Художник-эмальер Елена Денисова: «Финифть — вечная живопись в глазури»
Почти все работы Елены Денисовой, выполненные в технике финифть, относятся к стилю «классика» (женские образы). Ее произведения, так же как и строгое ювелирное оформление женских портретов, восходит к европейским традициям XVIII-XIX веков.
— Елена Викторовна, для начала поясните, что такое «финифть», и откуда есть пошла техника такая?
— Еще в Древней Руси финифтью нарекли своеобразную технику в ювелирном искусстве, а также изящные художественные изделия из различных металлов, декорированные эмалью. Отсюда и пошло название промысла. Изначально вставки финифти писались только для икон и церковной утвари. В первой половине XVII века русские эмальеры стали применять художественную роспись непосредственно на предметах прикладного искусства. Миниатюрные изображения появились на предметах светского и бытового значения: шкатулках, кубках, статуэтках и ювелирных изделиях — часах, табакерках, браслетах и кольцах. Тогда же появились традиционные школы росписи: Вологодская и Ростовская. Умение мастеров достигло таких высот, что финифть стала цениться наравне с золотом и драгоценными камнями.
— И, видимо, в те же времена этот вид творчества облек академичную форму, стал «элитарной» формой искусства?
— Да, уже в XVIII веке Российская Академия Художеств открыла класс миниатюры, под руководством академика Петра Жаркова. Тогдашние мастера оправляли академическую миниатюру на эмали только в драгоценные ювелирные материалы. В Эрмитаже хранится самая большая коллекция работ, выполненных в этой технике. Она ведет свое начало еще со времен Петра I. Более того, из архивных документов XVIII и XIX веков становится ясно, что мастерам за работу по миниатюре на эмали платили в те времена в несколько раз больше, чем ювелирам, работающих с бриллиантами. Сей факт до сих пор удивляет меня: неужели Иеремии Позье платили меньше?!
— Поведайте нам о технологии изготовления финифти. Из каких компонентов и какими путями рождается творение?
— Процесс изготовления произведений из финифти трудоемкий и многоэтапный. Все начинается с придания заготовке формы и создания основы под роспись контрэмалью. Затем художник наносит рисунок на поверхность, подготавливает и растирает краски. И только потом, поэтапно, прописывает эскиз и закрепляет каждый слой обжигом. Краски — оксиды металлов — погружаются при высоких температурах (700-800 С) в поверхность стекла. Такая методика позволяет сохранить первозданное сияние красок даже если произведение пролежит в земле или на дне океана сотню-другую лет. Именно поэтому финифть еще называют «вечной живописью». Но это только одна из техник ювелирной эмали, есть еще «шамплеве», «клуазоне», «витражная» и другие.
— В любой сфере искусства, в стадии работы над произведением, неизбежны ошибки, внесение коррективов в создаваемый образ: писатель корпит над черновиками-набросками, художник правит неудачные мазки… Как справляется со своими «ляпами» эмальер?
— Работая с этими технологиями, я, профессиональный эмальер, чувствую себя сапером, который, как известно, ошибается только один раз. Горячая ювелирная эмаль — «девушка крайне капризная»: только типичных видов брака (в смысле неудачи, а не замужества) более двадцати. Сложность в том, что при обжиге краски меняют цвет, графика часто расплывается. Только высококлассный специалист сможет проконтролировать процесс так, чтобы передать замысел художника и сохранить нужные оттенки. Поэтому работа пишется лессировками. Однако и у самого опытного эмальера случаются необъяснимые неудачи, но обязательно существуют профессиональные секреты. Традиционные техники —
это прекрасно, но когда эксперименты с техниками и технологиями дают необычайный художественный эффект, восторгу нет конца. Иногда этот «спецэффект» становится авторской фишкой.
— Ваши «университеты», наверняка, тоже не ограничиваются школой традиционной техники…
— Мне приходилось писать портреты на эмалевых вставках диаметром с копеечную монету. Это были шестнадцать портретов представителей династии Демидовых для драгоценных наград, которые вручались за государственные заслуги. По технологии все вставки должны быть выпуклые, на такой поверхности было очень сложно исполнить академический рисунок. Но совместно с сотрудниками завода «Ювелиры Урала» мы успешно выполнили этот правительственный заказ.
Вообще, ювелирные эмали — очень яркая, многогранная декоративная техника. Миниатюру можно разнообразить другими материалами, например, драгоценными металлами и камнями. Этой темой я начала заниматься в экспериментальной мастерской завода «Русские самоцветы», где проработала художником-конструктором тринадцать лет. Тогда, в восьмидесятых-девяностых годах меня увлекли эксперименты с эмалями и драгоценными камнями; даже специальную печь ученые сконструировали. Впоследствии мои работы экспонировались в Зимнем дворце, на выставке ювелирного и камнерезного искусства Урала.
— То есть в этой области для вас не осталось никаких секретов?
— Меня не перестают восхищать европейские и русские миниатюристы-эмальеры прошлого, которые обжигали свои произведения по нескольку раз — до десяти обжигов! — в дровяных печах. И никакого тебе электричества и терморегуляторов! И все это время, сколько я занимаюсь финифтью, мне не дает покоя мысль: как же они обходились без такого оборудования? Загадка…
Беседовал Михаил Шувалов