Песчаный бизнес и экология

АгроФорум
От АгроФорум июня 8, 2016 16:46

4 марта 2016г. газета «Гражданская трибуна Тюменской области» в статье «Золотой Клондайк Тюмени» справедливо напомнила , что величайшее событие мирового масштаба ХХ века – создание Западно – Сибирского нефтегазового комплекса в условиях Крайнего Севера, где 60% занимают болота , не могло состояться без использования миллиардов кубометров песка для отсыпки дорог, обустройства буровых площадок , цехов первичной подготовки нефти и газа, строительства в безлюдной тайге десятков новых городов. Велико значение песка в дорожном, жилищном, промышленном строительстве во всех регионах России.

До середины прошлого века песок добывали не там, где экологически безопаснее, а где менее затратно. Где – то организовывали карьерные выемки. А где — то песчаные грунты просто сдвигали бульдозерами в насыпи будущих дорог из так называемых «карманов», которые рыли в коридорах, прорубленных в примыкающих сосновых лесах, обрывая поверхностные корни деревьев, нарушая уровень грунтовых вод. На месте таких «карманов» навсегда уничтожались брусника, черника, грибы, лекарственные растения.

Несмотря на разрушение почв, снижение биоразнообразия и продуктивности лесов, незаконная и экологически опасная добыча песка практикуется до сих пор. И это серьезная общероссийская экологическая проблема.

В телевизионной программе «Человек и Закон» 13 мая 2016 г. раскрыта сущность и масштабы «песчаного бизнеса» в Московской области. Поскольку рыночная стоимость 1-го кубометра песка составляет 450 – 500 руб., а себестоимость его добычи, включая рекультивационные работы , не превышает 150 – 160 руб., а у «черных копателей» — она менее 80-ти рублей за кубометр, то «генералы песчаных карьеров» могут оплатить любые взятки и штрафы, безнаказанно уродуя ландшафт и уничтожая естественное плодородие почв.

Чтобы радикально изменить отношение к главнейшему ресурсу страны – к земле, требуется:

— осознать пагубность применяемых методов добычи открытых ископаемых;

— научиться экологически грамотно вести разработку песчаных залежей – не снижая , а повышая «лесоводственное плодородие» используемых участков;

— обеспечить неотвратимость наказания «экологических преступлений. Филиалом Всероссийского НИИ лесоводства «Сибирской лесной опытной станцией» в 127 сухоройных карьерах Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского округов и в Тюменской области детально изучены деградационные процессы, ход естественного и искусственного восстановления лесных сообществ. Установлено, что технология добычи песка повсеместно предполагала, что причиняемый экологический и лесоводственный ущерб можно исправить рекультивацией. Но не все так просто! На обширных песчаных гривах Ямало-Ненецкого округа часто использовали только поверхностные грунты, оставляя десятки гектаров оголенных песчаных залежей глубиной более 1.5 м. На таких безлесных участках начались обширные раздувы песка, которые не удавалось закрепить даже посевом трав, которые из-за сухости и бедности песчаной почвы быстро деградировали.

Необратимые разрушения лесных территорий выявлены при выборке песка до уровня грунтовых вод. В таких карьерах исключается восстановление хвойных пород, они зарастают ивняками, превращаются в болота. Доля заболоченных карьеров в ЯНАО превышает 60%, в лесостепной зоне она составила 40-50%. Такое землепользование экологически неграмотно и ущербно. Несмотря на то, что при оформлении лицензионного участка на добычу песка на лесных землях предусматривается рекультивация с восстановлением коренных хвойных насаждений, заготовители песка копают глубже уровня грунтовых вод, получая «холявную» прибыль, и обрекая на перевод лесных земель в непригодные для лесовыращивания «нелесные» заболоченные земли.

Необходимо четко регламентировать процедуру выделения участков, определить уровень ответственности за нарушение экологических и лесовод- ственных требований, как заготовительными организациями, так и контроли- рующими органами.

