Мнение Сергея Михайловича Палевича
Сергей Палевич: «… специалисты Россельхознадзора всегда подходят индивидуально к каждому случаю нарушений земельного законодательства»
То, что каждая категория сельхозземель должна использоваться исключительно по назначению в сельскохозяйственной зоне юга Тюменской области, в целом соблюдается. Нарушения периодически возникают. В отдельных случаях — по незнанию, в других – с оттенком халатности, когда это касается руководителей сельхозпредприятий (собственников земли).
Однако, есть проблемы с землями сельхозназначения, которые актуальны для территорий, находящихся вблизи Тюмени и других населенных пунктов области.
О тенденциях и особенностях земельных отношений в части использования земель сельхозназначения мы беседуем с руководителем управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-мансийскому автономным округамСергеем Палевичем.
По мнению Сергея Михайловича Палевича, «…. земельное законодательство четко регламентирует деятельность на землях сельхозназначения, определяет порядок перевода земель из одной категории в другую, предусматривает систему мер воздействия к нарушителям. А это не только штрафы за бездействие собственников, пользователей и арендаторов земли, когда законные требования специалистов Россельхознадзора не выполняются, но и большая профилактическая работа, которую проводят на местах. Закон есть закон, и требования по его исполнению относятся ко всем собственникам (арендаторам) земель сельхозназначения, не зависимо от того, знает человек закон или нет. Другое дело, что специалисты Россельхознадзора всегда подходят индивидуально к каждому случаю, пытаясь предотвратить возможное нарушение на начальном этапе».
— Какие основные задачи решает Ваша служба при организации надзорной деятельности в регионе в части использования земель сельхозназначения? Ощущается ли влияние урбанизации на состав нарушений в части использования земель сельхоз назначения?
— Для уменьшения количества нарушений Управление Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-мансийскому автономным округам занимается не только их выявлением на землях сельхозназначения, но и осуществляет контроль за приведением земли в соответствие с ее статусом. Менее затратно для собственника земли — не допускать нарушений, чем потом исправлять. Поэтому перед своими сотрудниками, какие бы контрольные мероприятия они не осуществляли, ставлю цель: прогнозировать возможные нарушения, анализировать ситуацию в динамике, предотвращать любые нарушения на начальных стадиях.
Типичными нарушениями земельного законодательства, выявляемыми при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, являются — самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы; уничтожение плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления; невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв.
Однако в связи с существующими ограничениями по проверкам на первое место выходит взаимодействие с Прокуратурой Тюменской области, другими федеральными и областными структурами, а также местными органами власти. Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования. Отмечу, что именно коттеджное строительство и деятельность садоводческих товариществ попадает в сферу влияния и контроля за надлежащим исполнением земельного законодательства на территории муниципальных образований.
Практически всеми муниципальными районами области утверждены регламенты осуществления муниципального земельного контроля. Вместе с тем данные за 2012 год и первое полугодие 2013 года свидетельствуют о том, что некоторыми Администрациями муниципальных районов Тюменской области муниципальный земельный контроль в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов осуществляется недостаточно полно. Мероприятия по муниципальному земельному контролю в указанной сфере носят несистемный характер.
На сегодняшний день в Тюменской области отсутствуют действующие акты, устанавливающие порядок согласования проектов работ, связанных с деятельностью на землях сельхоз назначения и порядка выдачи разрешений на проведение таких работ. Вместе с тем, согласно требованиям земельного законодательства, принятие указанных актов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. Отсутствие данных нормативных актов, принятых на уровне субъекта РФ, создает предпосылки для безнаказанного уничтожения плодородного слоя почвы организациями и частными лицами, осуществляющими земляные работы на землях сельскохозяйственного назначения, а, следовательно, на таких землях невозможно будет осуществлять ведение растениеводства — неотъемлемой части сельскохозяйственного производства. Например, специалистами Управления выявлено около 40 случаев самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а это, поверьте, большая работа в этом направлении, которую ежедневно осуществляется Россельхознадзором.
— Сергей Михайлович, ведение сельского хозяйства невозможно без земель сельскохозяйственного назначения. Как используют эти земли в Тюменской области? Есть ли какие определенные тенденции, присущие тюменскому региону?
— Как я уже говорил, в текущем году основными видами нарушений явились: невыполнение установленных и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, уничтожение плодородного слоя, а именно: порча земель; невыполнение в срок законного предписания; самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы; непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших правонарушению. Общая сумма административных штрафов составила около 2 млн. рублей, из них взыскано уже почти 1,5 млн. рублей. Размеры штрафов за нарушения на землях сельскохозяйственного назначения в большинстве случаев незначительны. Но в последнее время мы стали все чаще предъявлять нарушителям суммы по возмещению ущерба. Сейчас в производстве находится административное дело, по которому нарушитель уплатил штраф 40 тыс. рублей, а вот сумма ущерба составила более 5 млн. и ее тоже нужно платить!
Как видите, проблем с землями сельхоз назначения предостаточно. Однако есть общие тенденции нарушений, о которых говорил выше, есть проблемы в конкретном районе (конкретного населенного пункта), а есть проблемы частного характера.
Актуальным остается и вопрос с необрабатываемыми землями. Меньше таких вопросов у проверяющих возникает к крупным сельхозпроизводителям. Потому что на таких предприятиях аграрного сектора существует система севооборота, которая позволяет проводить минимальную обработку земли, не допуская ее деградации.
Плодородные же земли, подавляющее большинство из которых — земельные доли граждан, по ряду объективных и субъективных причин (границы земельных долей не установлены на местности, не проведено межевание, земельные участки не поставлены на кадастровый учет и т.д.) остаются невостребованными, т.е. не обрабатываются, не сдаются в аренду. Львиная доля граждан не имеет возможности обрабатывать свои земельные участки, учитывая, что их площадь в большинстве случаев превышает 10 га. В таких случаях граждане – собственники земель имеют законную возможность добровольно отказаться от права собственности на свои земельные доли.
Другое массовое нарушение частного порядка, которые выявляют специалисты Россельхознадзора,касается садоводческих товариществ. Отмечу самое распространенное нарушение — неиспользование по назначению садовых участков, в результате чего указанные участки зарастают сорной и древесно-кустарниковой растительностью. К чему это приводит? В первую очередь, это, на первый взгляд, незначительное нарушение доставляет немало проблем (распространение семян сорных растений на соседние участки, захламление садовых участков, повышенная пожарная опасность необрабатываемых участков и т.п.) самим садоводам, использующим свои земельные участки по целевому назначению.
В Тюменской области и автономных округах Россельхознадзор проводит большую надзорную и профилактическую работу в этом направлении. Частота частных нарушений в этой сфере по видам нарушений позволяет выявить определенные закономерности. Так, для территорий близких к городам и населенным пунктам характерно, например, размещение несанкционированных свалок (полигонов) ТБО на землях сельскохозяйственного назначения, что приводит к исключению указанных земель из сельскохозяйственного производства, а также к их захламлению отходами производства и потребления.
Задача Россельхознадзора не только выявить такие факты, но и принудить исправить ситуацию: вернуть землям утерянные свойства и включить их в производственный оборот. К нарушителям-собственникам (арендаторам) могут применяться не только административные санкции, но и действия вплоть до изъятия таких земель у нерадивых «хозяев». Такая процедура прописана существующим законодательством
— Спасибо за полноту ответов
Вопросы подготовил
В.Николаев