Некоторые основания к концепции развития Тюменской области в ХХI веке
На карте России Тюменская область напоминает сердце. Но она и есть «сердце», качающее «черную кровь» – нефть по всему организму страны и далеко за ее пределами. Только в отличие от настоящего сердца она эту кровь еще и добывает. Сердце это заковано стальными нитями трубопроводов, линий электропередач, железных и автомобильных дорог. Оно сегодня находится в болезненном состоянии, и его давно пора лечить, но лучше оздоровлять. Основное лекарство – это люди, способные не просто создавать, но преображать и гармонизировать окружающий мир. Но что происходит с самим человеком, живущим в энергетическом сердце России?
«Человек – средство» – таким был и остается политический курс ведомственной, а теперь и частнособственнической перспективы освоения северных территорий, составляющих более 60% России. Тюменская область благодаря такому курсу остается промышленно-сырьевой провинцией, которая превращает здоровье, сами человеческие жизни вчера и сегодня, да и жизни будущих поколений в дешевый полуфабрикат побочного производства самого богатого региона страны.
Под угрозой уничтожения невосполнимые запасы ранимой природной среды: нефть и газ, поверхностные, грунтовые воды и почвы, леса, флора и фауна, шельфы Ледовитого океана и воздушный бассейн.
Но самое опасное состоит в том, что идет постоянное травмирование, утомление и деградация как коренного, так и, в еще больших масштабах, пришлого населения. Данные процессы приобрели общенациональное и социально-политическое значение. Прямо скажем, не рублевая и вещевая, а «человеческая экономика», исчисляемая в величинах ресурса человеческой жизни, оказалась в северных территориях на грани катастрофы. Замалчивание медицинских, социально-демографических, биологических данных в угоду «прибылей» ведомств и частного капитала, дальше просто не допустимо. Средняя продолжительность жизни некоторых коренных народностей едва превышает 40 лет. Общее не дожитие сибиряков, развитие аномалий у детей, распространение хронических патологий у мужчин и женщин, значительно превышают общероссийские показатели. Автор использует данные института клинической и экспериментальной медицины СО РАН (г. Новосибирск), который ведет исследования с 1970 г., а также данные статистики РФ.
Пока была плановая экономика, все было «естественно» и логично. Дешевой рабочей силы требовалось много, и ее (эту силу) привлекали всеми доступными способами. Их было не мало, ибо процессу помогало государство, партия, профсоюзы и комсомол. Действовал мощный и во многом разрушительный механизм затратной экономики.
Сегодня, когда наша страна устойчиво встала на путь рыночных реформ, когда бизнес и все бюджеты считают свои затраты, когда появилась возможность и желание привлечения более производительного оборудования и технологий стали возникать новый проблемы. Например, когда реальное потребление нефти внутри страны, одновременно с ее добычей и разведкой снизились, первый удар этих преобразований снова на себя приняли люди. Оказалось, что значительная часть населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов остались без своей привычной работы. Другой работы по профессии, дающей достойные условия существования попросту нет. Содержание одного жителя в автономных округах в 2 и более раз затратнее юга области. Создание новых рабочих мест также значительно дороже.
Многие ученые и исследователи отмечают, что слишком велика человекоемкость Западно-Сибирского Нефтегазового Комплекса, а это самый грандиозный проект в мире за последние 200 лет. Сегодня здесь добывается 2/3 нефти и более 90% газа страны. В этот проект следует включать: инфраструктуру и новые производства, транспортные системы трубопроводов, флота, авиации, линий электропередач, железных и автомобильных дорог, а также почти два десятка новых городов. Население области увеличилось за 50 лет более, чем в три раза. Здесь прошли школу жизни миллионы граждан России, ближнего и дальнего зарубежья. В области сосредоточены одни из лучших в стране экономически активные, предприимчивые и профессиональные люди.
Два последних десятилетия острее становится дилемма: продолжить и дальше оздоровлять, обустраивать и сохранять людской потенциал, направив усилия на поиск новых высокооплачиваемых рабочих мест, либо активно заниматься планомерным отселением людей в более благоприятные для жизни места. Имеющиеся в области и округах инвестиционные проекты и программы требуют значительных средств. Следует отметить, что усилиями руководства Тюменской области и автономных округов (Якушев В. В, Комарова Н. В, Кобылкин Д. Н. и всех предыдущих руководителей) для развития и инвестиционной привлекательности региона многое сделано и делается. Это касается инфраструктуры и сервиса, благоустройства, машиностроения, села, лесного комплекса и других отраслей. В области реализуется 287 инвестиционных проектов на сумму 1 300 млрд. руб. По совокупности они принесут региону 33 816 рабочих мест. А это, по словам губернатора Тюменской области, важнее, чем денежные поступления: «Мы работаем не ради строчек бюджета, главное – благополучие конкретной семьи».
