Николай Бабин считает: «…наставничество — частью корпоративной культуры на производстве…»
«Наставничество, как понятие, для нынешнего поколения, к большому сожалению, не совсем понятное явление в производственно-трудовых отношениях. И хотя мы, по-прежнему, в силу менталитета и исторической памяти со времен Советского Союза, с этим явлением иногда сталкиваемся, но оценить можем, — считает Николай Бабин, депутат Тюменской областной Думы, — только на предприятиях с высокой корпоративной культурой, например, на Ямале в сфере нефтегазового комплекса».
— Николай Андреевич, НАСТАВНИЧЕСТВО приобретает особое звучание и важное направление в профессиональной подготовке кадров для отраслей современной России. Что, по вашему мнению, вы взяли бы из Советского периода и что нового можно вложить в расширенное понятие Наставничество из современного времени? Какая роль наставничеству отводится на селе? Есть ли возможность сравнить современные походы к этому направлению в настоящее время и с тем как это было организовано в Советский период?
— Наставник кто это? Конечно, в начале младенчества в детской кроватке являются родители. Желательно чтобы и в дальнейшем наставниками для детей были они, но не всегда получается у тех в силу загруженности родителей на производстве, особенно на селе. Родители с утра до вечера заняты в период сезонных работ, а мы видим, что они круглый год заняты. Общаются с детьми утром, да поздним вечером.
Я считаю самым важным периодом для ребенка, когда он пошел в детский сад, где главным наставником является воспитатель. Так он раскроет ребенку удивительный мир , научит общению друг с другом.
В первую очередь воспитатель должен быть примером, образцом для ребенка, обладать определенными знаниями и опытом, иметь уникальную способность ответить на вопрос иногда заданный ребенком из сказочного мира. Быть советником и помощником при возникновении разногласий среди детей.
Подготовить ребенка к переходу на очередной уровень развития – в школу.
Где для ребенка открывается и формулируется мировоззрение, вырабатывается коллективизм. Ребенок начинает получать новые знания, пусть не глубинно, но анализирует свои действия, поступки. Здесь, конечно, наставником является учитель (классный руководитель).
Во все эти периоды я считаю, должна быть взаимосвязь родителя – воспитателя – учителя.
Порой воспитатель или учитель лучше знает психологию ребенка, его наклонности, отношение к окружающей среде. Этот период самый важный: нельзя родителям перекладывать воспитание ребенка на воспитателя или учителя. Родитель для ребенка является на протяжении всей жизни святым человеком, другом, наставником, помощником, вдохновителем.
Поэтому в семьях, где воспитанию ребенка уделяется системный подход, в том числе через выполнение «обязательных обязанностей» по хозяйству или посильных работ по дому – возникает чувство единства целей и задач, желания помочь родителям и сделать чуть больше чем то, что им поручают. Труд всегда идет на пользу подрастающему поколению. Считаю, что первым наставниками для ребенка должны быть именно родители.
Повзрослев, ребенок сталкивается с другими формами наставничества. К примеру, наставником в сельской местности может быть старший товарищ, специалист сельскохозяйственного производства, руководитель, которые способны дать взрослеющему ребенку частичку души, знаний и опыта, которые в дальнейшем воплотятся в жизнь молодым человеком на селе.
Общаясь с Николаем Бабиным, понимаешь, на сколько важны понимание наставничества в современное время и чем нынешние подходы к наставничеству отличаются от тех, что были в советское время.
По мнению собеседника сейчас статус «наставника» несколько другой, чем это было раньше.
— Наставники, в настоящее время более статусные «единицы» в системе трудового воспитания молодого поколения, которых чрезвычайно мало и особенно на производстве.
Раньше «старший товарищ» с определенным стажем работы на производстве, пользующийся авторитетом и имеющий «психоэмоциональную заряженность» на передачу своих знаний и опыта молодежи – мог претендовать быть наставником. Такой человек фактически добровольно брал на себя ответственность оказывать покровительство и шефскую помощь молодому специалисту, что было так необходимо на первых порах.
Часто наставниками выступали бригадиры и мастера — своеобразный «костяк» трудового коллектива, который формировал идеологию на предприятии. Наставник-мастер (бригадир), как руководитель, сам был заинтересован, чтобы в коллектив влились молодые специалисты способные работать именно на этом предприятии. Наставник помогал в становлении личности молодого человека.
Современные условия работы в технологическом процессе и на производстве диктует важнейшее условие роста квалификации рабочего – обучаемость в течение всей трудовой деятельности. Кому то это дается в большей степени легко, другим — труднее. И если раньше, на одного наставника приходилось 5-10 молодых рабочих, тех, кому определенные навыки и умения удавалось передать, то у современного наставника — носителя «корпоративной культуры», таких подопечных всего два-три молодых специалиста, и все они между собой при этом являются конкурентами. Остаться на вакантное место должен только один человек.
«Опыт наставничества, как элемент лучших воспитательных практик на производстве советского периода позволил сохранить на некоторых предприятиях эту систему как часть корпоративной культуры – важную, и одну из самых главных частей, скрепляющих коллектив», — завершает разговор депутат Николай Андреевич Бабин.
Вопросы подготовил и беседовал
Владимир Сипетин