НСК: кадры вне оценки квалификаций Эхо ХХII Вертолетного форума: профессия пилота вертолета может перестать быть в дефиците

АгроФорум
От АгроФорум октября 28, 2020 23:19 Обновлено

НСК: кадры вне оценки квалификаций  Эхо ХХII Вертолетного форума: профессия пилота вертолета может перестать быть в дефиците

A_1-20_Арктика-19

Продолжаем разговор о профессиях, которые даже в ближайшей перспективе не смогут попасть в перечень «подвластных» оценкам по методикам определения квалификации АНО «НАРК».

Сегодня поговорим о профессии пилота вертолета.

Причина такого интереса к профессии не в том, что вертолетная отрасль не готова внедрять Национальную Систему Квалификаций (НСК) взамен (или дополнительно) существующему механизму определения квалификации пилотов вертолетов, а в том, что такой необходимости пока не существует.

Государство в лице Росавиации полностью контролирует ситуацию в отрасли. И хотя в настоящий момент наметилась тенденция в сторону уменьшения количества подготовленных специалистов первичного звена «вертолетчиков», есть надежда, что предпринимаемых мер в этом направлении будет достаточно и ситуация выровняется. Возможно, тогда эксплуатантам — вертолетных компаний будут больше интересны иные оценочные проверки, чем уже существующие в Росавиации. А пока всех все устраивает.

По мнению экспертов вертолетной отрасли, с которыми мы в разное время общались, внедрение проекта «по новым» методикам проверки квалификации пилотов в «винтокрылой» авиации приведет в конечном итоге к возрастанию расходов, не связанных с производственной деятельностью вертолетных компаний.

A_1-20_Арктика-08

А деньги это немалые, хотя точную цифру никто так нам и не назвал.

Даже на пресс-конференции, организованной на площадке ХХII Вертолетного форума, прошедшего менее года назад в Тюмени, где мы попытались поднять эту тему, четкого ответа не прозвучало.

А мы задавали вопросы уважаемым специалистам своего дела, отдавшим авиации и в том числе вертолетному направлению развития немало лет своей деятельности, а так же некоторым представителям региональной власти. Можно назвать в нашем случае только географию места жительства (работы) собеседников: Тюмень, Москва, Казань, Ростов –на –Дону и другие территории.

«В кулуарах» ХХII Вертолетного форума нам дали понять, что в отрасли есть более важные вопросы, чем организация проверок знаний по Независимой Оценке Квалификации (НОК) в отрасли.

Наличие достаточного количества «вертолетчиков» в отрасли помогает вертолетным компаниям формировать резерв летного состава под каждый тип вертолетов. Современный выпускник еще должен заслужить чтобы стать первым пилотом вертолета: приобрести достаточный опыт, дополнительные знания пилотировании, быть готовым к любым вне штатным ситуациям.

A_1-20_Арктика-13

Конечно, разговор шел не только о тех опытных специалистах, которых подготовили еще в «советское время», и которые еще продолжают работать на воздушных судах в различных вертолетных компаниях. Но и о тех, кто желает стать пилотами «винтокрылых машин» в будущем, или уже обучается в профильных учебных заведениях, а может, захочет пройти переподготовку на управление другого типа вертолета.

Во время общения нами было замечено: специалисты Росавиации особо отмечали, что в России сложилась крайне сложная ситуация с обучением летного состава именно для гражданской авиации.

По данным АО «Русские Вертолетные Системы», полученным в свое время редакцией, сказано, «… что различные авиационные учебные центры (АУЦ) готовят специфический персонал под существующие виды авиации, где применяются вертолеты. Так, пилотов для авиации общего назначения (АОН) готовят частные АУЦ. Это пилоты-любители, которые не могут работать в коммерческой авиации. Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков готовит летно-технический состав для вооруженных сил, а военные пилоты не могут перейти в гражданскую авиацию без переучивания, процедура которого непроста. Подготовкой пилотов экспериментальной авиации и переподготовкой занимаются АУЦ холдинга «Вертолеты России», но это не их основная задача.

A_1-20_Арктика-17

Целенаправленной подготовкой летно-технического персонала для гражданской авиации (которая выполняет коммерческие авиаработы) занимается Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени Ляпидевского (филиал Ульяновского института гражданской авиации имени маршала Бугаева). ОЛТУ ГА — это единственное специализированное учебное заведение в стране.

Мощностей училища для подготовки кадров в масштабах всей страны не хватает. Ситуация усугубляется нехваткой учебной техники и преподавательского состава. В России ежегодно на пенсию или по другим причинам с работы уходят порядка 200 пилотов. Каждый второй из действующих – старше 50 лет. ОЛТУ ГА выпускает в районе 40-50 человек в год, при этом курсанты вынуждены ожидать получения своей летной практики и диплома годами. Таким образом, по возрасту и состоянию здоровья с работы уходит куда более значительное количество летчиков, чем им на смену приходит выпускников».

Безусловно, кадровый вопрос, стоящий перед всей вертолетной отраслью России: «…кто будет летать на вертолетах через 5-10 лет при текущих темпах (если сохранятся нынешние) подготовки пилотов вертолетов?»

