Обзор состояния московского рынка фермерского продовольствия от компании SeasonMarket
Столичный рынок фермерских овощей остаётся стабильным
В России, как и во всём мире, стабильно растёт спрос на качественные и экологически чистые продукты фермерского производства. На сегодняшний день, по данным Euromonitor International, объём отечественного рынка натуральных продуктов достиг $150 млн. Платежеспособный спрос создают крупные мегаполисы, включая Москву, где уровень доходов населения гораздо выше. На наш взгляд, кризис и спад продаж продовольствия в стране пока практически не повлияли на объёмы столичного интернет-рынка натуральной фермерской продукции.
Высоким спросом у москвичей неизменно пользуются яблоки, черника, клюква, свежие томаты, огурцы, молодая капуста, картофель, свёкла, зелень, репчатый лук и др. овощи. Каждый год резко активизируют сезонную торговлю первая клубника и следующая за ней черешня. Но есть у данного рынка характерная особенность – предлагаемые на нём продукты нередко имеют странный вкус и цвет (особенно те, которые изначально выращивали для импорта в Россию). На полках магазинов вполне легально могут оказаться не только резиновые ягоды и пластиковые яблоки, способные храниться в виде бутафории, но и вполне качественные овощи и фрукты, дозревшие на складах. Обычно такие продукты везут в Москву издалека огромными партиями, и по прибытии они не только оказываются непривлекательными на вид, но и элементарно невкусными. Решением данной проблемы становится обеспечение прозрачности прямых плодоовощных поставок и сертификация всех без исключения товарных партий.
Зависимость от импорта падает
С каждым годом уровень потребления россиянами тепличных овощей отечественного производства растёт. В 2014 из реализованных в стране 1,8 млн тонн на импорт приходилось 67%. В августе этого же года в страну запретили ввозить аграрную продукцию из ЕС, Канады, США и Австралии. Из-за этого импорт свежих овощей дополнительно сократился на треть, вызвав рост цен в первую очередь на томаты и огурцы. Освободившуюся нишу постепенно занимают российские производители, которым приходится увеличивать для этого площадь теплиц и уделять большее внимание качеству продукта. И борьба государства с санкционным продовольствием невольно помогает им в этом.
Плодоовощная «натуральность» по-русски
Москвичи только учатся различать понятия «эко», «органик», «натуральный» и «фермерский», однозначно воспринимая данные термины, как признак полезной и действительно качественной продукции в привлекательной упаковке. И потому многие поставщики и ритейлеры продолжают использовать данные понятия некорректно, нередко предлагая потребителю фрукты и овощи с оптовых баз, где никто не отвечает за качество и натуральность.
Обыкновенно продукты с непонятным происхождением продают по демпинговым ценам, в разы меньшим, чем стоимость товаров, прошедших исследования в лаборатории Роспотребнадзора. Избежать покупки низкокачественных товаров можно, однако для этого необходимо точно понять, кто вырастил, к примеру, томаты, а также знать — не применялись ли при этом удобрения или интенсивные технологии.
Продажи весенних овощей
Весной особенно востребованными остаются сезонные овощи, такие как огурцы, помидоры и зелень. И первостепенную важность для москвичей с каждым годом всё больше приобретают экологическая чистота и безопасность данных продуктов.
Требования покупателей учитывают и поставщики. К примеру, востребованы выращенные на Кубани парниковые розовые помидоры «Мелодия». Активно продаются зелень и огурцы различных видов. В приоритете здесь – исключительная натуральность продукта и лабораторное подтверждение качества в Роспотребнадзоре.
«Да, многие наши коллеги, ведущие торговлю off-line, удивляются моим словам о том, что рынок фермерской и экологически чистой продукции не только не продемонстрировал спада, но даже не просел,- считает Сергей Мельник, генеральный директор SeasonMarket,- но это настоящее положение вещей, это так. Причин этому множество – от явной заинтересованности жителей крупных городов до роста отечественного производства».
Наш постоянный представитель еженедельно подбирает партии кубанских продуктов для отправки в оборудованных рефрижераторах. Всего через сутки в Москве принимают заказ и размещают в охлаждаемых цехах хранения. В течение семи дней партии овощей полностью реализуют. А так как высокий уровень качества фермерской продукции официально подтверждён, она долго не залёживается, а заказчикам иногда приходится даже по нескольку дней ждать новой поставки.