника Ефремова, ректор Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть» Илья Дементьев, директор кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников, заместитель губернатора Тюменской области Владимир Сысоев и начальник отдела по взаимодействию с научными организациями и ВУЗами ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» Ирина Андронова и заместитель председателя Учебно-методического Комитета по направлению «Химическая инженерия и технология» Министерства образования Китая, Канцлер Китайского нефтяного университета Пекина Шань Хунхун и заместитель генерального директора по персоналу и социальным программам ООО «РН-Уватнефтегаз» Сергей Аверьянов.
Пленарная сессия «Кадровые вызовы цифровой экономики: перспективные направления образования для ТЭК» началась с церемонии подписания соглашения между ФГБУ ВО «Тюменский индустриальный университет» и ООО «Геонавигационные технологии» о сотрудничестве в целях установления и развития долгосрочных партнерских отношений в области образования науки и производственной деятельности. Документ подписали ректор Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова и генеральный директор ООО «Геонавигационные технологии» Сергей Стишенко.
После подписания соглашения эксперты обсудили новые вызовы для образования в текущих условиях, рассмотрели систему непрерывного внутрифирменного обучения на рабочих местах Safety Skills как основу безопасного управления производством на предприятиях ТЭК, высказали мнения по поводу новых компетенций работников ТЭК и инструментов их формирования, поделились своими прогнозами, касающимися профессий будущего, озвучили информацию по ключевым факторам подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики.
Заместитель губернатора Тюменской области Владимир Сысоев: «Одна из серьезных проблем на сегодняшний день – это отсутствие специалистов для работы с большим объемом данных. Таких специалистов в Российской Федерации единицы. И наша задача к концу года — приложить все усилия, чтобы во всех наших муниципальных образованиях начали функционировать IT-классы и робоклассы. Важно, чтобы не только ребята, учащиеся в городских округах, имели эту возможность. И в этом направлении мы будем активно двигаться».
«Мы внедрили такие новые дисциплины, как науки, связанные с искусственным интеллектом и технологиями. А также пользуемся экспериментальными практическими платформами во время обучения. Более того, такие передовые курсы, как машинное обучение, были внедрены в нашу практику для того, чтобы улучшить цифровую грамотность студентов. Что касается распространения цифрового метода преподавания, то мы его тоже развиваем. Сегодня школы оснащены умными цифровыми классными комнатами, и мы обучаем учителей этой технологии. Параллельно с этим мы трансформируем высококачественные традиционные курсы в системе образования в онлайн и офлайн интерактивные курсы», — сообщила заместитель председателя Учебно-методического Комитета по направлению «Химическая инженерия и технология» Министерства образования Китая, Канцлер Китайского нефтяного университета Пекина Шань Хунхун.
Заместитель генерального директора по персоналу и социальным программам ООО «РН-Уватнефтегаз» Сергей Аверьянов рассказал об организации эффективной удаленной работы сотрудников: «Для того, чтобы повысить эффективность удаленной работы, работодателям и нам в том числе кажется, необходимо реализовать три основных этапа. Первое – организовать эффективное рабочее место, оно должно быть точно таким же, как в офисе. […] Второе – это организация эффективных коммуникаций между «удаленщиком» и работниками основного офиса. Необходимо организовать дополнительное обучение. Мы переходим к пониманию того, какие компетенции надо поднимать по работе с видеосервисами. Расширить использование корпоративной связи, бесперебойный доступ к корпоративным ресурсам: здесь не должно быть технических проблем. Обеспечить введение 100% электронной подписи. Обеспечить корпоративную связь на всех удаленных рабочих местах. И третий момент, наверное, основной – это изменение психологии взаимодействия между руководителем и подчиненным, а также между коллегами. Необходимо совершенствовать систему планирования, которая позволяла бы правильно ставить четкие планы, задачи работникам, и самое главное – осуществлять правильный контроль за результатом работы, а не за процессом».
«Учить нужно не только наших «информационщиков», IT-технологов, которые занимаются программным обеспечением, надо учить пользователей. Причем не обязательно вводить в учебные планы какую-то отдельную дисциплину, например, «Цифровизация». Нужно просто смотреть на тот функциональный набор навыков и умений, который должен получать пользователь, реализуя свою основную трудовую функцию», — добавила начальник отдела по взаимодействию с научными организациями и ВУЗами ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» Ирина Андронова.
Ректор Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть» Илья Дементьев: «Основные тренды сегодняшнего дня, в том числе связанные с цифровой действительностью, характеризуются всего двумя словами: рост и скорость. И это то, с чем мы должны справляться, понимая, что мы имеем дело с достаточно мощной, высокотехнологичной классической индустрией. […] У сотрудников будущего должны быть развиты компетенции, на развитие которых мы сейчас не очень много внимания обращаем. Это ролевые компетенции. Это возможность работы за пределами, допустим, принятой иерархической системы, за пределами классических проектных подходов. Это возможность работы, когда сотрудник любой гранью своего потенциала участвует в реализации задач компании. Ролевая модель работы – это, с моей точки зрения, необходимая часть, будущего идеального сотрудника».
«Сегодня надо думать не о профессиях, а о навыках, которые завтра будут как-то комбинироваться в другую профессию или подпрофессию. Компьютеры научатся делать все за небольшим исключением: они не будут уметь коммуницировать, не будут понимать контекста, у них не будет эмоций и моральных соображений. Значит, наверное, нам надо подумать в первую очередь о тех навыках, которые у компьютеров не получится прокачать ни завтра, ни послезавтра», — высказал свою точку зрения директор кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников.
Ректор ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» Вероника Ефремова: «Мы говорим о том, что вуз должен работать как хозяйствующий субъект. И это первый вопрос, с которым мы долго сживались – говорили о том, что вузы не рыночные, вузы инертные, вузы непотопляемые, вузы будут всегда, потому что всегда будет заказ общества на тот или иной уровень образования. Но с другой стороны мы говорили о том, что вузы принимают на себя ответственность через свои программы развития за реализацию региональных, отраслевых, национальных проектов. Как реализовывать эти проекты, которые не предполагаются никаким образом внутри образовательной программы? У всех вузов свой путь – у корпоративных вузов есть хорошая спина, защита со стороны корпорации, которая их создала и определила их развитие. […] Мы получили объем компетенций, которые готовы транслировать в программах технологического свойства. И этим общим местом становятся вопросы диджитализации, вопросы цифровой экономики, баз данных, цифровизации отраслевых проблем, физических и химических процессов, как мы вчера говорили; экология, которая предполагает анализ рисков, а это большие данные; и много других стыковочных программ возникает у вузов естественным образом. Вопрос в коммуникации, он открыт и сегодня еще до конца не решен».