«При этом по результатам опроса вертолетных авиакомпаний, потребность летно-технического состава в 2019 году составляет 315 человек. Соотношение потребности в летном и инженерно-техническом составе составляет 50/50. Всего же в России функционирует 203 компании-оператора, а самая популярная машина – это Ми-8Т (53% парка коммерческих вертолетов в стране)».

Таким образом, если ситуация в ближайшее время не разрешится, то вертолетную отрасль ждет серьезный кадровый кризис.

A_1-20_Арктика-18

Эту столь серьезную проблему следует решать на всех уровнях – начиная от финансирования, заканчивая внесениями изменений в государственные образовательные стандарты. Будучи общей для отрасли проблемой, нехватка летно-технического состава приводит к тому, что компании начинают со своей стороны помогать колледжу и, таким образом, рождается своеобразное частно-государственное партнерство. Сейчас все надеются на изменения в лучшую сторону.

Мы обратились к руководителю Тюменского межрегионального территориального управления Росавиации П. Я. Медведеву с вопросом об изменениях в вертолетной сфере, прошедших с момента окончания ХХII Вертолетного форума в Тюмени, который касается подготовки курсантов в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени Ляпидевского: как обстоят там сейчас дела (в части подготовки пилотов)?

По мнению Петра Яковлевича Медведева, обсуждение проблемных вопросов отрасли позволили привлечь внимание к вертолетной индустрии. Такой формат общения дал возможность встретиться на одной площадке разработчикам, производителям, поставщикам, эксплуатирующим и ремонтным организациям, учебным центрам и организациям, финансирующим отрасль, представителям органов Государственной власти. Рекомендации, вошедшие в итоговый документ форума, позволили выработать обобщающие предложения для Правительства России. В период ограничений, связанных с «короновирусом» и падением авиаперевозок, в том числе грузовых, эти предложения стали актуальными.

— Мы помним о сложностях, с которыми до недавнего времени сталкивались в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского при подготовка будущих пилотов. Были объективные причины, такие как изношенный парк вертолетной техники и нехватка опытных пилотов-инструкторов на новые типы отечественных воздушных судов. Решать эту стратегически важную для отечественной гражданской авиации проблему пришлось совместно Росавиацией и вертолетными компаниями. И хотя денежные средства Росавиацией планировались в текущем году на

обновление парка машин для этого учебного заведения, что, однако, было недостаточно для быстрой замены всего вертолетного (учебного) парка. Однако такой подход помог решить другую важную задачу обучения курсантов: налетать необходимое количество практических часов перед выпуском из училища. Таких обучающихся — выпускников в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского образовалось около двух сотен.

A_1-20_Арктика-06

Механизмы частно — государственного партнерства вырабатываются на такого рода мероприятиях. То, что звучало на Форуме в виде предложении, нашло подтверждение в мнении экспертов, готовивших рекомендаций, которые позволили изменить подходы к формированию новых возможностей в части подготовки кадров. В Омском колледже гражданской авиации ввели подготовку выпускников и обязательную практику пилотирования на вертолетах «Ансат». У курсантов прошедших первоначальную подготовку на однодвигательных воздушных судах появилась уникальная возможность перенять опыт у своих старших коллег на вертолетах Ми-8 и «Ансат». Такое взаимодействие показало наивысшую эффективность и теперь широко применяется в мировой практике, а для молодых пилотов фактически обеспечивает последующее трудоустройство.

Федеральным агентством воздушного транспорта «Росавиация» совместно с профессиональным сообществом было принято решение о проведении завершающего цикла практических занятий в колледже для выпускников и полного восстановления графиков учебных полетов.

Росавиацией было обеспечено финансирование проекта и организовано проведение закупок необходимых услуг. Конкурс с учетом всех данных был абсолютно открытым и доступным. Победителем стала АО «ЮТэйр – Вертолетные услуги».

Отмечу, что важным в победе АО «ЮТэйр – Вертолетные услуги» в Госконтракте стал тот факт, что от 80 до 90 % выпускников собираются работать в этой структуре.

Расширена линейка воздушных судов. К уже известным массовым вертолетам «Миля» в Омский колледж поступили 11вертолетов «AC 350» и 4 вертолета Ми-8Т,

Каждый из курсантов имеет возможность налетать не менее 50 часов в паре с ведущими специалистами крупнейшего в Российской Федерации эксплуатанта (АО «ЮТэйр – Вертолетные услуги») вертолетов этой модели, что позволило будущим командирам освоить тонкости управления самой современной авиационной техникой и получить представление о работе асов гражданской авиации.

На сегодняшний день вертолеты АС – 350 зарекомендовали себя с лучшей стороны при первоначальной подготовке пилотов – вертолетов. Подготовка на новый тип вертолета позволит сформировать высокотехнологичные кадры для отечественной авиации и решить проблему дефицита летного состава, что особенно важно в связи с реализацией в Российской Федерации масштабной программы развития вертолетной авиации в рамках приоритетных национальных проектах.

Профессия пилота вертолета может перестать быть в дефиците.

Владимир Игель,

материал подготовлен по заданию

ТЮМЕНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ» (ТРОО ПВНДТР «РАНАР»)

(Учредитель сайта журнала «АГРОФОРУМ»)

АгроФорум
От АгроФорум октября 28, 2020 23:19 Обновлено

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#