О главном в интеграции беспилотных ВС в воздушное пространство
21 апреля в Санкт-Петербурге завершился IV Форум «РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА — 2023», организованный членом Ассоциации Вертолетной Индустрии (АВИ) компанией АО «Навигатор» при поддержке Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. Среди главных успехов форума то, что ключевые вопросы по теме безопасности воздушного движения обсуждались вплоть до конкретных предложений по их решению, а компании-участники могли напрямую взаимодействовать со своими потенциальным партнерам.
В пленарной дискуссии форума на тему «Интеграция БАС в общее воздушное пространство» от АВИ принимал участие заместитель председателя Правления — Вячеслав Владимирович Карцев.
АВИ объединяет не только производителей вертолетов, комплектующих, бортового и наземного оборудования, но и предприятия, предоставляющие услуги техобслуживания, обучения, выполнения авиаработ, а также заказчиков авиационных услуг. Большинство входящих в АВИ компаний внимательно следят за развитием рынка беспилотного сектора воздушных судов (БВС), поскольку беспилотник может стать как помехой на пути пилотируемого воздушного судна, так и приемлемой альтернативой пилотируемому парку, если покажет более высокую эффективность для выполнения тех или иных видов авиационных работ.
Главным посылом вертолетного сообщества на пленарном заседании стала необходимость комплексного подхода — от производства и до эксплуатации.
Сколько бы сейчас не возникало технологически разнообразных предложений производства легких, средних либо максимально грузоподъемных, самолетного или вертикального типов беспилотных летательных аппаратов — необходимо говорить о развитии беспилотных авиационных систем (БАС), включающих не только конструкцию беспилотного аппарата (БВС), но и все наземное техническое, человеческое и цифровое инфраструктурное сопровождение. Эксперты неоднократно отметили, что настал момент, когда желательна оценка эффективности множества предлагаемых сегодня решений и необходимо определение требований и стандартов к беспилотной технике, чтобы конструкторская мысль и производство могли двигаться по максимально продуктивной траектории развития.
Для комплексного решения задач в сфере эксплуатации — необходимо создание единого воздушного пространства с обеспечением безопасности выполнения авиационных работ беспилотными и пилотируемыми летательными аппаратами. Для вертолетных операторов вопрос взаимодействия с беспилотниками, большинство из которых предназначены для выполнения авиаработ на тех же высотах, является наиболее критичным.
Отдельное внимание участники дискуссии обратили на необходимость актуализации правовой базы, и в части сертификации, и в части системы управления безопасностью полетов.
Запрос на конструирование и производство беспилотной техники определяется, прежде всего, объемом рынка авиационных работ, где целесообразна замена пилотируемых воздушных судов любого типа (самолетного, вертолетного либо гибридного) на беспилотные. Основные активы эксплуатанта БАС ничем не отличаются от активов эксплуатанта пилотируемой вертолетной авиации — это центр управления полетами, внешние пилоты, технические эксперты по эксплуатации, непосредственно БВС с интегрированным бортовым компьютером, инфраструктура и облачные платформы для формирования полетных миссий, а также последующей работы с полученными данными.
А значит, одним из главных и обязательных слагаемых гармоничного и экономически эффективного развития беспилотного сектора в гражданской авиации является консенсус участников действующих рынков авиационных работ. Такой подход необходим при формировании стратегии развития беспилотного сектора, поскольку позволит эффективно распорядиться ресурсами, не только направляемыми сегодня новому сектору в рамках мер господдержки, но и уже имеющимися в гражданской авиации. В условиях непростой экономической ситуации такой рачительный подход к средствам более чем оправдан и, по мнению АВИ, все прошедшие на форуме дискуссии еще раз доказали необходимость консолидации внутри гражданской авиации для создания в ней полноценно работающего нового сектора с максимальной отдачей инвестиций, вложенных в него из бюджета страны. О пленарном заседании дополнительно — здесь.
Как и все участники, надеемся, что поставленные в ходе форума задачи по теме интеграции беспилотных авиационных систем в воздушное пространство получат толчок к решению в рамках реализации утвержденных В.В. Путиным перечня поручений по вопросам развития беспилотных систем.
С видео и другими материалами форума «РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА — 2023» можно ознакомиться на сайте rsa.navigat.ru.