НСК: Наставничество. Есть мнение Депутат Николай Руссу считает: « … чтобы возводить мосты и прокладывать дороги важны не только характер и желание, должен быть определенный набор знаний»
Наставничество, в виде системы или разовых актов передачи знаний и навыков от опытного работника к начинающему в Советское время было на каждом предприятии, в каждой организации. Без этого предприятие просто не могло нормально развиваться.
Лучшие примеры наставничества влияли на рост производительности труда
Сегодня каждое предприятие, организация, развивают свои системы наставничества как умеют. Часто – никак не развивают, довольствуясь поддержанием адаптивных функций системы.
Современное развитие системы наставничества многие специалисты связывают с интересом к проблеме со стороны бизнес сообщества и органов власти.
Разработкой методологий оценки квалификаций для каждой группы наставников (по – отраслевому принципу) занимается АНО «Национальное Агентство Развития Квалификации» (АНО «НАРК»), имеющее опыт в сфере.
Отраслевая специфика не позволяет предъявлять общие требования ко всем наставникам.
Нашему корреспонденту показалось интересным, что по теме «наставничество» согласился рассказать депутат Тюменской областной Думы Николай Александрович Руссу, который к тому же является руководителем АО «Мостострой-11» — крупнейшей мостостроительной структуры Урало – Сибирского региона.
— Николай Александрович, расскажите о наставничестве в системе развития вашего предприятия. Насколько актуально звучит эта тема и важна ли она в проектах отрасли?
– Преемственность поколений специалистов – одно из важнейших слагаемых успеха компании «Мостострой-11». Мы постоянно поддерживаем живую и тесную связь между молодыми сотрудниками и строителями-ветеранами. Принцип наставничества в коллективе действует на разных этапах – это и практика студентов на предприятии, и адаптация новых сотрудников, и совместная работа непосредственно на строительной площадке. К примеру, 16 октября 2020 года запущено движение по Пуровскому мосту. Строительство объекта началось в декабре 2018-го, руководителем проекта был назначен молодой перспективный специалист филиала АО «Мостострой-11» ТФ «Мостоотряд-87» Артём Лопарёв. Вместе с ним возглавить стройку отправился советник генерального директора Валерий Александрович Донадзе, который еще в 80-х годах прошлого века руководил «Мостоотрядом-93», созданным в Коротчаево для строительства железнодорожного моста через Пур. В то время, в силу разных причин, проект реализовать не удалось. И вот в 72 года, спустя практически 40 лет, Валерий Александрович вернулся на Ямал, чтобы закончить начатое в молодости дело, и построить долгожданный мостовой переход через реку Пур. Именно Валерий Александрович стал тем самым опытным и мудрым наставником для Артёма Лопарёва. Проект успешно реализован, мечта Валерия Александровича сбылась, а профессионализм самого Артёма, благодаря работе в таком тандеме, безусловно, вырос.
— Николай Александрович, каким образом строится взаимодействие с профильными вузами региона?
– Мы давно сотрудничаем с со старейшим сибирским отраслевым университетом СибАДИ, с 2013 года укрепили наши партнерские отношения ежегодным набором студентов для целевой подготовки на очной форме обучения по специальности «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей». Я лично стараюсь принимать участие в собеседовании с выпускниками школ, которые претендуют на поступление по целевой программе АО «Мостострой-11». Прекрасной поддержкой для детей и их родителей становится то, что
предприятие берет на себя расходы за общежитие и выплачивает стипендию ребятам с хорошими и отличными результатами в учебе. Три года по окончании ВУЗа выпускники должны отработать в компании – это гарантирует молодым специалистам уверенность в завтрашнем дне. На предприятии созданы все условия, чтобы дать человеку с активной жизненной позицией и стремлением стать лучшим в своем деле, раскрыть весь свой потенциал. Именно такие люди растут, развиваются и со временем занимают руководящие посты. Они курируют строительство важнейших объектов, создают безупречную репутацию и формируют имидж АО «Мостострой-11».
Если говорить в целом о профориентационной работе, мы взаимодействуем и с общеобразовательными учреждениями. В прошлом году на базе старших классов 88 тюменской школы был открыт первый профильный Мостострой-класс, который ориентирован на подготовку будущих высококлассных инженеров и дает ребятам возможность более осознанно подойти к выбору – кем они хотят стать. Компания «Мостострой-11» с радостью предоставляет свои площадки, чтобы помочь ребятам раскрыть способности и поддержать их желание развиваться в строительной отрасли. Тесное взаимодействие школ с ВУЗами и компаниями-работодателями не просто тренд времени, а реальное подспорье в подготовке компетентных и востребованных на рынке труда специалистов.
— Николай Александрович, расскажите о базовой кафедре АО «Мостострой-11» в Тюменском индустриальном университете.
– В 2018 году в Тюменском индустриальном университете была создана базовая кафедра АО «Мостострой-11», а летом этого года ее первым выпускникам вручены дипломы магистров. Большинство этих ребят сегодня трудятся в компании.
В течение двух лет магистранты пополняют полученные ранее академические знания, и отрабатывают практические навыки. С этого года, помимо существующей программы обучения «Искусственные сооружения на транспорте, способы их возведения и эксплуатации» появилась еще одна – «Цифровое строительство». Востребованность квалифицированных кадров в цифровой сфере ежегодно растет, поэтому логично, что одна из ведущих компаний строительной отрасли принимает участие в их подготовке. Предметы на обоих направлениях читают ведущие специалисты-практики, педагоги Тюменских, Саратовских и Московских ВУЗов.
Благодаря стажировке студентов кафедры в подразделениях АО «Мостострой-11» по программе «Вертушка», каждый может попробовать все виды деятельности, побывать на реальных объектах, понять принцип работы разных отделов и принять осознанное решение, чем ему хочется заниматься в дальнейшем. Кроме того, все получают уникальную возможность взаимодействия с руководителями направлений, подразделений и проектов, людьми с богатейшим профессиональным опытом, которым они щедро делятся с молодежью.
— Сложно быть мостостроителем?
– Профессия строителя интересна и многогранна, каждый объект – настоящая история со своими трудностями и победами. Мостостроение – вообще уникальная специализация. Не бывает двух совершенно одинаковых мостов и в то же время каждый – решает важнейшие задачи отдельных регионов, населенных пунктов и их жителей, соединяет берега и объединяет людей.
Мужество, благородство и упорство – этим славятся все настоящие мостостроители. Созданные много лет назад объекты транспортной инфраструктуры по сей день служат людям и вдохновляют молодое поколение на достижение новых вершин. Однако для того, чтобы возводить мосты и прокладывать дороги важны не только характер и желание, должен быть определенный набор знаний. Поэтому так важно уделять должное внимание подготовке профессиональных кадров.
— Спасибо за интересный рассказ
Вопросы подготовил Владимир Сипетин,
Ответы записала Юлия Скибинская,
пресс-секретарь АО «Мостострой-11»