НСК: Профессиональные стандарты Новый взгляд на старые профессии: тракторист-машинист широкого профиля и доярка
Разговор с депутатом Тюменской областной Думы В.А. Ковиным, по теме развитие профессиональных стандартов в АПК оказался как нельзя кстати. Очередной импульс систематизации профессиональных стандартов придают усилия Национального Агентства развития Квалификаций (НАРК) и профессионального сообщества экспертов по стандартизации различных работ и профессий, связанных с этими работами.
Владимир Анатольевич не только возглавляет в законодательном областном органе Комитет по аграрным вопросам и земельным отношениям, но интересен нам журналистам как собеседник с большим опытом работы в аграрной отрасли. Одной из последних работ в реальном секторе экономики, связанной с областным сельским хозяйством – была должность Заместитель Губернатора, Директор департамента АПК Тюменской области, а это поверьте, другое восприятие тенденций в агропромышленном комплексе, чем просто возглавлять сельхоз предприятие. Опыт предыдущих работ в сельском хозяйстве привнес в нашу беседу элемент доверительности. Такое общение с интервьюером показалось нам интересным.
Предлагаем нашим читателям некоторые мысли В.А. Ковина по теме профессиональные стандарты в АПК, кадровый потенциал региона в отдельных отраслях.
Выбрали два направления: растениеводство и молочное животноводство. При этом в беседе остановились на самых массовых профессиях в советское время и раннем российском периоде: в растениеводстве на профессии — тракторист-машинист (механизатор) широкого профиля, а в молочном животноводстве – на профессии доярка.
— Без структурных изменений в полеводстве не было бы и успехов в развитие мясного и молочного животноводства Тюменской области. – считает Владимир Ковин. -«Хлеб – всему голова», — говорим мы, когда касается питания людей, продовольственной безопасности каждой семьи и региона в целом. Тоже самое, можно сказать, и обо всей сельскохозяйственной отрасли, где используются в составе кормов для животных злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес и другие различные вариации бобово-злаковых смесей, а это уже другое направление развития АПК.
Чтобы было понятно, как изменилось индустриальное подворье, как подходят сейчас к системе организации кормления животных в отличие от недавнего прошлого (15-20 лет назад) в разговоре с Владимиров Анатольевичем постоянно слышны сравнения.
— Допустим, — продолжает беседу Владимир Ковин,- с определенного момента мы поняли (будучи Директором департамента АПК Тюменской области), что если не поменять подходы в сельском хозяйстве, не изменить стереотипы, сложившиеся вокруг АПК, не отрегулировать систему государственной поддержки отрасли — о рентабельности можно было забыть.
Необходимо было менять менталитет аграриев: от руководителя предприятия до простого работника. Изменения коснулись в первую очередь растениеводческой отрасли, которая нуждалась в полной модернизации. К тому же появились у некоторых руководителей вопросы: кто будет работать по современным технологиям и на новой технике?
Урбанизация сказалась на селе, а тяжелый труд в сельском хозяйстве не всем по нраву. Рабочих рук в отдельные периоды сезона попросту не хватало. Молодежь по — прежнему уезжала в города. Аналогичные озабоченности стали возникать и у руководства области: кто, например, будет работать на современной технике. Были скептики, кто «хоронил» сельское хозяйство области и считал не перспективным строить современные фермы, вкладываться в развитие растениеводства. Мы должны были думать над повышением отдачи от полей.
Приняв решение о субсидировании приобретения нового оборудования и техники должны были просчитать, а сколько и каких специалистов новой формации нам
необходимо подготовить для региона. В Тюменском сельскохозяйственном институте выпускники не готовы были работать по новым технологиям.
Только поменяв отношение к аграрному образованию удалось переломить ситуацию с кадрами. В учебных классах ГАУ СЗ (нынешнее название Тюменского сельско хозяйственного института) – появились современные наглядные пособия, макеты и техника, предоставленные сельхозпроизводителями, в том числе российскими, например, таким как «РОССЕЛЬМАШ».
Теперь в тюменском аграрном вузе есть — кому учиться и на чем учиться.
