ОБРАТНЫЙ ИНЖИНИРИНГ: ЕСТЬ У МЕДАЛИ ОБРАТНАЯ СТОРОНА?
Одна из главных тем Промышленно-энергетического форума TNF в этом году – импортозамещение. В условиях санкционных ограничений ключевую роль в нефтегазовом секторе играет обратный инжиниринг.
На круглом столе «Обратный инжиниринг: есть у медали обратная сторона?» эксперты обсудили примеры использования импортозамещенного оборудования, задачи и перспективы реинжиниринга, а также его легализацию.
«80% насосно-компрессорного оборудования, которое используется в нефтепереработке, – иностранное. Из-за ограничений в поставке запасных частей при эксплуатации оборудования могут возникать сложности с заменой деталей. Эту проблему и решает обратный инжиниринг», – пояснил модератор круглого стола, руководитель по операционной деятельности АО «Инжиниринговый центр «Кронштадт» Александр Третьяков.
В дискуссии приняли участие сотрудники инжиниринговых центров нефтяных компаний. Сегодня перед промышленниками стоит задача в кратчайшие сроки скорректировать нарушенные производственные цепочки.
«В реверс-инжениринге около 40% деталей получаются даже дешевле, чем сейчас по параллельному импорту. У нас есть небольшое универсальное производство, которое можно мгновенно запустить и не тратить дополнительные средства на партнеров. Также у нас есть поставка оригинальных заготовок, которую мы наладили с помощью параллельного импорта в случае, если материала в России нет», – рассказал генеральный директор АО «Инжиниринговый центр «Кронштадт» Олег Егоров.
Генеральный директор ООО «Диджикай» Павел Биленко поделился опытом создания новых заводов. Важной задача – проанализировать номенклатуру запасных частей по ключевым характеристикам.
«При помощи этого анализа мы фактически создали производственную программу нового завода. Мы оценивали степень влияния простоя из-за поломки детали на возможные потери в выпуске конечного продукта, время поставки запасной детали к месту ремонта и ее стоимость в рублях», – поделился Биленко.
Управляющий директор АНО «Агентство по технологическому развитию» Владилен Марценюк рассказал о существующей программе грантовой поддержки реинжиниринга. Благодаря ей можно компенсировать 80% от расходов, понесенных компанией на разработку документации и создание опытного образца.
«Максимальный срок разработки конструкторской документации – 24 месяца. Но чем короче срок, тем больше шансов у компании победить в конкурсном отборе. Вариация расходов средств гранта позволяет тратить до 70% на оплату труда. Но после того, как документация разработана, необходимо обеспечить двукратную выручку по отношению к одному бюджетному рублю», – объяснил Марценюк.