Разработке песчаных залежей должны предшествовать детальные изыскательские работы на всех территориях, предполагаемых к эксплуатации в ближайшие 5 лет. Проекты заготовки грунтов, технического и биологического этапов рекультивационных работ следует обязательно согласовывать с Департаментами лесных комплексов и Общественными палатами субъектов РФ.

К проектам следует прилагать фотографии исходных лесных участков, материалы изыскательских шурфов, показывающие толщу песчаных залежей и уровень грунтовых вод в поздневесенний (май-июнь) и меженный (июль-август) периоды. Следует запретить разработку маломощных залежей с толщей песчаного слоя менее 1 м.

Первоочередными объектами сухоройной заготовки песков должны быть приречные гривы с толщей песка более 2 м, занятые низкотоварными лишайниковыми сосняками. Удаление в них малоплодородных песчаных наносов можно рассматривать как мелиорацию древних почв, погребенных отложениями последнего обледенения, а также песком, принесенным реками.

Разработка песчаных залежей должна начинаться после окончания изыскательских работ на всю территорию ,предполагаемую к эксплуатации в ближайшие 10 лет. При составлении проектов освоения песчаных залежей необходимо однозначно определить цели и детальные экологические требования для карьерных выемок. Они должны использоваться в первую очередь с целью выращивания нетребовательных к плодородию почвы насаждений сосны обыкновенной. Допустимо использование их под сельскохозяйственное, рыбоводческое, рекреационное и природоохранное пользование.

Главным экологическим требованием является глубина выборки песчаной залежи. При лесохозяйственном и сельскохозяйственном использовании карьеров

оставляемая над уровнем грунтовых вод толщина слоя песка должна составлять от 0.5 до 1.5 м, а толща суглинков – не менее 1.0 м.

При водохозяйственном направлении выборка грунтов производится ниже уровня грунтовых вод на глубину не менее 2.0 м. Такие водоемы не промерзают до дна и могут использоваться как в рекреационных целях, так и для рыбоводства.

Почвенно-растительный слой и покровные суглинки необходимо складировать в бурты для покрытия неплодородных песчаных грунтов днищ и откосов выемок. Неликвидные остатки древесины с береговой зоны должны быть перемещены в выемку для сжигания или укрепления откосов от размыва. Во всех случаях порубочные остатки не должны увеличивать пожарную опасность и создавать препятствия для рекультивации и лесовосстановления.

Возврат карьерных выемок в лесной фонд должен производиться только после перевода в лесопокрытые площади, сформировав в них «ценные лесные насаждения».

Можно ли совместить открытую заготовку строительных грунтов с сохранением плодородия почв и без разрушения ценных ландшафтов? Вполне!!! Тюменские ученые доказали, что песчаные отложения являются результатом послеледниковой трансформации рельефа. Научно обоснованная разработка их не ухудшит, а улучшит экологическую обстановку, откроет возможности для творческого улучшения ландшафтов. Отказ от гигантомании, умелое сочетание карьеров для лесовыращивания и водной рекреации позволят сохранить и увеличить биоразнообразие Российских лесов.

Заготовка песка – сверхдоходный бизнес, но заниматься им должны финансово устойчивые предприятия, не требующие бюджетных дотаций и не оставляющие после себя опустыненные территории с уничтоженным почвенным покровом и нарушенным гидрологическим режимом грунтов.

Чтобы карьеры не превращались в мусорные свалки, а подобно косметическим операциям разнообразили и украсили природу, расширяя возможности ландшафтного дизайна, необходимо, чтобы эта сфера бизнеса была под контролем Правительств субъектов РФ, Департаментов лесных комплексов и недропользования, стала объектом всенародного внимания, главнейшей задачей сохранения природных ландшафтов и почв — основы хозяйственной деятельности будущих поколений. Для этого не требуются дополнительные капиталовложения. Необходимы управленческая воля и хозяйский подход.

Б.Е. Чижов – доктор с-х. наук, Заслуженный лесовод РФ,

гл. н. сотр. отдела экологии ФБУ ВНИИЛМ.

АгроФорум
От АгроФорум июня 8, 2016 16:46

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#