Мнение Эксперта: техническое творчество Метод Голдберга применим в образовательном процессе
Рассказать об определенных терминах и понятиях про «Машину Голдберга» можно относительно легко. Особенно если ваш собеседник обладает азами технического творчества. Например, он уже студент и собирается быть инженером. Как известно из народной мудрости: «Инженеров в ад не принимают» — из любого технического «ада» талантливый инженер сделает комфортную среду для жизни и сможет преобразить мир вокруг себя, сделав его технической (технологической) «сказкой». Таким и был Руб Голдберг, в честь которого и назван этот метод.
Как научить «технарей» творчески мыслить и находить выход из самых сложных проблем инженерного искусства, например, изобрести что-то новое.
В предыдущее периоды развития человечества многие из идей подсматривались у природы: самолет, например, появился благодаря изучению полетов птиц, вертолет — полета стрекозы, поезд с вагонами – передвижение змеи или гусеницы насекомого.
И сейчас есть изобретатели «от бога». Они и становятся генеральными конструкторами. Но основную массу будущих инженеров – «рабочих лошадок», которые будут на земле тянуть и внедрять инженерную мысль, можно обучить. И чем раньше начать обучать элементам технического творчества, тем быстрее ребенок проникнется особенностями технического искусства. И захочет стать инженером в более раннем возрасте, а это, поверьте, осознанный выбор профессии в будущем.
Нашим собеседником стал Исмоилджон Раззоков, председатель Студенческого совета Тюменского индустриального университета, с которым мы познакомились во время отчетно-выборной конференции Тюменского Совета ВОИР.
На наш первый вопрос: На чем основывается метод Голдберга?
Исмоилджон Ёкубжонович ответил: «На «принципе падающего домино. Одна падающая кость домино, касается при падении следующую кость, что и приводит в действие всю систему. И если все будет построено правильно, метод Голдберга сработает».
— Впервые это метод был использован Рубом Голдбергом в 1915 г в Нью-Йорке, — продолжает свой рассказ Исмоилджон Раззоков, — Это была рубрика в газете, в которой он рисовал свои замысловатые машины. Она приобрела популярность, в основном, в 1931 г, тогда имя «Rube Goldberg» было добавлено в словарь Уэбстера для обозначения достижения чего-то простого сложными средствами. В первую очередь, Руб Голдберг был инженером. Инженером, который рисовал и находил в этом своеобразное творчество.
— В современных образовательных программах, — считает Исмоилджон Раззоков, — Машина Голдберга используется, как средство для развития инженерных навыков у детей, школьников и студентов, которые поступили на инженерные направления подготовки. Для того, чтобы заложить задатки инженерного мышления, рекомендуется с ранних лет проводить конкурсы по сборке Машин Голдберга среди школьников. Также эта методика позволяет проявить талант к быстрому решению творческих задач, помогает учитывать мнение команды, составлять заранее план работ, выявить лидерские качества и групповое взаимодействие внутри команды и внешние коммуникации.
В соревнованиях Машина Голдберга строится из тех материалов, которые были даны командам в одинаковом количестве. Выигрывает та команда, которая сделала необычную и работоспособную машину, применяя свое техническое умение. Также учитывается время сборки машины — чем меньше его тратит команда, тем больше баллов получает.
Поэтому команде необходимо быстро найти общую цель, найти лидера, который будет координировать действия внутри команды. Лидеру необходимо слушать каждого члена команды, важно принимать командные решения.
Машина Голдберга в данный момент является мировым трендом, как один из видов конкурсного мероприятия. Так Руб Голдберг зародил современный «мейнстрим».
— Чтобы вы посоветовали нашим читателям (мамам и папам), которые вместе с детьми будут раскрашивать опубликованные в нашем издании контуры рисунков, на которых изображены разнообразные технические устройства?
— Пожалуй, первое пожелание — дать детям с раннего детства больше возможности и свободы играть и создавать поделки и работать с конструкторами, которых продается великое множество. Так же, читать книги и в сюжетах примечать различные варианты применения метода Голдберга, находить такие варианты в повседневной жизни.
(В качестве иллюстрации использована работа, находящаяся в коллекции Управления Министерства культуры России в Уральском Федеральном округе. Художник Виталий Ниточкин (Пермь)).
Рисунки контуров выполнил: Карабанов Георгий Олегович,студент 3 курса (специализация:автотранспортная мехатроника) Института Транспорта ТИУ.
Ответы на вопросы записал
Владимир Игель