Известно, что нет ничего более практичного и экономически выгодного, чем хорошая теория, основанная на доступной идее. Теоретическая, концептуальная непродуманность многих социально-экономических программ и проектов зачастую выливается в миллиардные, а то и в триллионные убытки, в их безнравственную антинародность, а затем в дорогостоящие «программы спасения». Примеров тому множество и в России, и в области: та же программа развития Нечерноземья, чистая вода, подневольно созданные подсобные хозяйства и перерабатывающие отрасли на юге области, гигантомания в машиностроении и строительной индустрии и многое другое.
Но любой опыт имеет и позитивную сторону, поскольку помогает понять, что всякая программа развития и освоения региона, любой социальный проект должен опираться на научно разработанную теорию, на комплексное и системное исследование всех факторов в их совокупности. Настало время практической разработки новой концепции развития Тюменской области, в продолжение к ранее принятой Указом Президента РФ в сентябре 1991 года. Раньше мы к этому попросту не были готовы.
Более двадцати лет Тюменская область выглядит как трехкомнатная коммунальная квартира в огромном одноэтажном доме. Один угол его фундамента стоит на плодородной пашне юга области, другой – на зыбкой почве югорской тайги и болот, третий – на вечной мерзлоте ямальской тундры. Есть у этого дома общий парадный вход и лабиринты внутренних коридоров: Обь и Иртыш, железные и автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередачи, теле- и радиокоммуникации. С недавнего времени в каждой из комнат этой коммуналки появилась своя дверь в столицу, ведущая в центр по ступеням ведомственных лестниц и органов государственной власти и управления. Как и во всяком коммунальном доме, здесь одна ванная, одна кухня. Поэтому и отношения семейств зачастую не могут подняться выше уровня кухонных разработок.
А ведь это наш общий дом со всеми его достоинствами и недостатками. Здесь за десятки лет освоения нефтяных и газовых месторождений мы выросли, повзрослели, и, надеюсь, поумнели. Думаю, что теперь мы осознаем необходимость идеи общего дома для России, надеюсь, что такая сквозная идея станет главным объединяющим фактором и для всей Тюменской области.
По социологическим опросам, более 60% северных семей желали бы жить в собственном благоустроенном доме с лужайкой на юге области. Недаром в народе говорится: «Построй дом, заведи семью, посади дерево, и ты не зря прожил». Дом, семья, работа – это три главные составляющие смысла жизни людей. Богат дом, богата семья – богата область, богата и Россия. Именно здесь нужно искать согласие между людьми и властями всех уровней. Именно в этом русле необходимо строить политические, социально-экономические и культурно-духовные отношения в государстве, здесь находятся точки пересечения частного, коллективно-кооперативного и государственного интересов. В этом заключается существо и фундамент концепции самодостаточного развития области, да и всей России. В этом наш шанс на возрождение и процветание. Тюменская область – это наш дом, и строить его мы обязаны все вместе, чтобы он был удобен для каждого, чтобы каждому нашлось место и выбор для самореализации. Дело это непростое, и делать его нужно не торопясь, без суеты и спешки.
Как это может выглядеть на практике? Для начала необходимо выяснить мнение населения и политиков на несколько вопросов, связанных с желанием участвовать в «строительстве общего дома – Тюменской области». Также необходимо выяснить отношения «общего дома» к «Югу» и «Северу» (чужие, соседи или «родня») и т.д. Думаю, что большинство населения одобрит решение «об общем добротном доме».
Первое, было бы правильно начать эту работу с создания «Фонда потомков» Тюменской области и каждому родившемуся ребенку перечислять на личный счет (по типу материнского капитала) определенную сумму, чтобы по достижении 18 лет он мог получить свои средства для старта во взрослую жизнь. Второе, обеспечить возможность бесплатного надела каждому родившемуся жителю области, скажем, 10-15 соток земли под строительство своего будущего дома. И третье, считаю, что власти всех уровней и предприниматели могли бы учредить еще один фонд. Это «Фонд семьи, переселенцев и соотечественников», который мог бы льготно кредитовать семьи на длительный срок, стимулировать рост здоровых, многодетных семей и развитие полноценных детей, а также помогать обустраивать соотечественников, беженцев и вынужденных переселенцев.
Разумеется, это можно сделать, если руководители и правящая элита трех субъектов РФ воспримут лично такую концепцию «общего дома» и проявят мудрость, государственную зрелость, твердую волю и решимость сделать ее общей для всех жителей области. И только после этого на данной основе строить стратегию и тактику достижения поставленных целей, задач в программах самодостаточного развития области. Программы, построенные на базовых принципах «общего дома», уже сегодня меняют отношение населения к власти и собственности. Вместо отношений «человек – власть» приходят отношения «человек – человек», отношения партнерства, коллективизма и народной инициативы. Если программа не станет делом всех жителей области, она работать не будет. Она может показать ориентиры в развитии всех сфер жизнедеятельности области и округов с учетом интересов всех жителей и особенно коренных народностей Севера.
