Программа повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения как флагманский проект Академии Ворлдскиллс Россия
В Уфе в рамках деловой программы финала IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) прошла сессия «О программах повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения», в рамках которой ее участники – представители Академии Ворлдскиллс Россия и Министерства просвещения РФ, специалисты из регионов, эксперты WorldSkills Russia — обсудили приоритетные задачи программ повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций СПО.
Модератор сессии, заместитель директора Академии Ворлдскиллс Россия по практической подготовке Ирина Гранкина, отметила, что программы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения – флагманский проект Академии Ворлдскиллс Россия: «Мы начали им заниматься еще в 2016 году. Модель, которую мы разработали и начали практиковать, реализуется до сих пор. Она базируется на том, что учиться нужно у лучших. Проект является флагманским, так как от него зависит кадровое обеспечение реализации практической подготовки по стандартам Ворлдскиллс как в среднем профессиональном образовании, так и в коротких программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования».
Сегодня наша страна стремится к тому, чтобы синхронизировать потребности экономики с возможностями образования, и ключевую роль играют здесь преподаватели, подчеркнула заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Татевик Карабекян. «Навыки, которыми они владеют, передают студентам. И ребята смогут пойти на производство и соответствовать потребностям рынка труда. Для нас, как Министерства просвещения, очень важным является задача повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения по стандартам Ворлдскиллс. Программы реализуются в рамках федерального проекта “Молодые профессионалы” нацпроекта “Образование”, – сказала представитель ведомства. – Ключевым является то, что педагоги должны быть всегда в тренде требований рынка труда. Поэтому важна методическая база. И благодаря экспертному сообществу, которое расширяется за счет программ повышения квалификации, растет уровень и качество преподавания».
Что касается категорий участников проекта, то акцент делается на действующих преподавателях, но важно выращивать и новые кадры. Мастерами производственного обучения и преподавателями могут становиться выпускники и победители чемпионатов WorldSkills, а также сотрудники предприятий – социальных партнеров колледжей и техникумов, считает Татевик Карабекян.
«По данным Академии Ворлдскиллс Россия, только у 39 процентов мастерских, оснащенных в рамках нацпроекта “Образование”, есть педагоги, обученные по соответствующим компетенциям, — это очень низкий показатель. Если мы хотим повышать качество образования и развивать экономику, этому показателю необходимо уделять большее внимание», – уверена Карабекян. С этого года в систему записи преподавателей на обучение были внесены изменения, Министерство просвещения распределило квоты регионам, в том числе в зависимости от наличия в них оборудованных мастерских и обученных преподавателей. Представитель ведомства также отметила, что ряд регионов не выполняет квоты, и это тревожный результат: «Если сегодня вы не обучаете педагогов, то завтра вы не получите результатов в экономике. Система среднего профессионального образования всегда была опорой экономики».
Колледжам необходимо повышать квалификацию максимально возможного числа преподавателей, так как чем больше их в образовательной организации, тем более высокие результаты показывают студенты на демонстрационных экзаменах и тем лучше становятся показатели по трудоустройству. В то же время Ирина Гранкина предостерегла регионы от направления на обучение преподавателей только ради достижения цели массового обучения: «Мы столкнулись с кейсами, когда в борьбе за выполнение численной квоты регионы начали отправлять на учебу методистов, библиотекарей. Должен присутствовать здравый смысл: если планируем обучение, то это должно быть в рамках задач региона».
«Сегодня преподаватель – проводник всех других проектов, которые реализуются в стране при поддержке Правительства России. Это и программа “Содействие занятости” (в рамках нацпроекта “Демография”), и уже реализованная специальная программа обучения лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции, и внедрение программ профессионального обучения, соответствующих стандартам Ворлдскиллс в рамках нацпроекта “Образование”. Если у вас есть мастерская и преподаватель, вы можете реализовывать основные и дополнительные профессиональные программы. А колледж сегодня – место силы: сюда должны приходить на обучение и безработные граждане, и сотрудники предприятий, и школьники в целях профориентации, и преподаватели из других колледжей и вузов для повышения квалификации. Это инструмент, которым вы можете охватить рынок в сфере образовательных услуг», – подчеркнула Татевик Карабекян.