Второй вопрос, который стал перед руководителями предприятий, поддержавших инициативы местных органов власти по реформированию растениеводства: что делать с высвободившимися работниками?
Математика при расчетах оказалось простая и понятная. Раньше зерновой клин обслуживала бригада, состоящая из 15-20 человек — трактористов-машинистов широкого профиля, умеющих работать на любой «советской технике» (тракторы: МТЗ, ЧТЗ, К700, зерноуборочные комбайны, навесное оборудование). Теперь с приобретением одного из посевных и почвообрабатывающих комплексов оставалось бы максимум 2-3 человека для работы на нем.
Если посмотреть на профессии с точки зрения профессиональных стандартов, то можно сделать вывод, что требования к функционалу профессий значительно возросли. Тракторист-машинист широкого профиля мог работать на технике и с прицепными агрегатами различного назначения и выполнять различные виды работ: вспашка зяби, боронование, прикатывание посевов, культивацию в период обработки всходов, обработку гербицидами и пестицидами, заниматься прочими видами работ, вплоть до уборки урожая.
Одним словом тракторист-машинист широкого профиля был универсалом. Все специалисты растениеводческих бригад были взаимозаменяемыми. Однако со временем стало понятно, что работать дальше по такой схеме с каждым годом становилось сложнее. Молодежь без особого желания оставаться на тяжелой работе не хотела. Образовался в определенный период «кадровый голод» в отдельных хозяйствах на селе. Выход можно было найти в изменении подходов к земледелию: применению современной техники и технологий.
— Думаю, что в Тюменской области удалось с определенного времени поменять потребительское отношение работодателей к аграрной науке и местному сельскохозяйственному образованию. Проект «АГРОПОКОЛЕНИЕ» — одно из таких совместных направлений, который позволяет детям с раннего возраста узнать о новых профессиях на селе, в более раннем возрасте, чем ранее об этом узнавали их сверстники, «попробовать» профессии из внутри, узнать особенности. Тюменская областная Дума поддерживает такие начинания.
Другим примером может служить профессия «доярки». В группе коров, обслуживающей одной дояркой в прежние времена находилось в среднем от 20 до 25 животных. На доярку ложилась обязанность не только подоить корову не менее трех раз в день, но и кормление, уход за конкретными животными, что в настоящее время на «мегафермах» делают другие специалисты. К тому же доярке приходилось вести и другую работу: учитывать рацион каждого животного, ухаживать за коровами, держать в опрятном и здоровом состоянии, выполнять другие обязанности, связанные с сезонностью. Например, проверка на яловость и формирование предложений на выбраковку коров, а это требует определенных знаний в смежных профессиях. Кстати, на некоторых Молочно-товарных фермах (МТФ) доение происходило не только руками, но и машинно-ваукомной дойкой, что значительно ускоряло процесс, но занимало дополнительное время у доярки на мытье доильного аппарата, дезинфекцию и просушку. Очень тяжелая работа была у доярки.
К тому же, она должна была обладать набором знаний по различным профессиям зоотехнии и ветеринарии, что бы по внешним признакам и состоянию коровы поставить
предварительный диагноз, а значит, во время среагировать и пригласить узкого специалиста для обследования животного.
К нынешней профессии «Оператор машинного доения» предъявляются принципиально другие требования. Работающий специалист на современном доильном оборудовании («Елочка», «Карусель» и другие) выполняет только непосредственно функцию доения. Кормлением занимаются люди других профессий: зоотехник – отвечает за кормление и вносит в карту животного рацион в перерасчете в «джоулях», а не в «килокаллориях», как это делала доярка «на глазок» в прежние времена. За состоянием коров, определением, допустим, яловости и другими работами – отвечает ветеринар.
Даже на этих примерах понятна разница профессий «Доярки» и «Оператора машинного доения».
В личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) и на не больших фермах, где внедрение механической дойки может быть экономически не оправдано – используется труд доярок с прежним функционалом работ.
Каждая из этих профессий находит место в структуре АПК Тюменской области. Поэтому и требования при казалось бы близости таких профессий между собой имеют различные профессиональные стандарты.
Владимир Сипетин