Мнение областного депутата о наставничестве
С Инной Вениаминовна Лосевой, депутатом Тюменской областной Думы удалось встретиться перед началом пленарной сессии второго дня II Открытого конгресса наставников, проходящим в Тюмени. Общалась с Федором Ивановичем Поповым, председателем Общественного Совета при департаменте труда и занятости населения Тюменской области по теме наставничества, она подчеркнула, что экономическая реальность требует новых моделей образовательной деятельности в рабочих профессиях. Тюменская область уже три года участвует в движении «Ворлдскиллс». Участники и победители чемпионатов «Ворлдскиллс» становятся мастерами и преподавателями, каждый высококлассный специалист способен подготовить сотню квалифицированных мастеров. И в этом направлении должны помочь общественные Советы областных структур органов власти.
Нам, журналистам, оба собеседника показались интересными. Мы договорились с каждым об отдельном интервью по теме наставничества. И так по порядку…
Приветствуя участников II Открытого конгресса наставников на заседании секции «Наставничество и Производительность труда 2024» депутат Тюменской областной Думы Инна Лосева отметила, что Конгресс становится традиционной площадкой, на которой рассматриваются важные вопросы повышения роли и эффективности института наставничества.
По её мнению: в ходе работы конгресса предстоит обсудить широкий перечень вопросов, затрагивающих актуальные проблемы современного производства, быстрой смены технологий, вхождения мирового сообщества в постиндустриальную эпоху. Необходимо подумать о том, как создать такие условия, при которых наставничество будет работать максимально эффективно, как развивать профессиональные компетенции молодых специалистов и мотивировать к непрерывному обучению и повышению квалификации более опытных сотрудников.
Инна Вениаминовна считает, что внедрение системы наставничества позволяет решить целый ряд задач, среди которых можно выделить такие как: оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников; оказание помощи в адаптации сотрудников к условиям осуществления трудовой деятельности; содействие выработке трудовых навыков, соответствующих профессиональным стандартам.
— Четвертая промышленная революция, суть которой состоит в цифровой трансформации, уже началась, в близкой перспективе нас ожидает полная смена технологического уклада. Перед нами стоит задача меняться со скоростью изменений окружающей конкурентной среды, непрерывно учиться и повышать производительность труда. – подчеркнула наш недавний собеседник, а ныне выступающая на трибуне Инна Лосева.
Результатом промышленной революции к 2030 году станет исчезновение «традиционных» профессий и появление новых. Около 7 миллионов рабочих мест по всему миру исчезнет к 2020 году. Этот феномен получил название «лишние люди» – потенциальные безработные. В России в результате пенсионной реформы на рынке труда в скором будущем появится около 6 миллионов потенциальных работников. Стоит задача создать условия, при которых эти люди смогут повысить квалификацию, переобучиться, приобрести новые компетенции, возможно, стать наставниками. Таким образом, чтобы соответствовать стремительным темпам развития экономики знаний и оставаться востребованным на рынке труда, человеку необходимо учиться на протяжении всей жизни – в рамках образовательной системы, на базе работодателей или своими силами. В этих условиях возрастает роль института наставничества.
Замечательным примером наставничества может служить проект «Лидеры России». Проект входит в платформу «Россия – страна возможностей» и направлен на поддержку «молодых, но состоявшихся управленцев». Участники первого сезона всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» стали губернаторами – один из них возглавляет Амурскую область, второй – Ямало-Ненецкий автономный округ.
В настоящее время в ряде предприятий Тюменской области применяется система наставничества, как метод обучения и адаптации, помощи в практическом применении профессиональных знаний молодым сотрудникам. Такие организации как «Сбербанк», подразделение «Роснефти» — Уватнефтегаз», акционерное общество «Транснефть — Сибирь», предприятия «СИБУР Тобольск», «Газпром геологоразведка» и другие интегрируют работников через систему корпоративного обучения. Существует хорошая практика в крупных тюменских компаниях, когда работодатели выстраивают взаимоотношения с будущими работниками, оборудуя специализированные классы в школах и надеются, что самые успешные школьники выберут подходящие профессии для работы в этих компаниях.
Кадровая политика региона построена на тесном взаимодействии профессиональных образовательных организаций с ведущими отраслевыми предприятиями и ассоциациями. Отработана система «подготовки кадров под ключ», которая предполагает опережающую подготовку кадров для инвестиционных проектов, путем получения данных о потребностях инвестора в конкретных кадрах на ранней стадии реализации проекта и выдаче информации в виде государственных заданий профессиональным образовательным организациям.
Выступая перед собравшимися, Инна Лосева подчеркнула: «Остаются в нашей работе и проблемы, которые нужно решать. Полноценному развитию института наставничества мешает: отсутствие единого государственного подхода к системе наставничества; отсутствие единых стандартов обучения наставников; недостаточная заинтересованность работодателей в инвестициях в подготовку и повышение квалификации работников».
Необходима всесторонняя система развития человеческого капитала, построенная вокруг человека, учитывающая его профессиональные устремления и цели, встроенная в национальный рынок. Такая система в будущем даст возможность ускоренного роста экономики знаний, кратного повышения производительности труда, достижения глобальной конкурентоспособности.
Областной депутат надеется, что через несколько лет наставничество в России станет эффективным инструментом кадровой политики не только в крупных компаниях, но и в органах государственной власти, общественных организациях, вузах и научных лабораториях, технополисах и технопарках, на предприятиях малого и среднего бизнеса. Инвестиции в человеческий капитал, повышение уровня образования и профессиональной подготовки в конечном итоге приведут к росту производительности труда и к экономическому росту.
Владимир Игель,
(по материалам второго Конгресса Наставников)