О том, как организована работа проекта, рассказала начальник отдела сетевых программ Академии Ворлдскиллс Россия Анастасия Кучугурина. По ее словам, количество компетенций и площадок растет каждый год: в этом году в проекте участвует 220 площадок, которые реализуют программы по 144 компетенциям. «На сегодня повышение квалификации прошли 2168 слушателей, сертифицированы 472 слушателя в качестве экспертов-мастеров. В этом году показатели по обучению следующие: 5 тысяч слушателей программ и 2 тысячи из них сертифицированы в качестве экспертов-мастеров», – такие данные привела Кучугурина. Запись на обучение осуществляется напрямую преподавателями и мастерами на платформе Академии Ворлдскиллс Россия. Ирина Гранкина, в свою очередь, напомнила, что Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) ежегодно проводит отбор лучших площадок для проведения программ.
В программе повышения квалификации активную роль играют международные эксперты и менеджеры компетенций Ворлдскиллс: они занимаются развитием компетенции в стране и мире и знают всё об изменениях в ней. «Программы повышения квалификации являются инструментом, позволяющим формировать у преподавателей и мастеров навыки, которых им не хватает, и передавать методики преподавания, – рассказала менеджер компетенции «Технологии моды», международный эксперт WorldSkills Russia Светлана Першина. – На программы приезжают опытные мастера и педагоги, однако каждый из них находит новое для себя во время 9 дней погружения в интенсивную работу, когда идет полная прокачка всех навыков».
Международный эксперт WorldSkills Russia по компетенции «Электромонтаж» Максим Певин рассказал о том, как организована непосредственная передача опыта подготовки мирового уровня слушателям программ повышения квалификации, в частности от участников и призеров национальных и мировых чемпионатов, что воспринимается слушателями с большим интересом. «Если у вас есть подготовленный чемпион, мы рекомендуем включить в программу повышения квалификации его мастер-класс для преподавателей и мастеров, которые к вам приехали. Покажите хай-класс выполнения работ по компетенции – эталон, к которому надо стремиться», – добавила Ирина Гранкина.
Вопросы эффективного системного подхода к повышению квалификации педагогических кадров в регионе поднял в своем выступлении заместитель начальника Департамента профессионального образования Томской области Василий Щербаков. В регионе создано 37 мастерских за счет федерального бюджета и 44 мастерских за счет областного бюджета, реализуются основные и дополнительные профессиональные программы с учетом компетенций Ворлдскиллс. Задача к 2024 году – провести повышение квалификации не менее 600 преподавателей по программам на основе опыта Академии Ворлдскиллс Россия. Ежегодно регионы формируют заявку на повышение квалификации преподавателей и мастеров по компетенциям Ворлдскиллс исходя из потребностей региона. «Образовательные учреждения Томской области знают, что они также ответственны за выполнение нацпроекта “Образование”. Подал заявку – выполни», – заметил Василий Щербаков. За три года квалификацию повысили 473 человека. С 2017 по 2021 год в целом обучено 586 человек – это больше 70% от общего количества преподавателей и мастеров производственного обучения региона.
Академия Ворлдскиллс Россия большое внимание уделяет методическому обеспечению реализуемых программ. Об этом рассказал участникам сессии начальник отдела методических разработок Академии Егор Махлягин. Все программы повышения квалификации преподавателей и мастеров по компетенциям формируются на основе разработанного Академией макета программ, в котором учтены все задачи повышения квалификации. В качестве методических материалов слушателям выдаются рабочие тетради, содержащие информацию по всем модулям программы, которую преподаватели и мастера смогут использовать после завершения обучения. «Важный тренд: в практику внедрены интерактивные методические материалы – стажировочные площадки предоставляют слушателям ссылки на видеоуроки, мастер-классы, примеры тренировочных упражнений. Это удобно для слушателей, они могут использовать их в своей профессиональной деятельности», — отметил Егор Махлягин.
Идею рабочей тетради как методического материала для программы повышения квалификации мастеров производственного обучения в первые годы реализации программы предложили преподаватели Академии GNFA. «Мы участвуем в программе с момента ее старта и выпустили самую первую группу. Рабочая тетрадь была из 100 страниц, теперь она состоит из уже более чем 2 тысяч страниц, – сообщил генеральный директор Академии GNFA Сергей Клочков. – Все модули конкурсного задания демонстрационного экзамена включены в учебное пособие. При составлении рабочей тетради мы учли международный опыт и опыт чемпионатов WorldSkills. Это первый масштабный проект подготовки методической концепции для преподавателей. Благодаря идее Академии Ворлдскиллс Россия удалось собрать все материалы и подготовить учебные пособия по нескольким компетенциям. Это изменило российское техническое образование в лучшую сторону».
В завершение мероприятия модератор Ирина Гранкина еще раз напомнила, что на программы повышения квалификации на самых эффективных в части подготовки по Ворлдскиллс площадках в стране преподаватели и мастера производственного обучения могут записаться самостоятельно на платформе Академии Ворлдскиллс Россия.