Нулевой травматизм и горнодобыча: дорогу осилит идущий
В 2017 году на предприятиях, поднадзорных Ростехнадзору, в том числе и горнорудных, произошло 220 аварий, 210 смертей, из которых в результате аварий погибло 34 человека. В прошлом году смертность в результате аварий по отношению к 2016 году снизилась более чем двукратно. Несмотря на снижение, печальная статистика заставляет задумываться. В последние лет пять специалисты по промышленной безопасности говорят о нулевом травматизме как главной стратегической цели работы всех предприятий. Не повышение производительности и выработки в шахте, а сохранение жизни людей и их здоровье — вот главная задача! Как добиться нулевого травматизма в горнодобывающей отрасли – одна из важных тем для обсуждений сообществом профессионалов в рамках четвёртой Всероссийской Недели охраны труда, которая пройдёт в Сочи с 9 по 13 апреля.
Один за всех, а все – за одного
Концепция нулевого травматизма является результатом разработки всемирной ассоциации соцобеспечения (МАСО) и представляет собой качественно новый метод профилактики несчастных случаев. Концепция основана на «трех китах»: безопасность труда, гигиена трудовой деятельности и благополучие сотрудников на всех производственных уровнях. В основе — осознанная объединённая деятельность всех участников производственного процесса, от владельца компании до каждого сотрудника. Ведь для предотвращения несчастных случаев и смертей на производстве недостаточно одних предписаний «сверху» или, наоборот, предусмотрительных действий «низов». Все должны действовать сообща, последовательно и по чётко выработанной схеме: в первую очередь – внедрение системы мониторинга рисков, так называемый риск — ориентированный подход, затем – вовлечение максимального числа сотрудников в управление безопасностью, в том числе руководителей высшего звена.
Шаги к успеху
Начиная с 2010 года, показатели аварийности, в том числе и на горнорудных работах, имеют тенденцию к снижению. По уровню травматизма, добывающая промышленность замыкает «шестерку антилидеров». На первом месте – строительство.
«После строительства в списке следуют обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт, связь и только потом добыча полезных ископаемых, — подчеркивает директор Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ Валерий Корж. — Меры, принятые после ЧП на шахте Распадская в Кузбассе, где в результате взрыва метана в мае 2010 года погиб 91 человек, положительно отразились на отрасли».
Министерством труда России принят ряд значительных мер по повышению безопасности работников горнорудных и угольных предприятий. В частности, расширен перечень предупредительных мер, подлежащих финансированию за счет сумм страховых взносов. Теперь за счет средств Фонда социального страхования РФ разрешено финансировать приобретение приборов и устройств, обеспечивающих и контролирующих безопасное ведение работ под землей и в карьере, обучение по охране труда работников шахт и разрезов и др. Был введен также институт федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, конкретизированы условия проведения экспертизы промышленной безопасности, установлены требования по обязательной сертификации опасных производственных объектов и обязательном страховании гражданской ответственности причинения вреда в результате аварий и инцидентов на опасных производственных объектах.
Административным и уголовным правом введено понятие заведомо ложного экспертного заключения. Установлены категории экспертов с правом проведения экспертизы в отношении опасных производственных объектов первого, второго, третьего и четвертого классов опасности.
Принятые меры ужесточили требования, которые еще 5 лет назад могли быть необязательными к исполнению, либо считались неисполнимыми в принципе, а иногда воспринимались как излишние и даже вредные.
Нововведения обеспечили проведение на практике принципов риско-ориентированного подхода и осуществления деятельности контрольно-надзорных органов. Внедрение информационных технологий на объекты промышленности стало также одним из приоритетов охраны труда в горнорудной отрасли. Они позволяют в режиме реального времени отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах и передавать информацию на пульты не только дежурным на опасных производственных объектах, а также собственникам и оперативным дежурным Ростехнадзора. Таким образом, у контролирующего органа впервые появилась возможность получать информацию не о случившемся событии, а о риске наступления аварии, что даёт возможность принимать своевременные меры реагирования.
Главные козыри – профилактика и обучение
Основной причиной аварийности и смертельного травматизма на горных и добывающих предприятиях продолжает оставаться «человеческий фактор». По словам статс-секретаря — заместителя руководителя Ростехнадзора Александра Рыбаса, пресловутый человеческий фактор «выражается в недостаточной квалификации специалистов и руководителей предприятий, либо в умышленном игнорировании ими требований федеральных норм и правил, а также несоблюдении производственной дисциплины». Все это препятствует созданию на предприятиях культуры безопасности, которая должна быть в основе стремления к нулевому травматизму.
Сегодня все больше горнорудных предприятий, находясь в зоне риска повышенного травматизма, стремятся прививать действительно внимательное отношение производственного персонала к безопасному поведению, не только своему, но и своих коллег. Такое отношение подразумевает, что сотрудник может самостоятельно оценить степень риска в различных ситуациях и принять взвешенное решение. Кроме того, компания ожидает инициативы от сотрудников – предупреждения о тех или иных рисках, которые могут в дальнейшем привести к угрозам для безопасности коллег. Конечно, это, скорее, идеальная картинка, которая в реальности, к сожалению, встречается далеко не всегда. Тем не менее, если еще несколько лет назад только единичные горнорудные компании всерьез говорили о потребности в формировании культуры безопасности, то сейчас все больше предприятий, внедривших такие подходы, на практике получают реальное снижение случаев травмирования.