Вот как, на мой взгляд, должны выглядеть основные векторы и направления, изложенные предельно кратко и схематично:
Политическая сфера:
— приступить к созданию крупного инвестиционного проекта – Западно-Сибирского Федерального Университета в городе Тюмени. Цель ЗСФУ – это реформирование вузовской системы области, упорядочение вузовского менеджмента и собственности, выстраивание научно-образовательных комплексов, осуществляющих подготовку кадров и проведение научных исследований для важнейших отраслей в рамках программ социально-экономического развития Тюменской области и Уральского федерального округа. Главные векторы университета – это Арктика, Сибирь, водные ресурсы и ландшафтно-усадебная урбанизация;
— от сырьевого придатка индустрии к информационному обществу и концептуальному самодостаточному развитию, основанному на креативном человеке и экономике знаний, где опора не на природные ресурсы, а на творческий человеческий капитал. Обязательно с наукоемкими технологиями, областными научными центрами, современными агропоселениями, промышленно-технологическими, аква-зелеными парками и заповедниками. Задача региональной политики состоит в формировании самоподдерживаемой среды для гармоничного восстановления и развития человеческих и природных ресурсов;
— трансформация и оптимизация всех уровней власти, повышение практической роли и места местного самоуправления под задачи роста новых рабочих мест, самозанятости домохозяйств и развитие инфраструктуры муниципальной рыночной экономики;
— повышение роли и престижа работников органов власти и управления. Кадровая политика: подбор, обучение, назначение или избрание достойных, профессиональных и ответственных специалистов;
— создание системы правовых нормативных актов защиты семьи и частной собственности на территории. Стремление к отношениям «человек-человек» вместо отношений «человек-власть». Повышение правовой грамотности, патриотизма и гражданской инициативы населения.
Экономическая сфера:
— в центре новой экономики – интеллектуальные ресурсы, способные генерировать новые идеи, создавать инновации в любых сферах и быть источником капитала. Сегодня бизнес выбирает места концентрации талантливых кадров и лучшего качества условия жизни. Во всех муниципальных образованиях внедрить «малую» индустриализацию села: небольшие и средние перерабатывающие производства, и промыслы, ориентированные на местные ресурсы и кооперацию;
— с учетом затяжного мирового кризиса, новых реалий и национальных приоритетов России, быстро нарастающего дефицита пресной воды, уже сегодня возникает настоятельная потребность государства вернуться к отложенному в 1986 году геополитическому проекту – каналу Ханты-Мансийск – Аральское море. Безусловно, с научно-обоснованным отбором части стока талых весенних вод рек Иртыш и Обь, опираясь на экологические, научно-практические исследования и изыскания, проработанные в прежних вариантах проекта. Только один такой стратегический инфраструктурный мегапроект может дать области более 200 тысяч новых рабочих мест, придать новый импульс социально-экономическому развитию УРФО, соседним среднеазиатским странам, улучшить условия и качество жизни всего населения региона;
— формирование социально-ориентированного бюджета, привлечение инвестиций в экономику с целью увеличения его доходной части и создания новых рабочих мест. Стимулирование деловой активности, предпринимательства, увеличение объема, качества услуг и рыночной инфраструктуры с учетом потребностей семей и территорий;
— экономические и правовые условия для любой семьи, гражданина иметь собственное дело и имущество; поддержка коренных народностей через традиционные формы хозяйствования.
Социальная сфера:
— рост материального благополучия граждан, числа зажиточных семей и защита малоимущих слоев населения. Создание престижных условий проживания в любом месте Тюменской области, разумная политика по сбережению активного населения в сельской местности и особо в малых деревнях;
— приоритетная бюджетная поддержка образования, здравоохранения, культуры, спорта, правопорядка. Особое внимание пожилым, молодежи, детям и инвалидам. Поддержка сообществ граждан по интересам, благотворительных фондов, общественных организаций в интересах граждан и развития территории;
— формирование социального заказа области на жилье, дачи, гаражи, дороги, транспорт и другие услуги, исходя из потребностей семей и территорий.
Духовная жизнь:
— формирование гражданского общества, уважения к ведущим в стране религиям, национальным и народным традициям; рост духовно, нравственно и физически здоровых семей; создание условий для повышения статуса мужчины в семье;
— обеспечение областного социального заказа в духовной сфере: на образование, оздоровление и отдых, изучение религий, кино и музыку, книг и музеи и т.д., исходя из потребностей семьи.
Не претендуя на исчерпывающий перечень, полагаю, что эти векторы при построении программы развития области упускать нельзя. Все это требует основательного научного подкрепления аналитическим, статистическим материалом. И здесь наличие векторов – это и преграды, и стимулы. А сверхзадача одна – построить наше сообщество в виде открытой, саморазвивающейся и устремленной в будущее социально-экономической системы. Ведь Тюменская область – это наш общий дом.
Г. А. Щербаков, канд. соц. наук, доцент,
заведующий кафедрой
государственного и муниципального
управления и права