Сергей Морев убежден: «Невосполнимой потерей для предпринимателя является не потеря денег или имущества, а потеря репутации»
С депутатом Тюменской областной Думы Моревым Сергеем Николаевичем мы разговаривали о профессиональных стандартов в бизнесе и ранней профориентации, в предыдущем номере журнала. Читайте продолжение этой увлекательной беседы.
– Значение элементов подготовки для работы в компаниях: студент приходит на практику на предприятие и работает в разные годы обучения во время производственной практики помощником руководителей младшего звена в младших курсах, среднего звена на старших курсах. Приветствуется ли написание курсовых и дипломных работ, которые касались бы конкретного производства? Какой блок важнее на предприятиях производственной сферы: финансово-экономический или производственно-технологический?
– Это идеальный вариант, когда студент имеет возможность заранее выбрать место работы, ознакомиться с условиями, познакомиться с коллективом, поработать, применить элементы полученных знаний на практике. И после этого он может осознанно выбрать специализацию и получит возможность в нее углубиться. Для этого достаточно два-три года. Конечно, это идеальный вариант.
В «советской высшей образовательной школе», будущие руководители проходили образовательную и трудовую школу. Многие министры проходили путь от слесаря, либо токаря, либо с низовых должностей до руководителя предприятия в несколько десятков тысяч человек. Мне кажется, что это была идеальная модель для того времени. Но, сейчас надо понимать, что мобильность молодых людей намного выше, чем, допустим, 20-30 лет назад.
Что касается того «Что важнее финансово-экономический или производственно-технологический процесс?» – вопрос не праздный. Руководитель должен разбираться как в технологии того, чем он руководит, так и финансах, потому что одно от другого очень сложно отделить. У нас есть уже множество примеров, когда молодые менеджеры или юристы «заскакивали» без какой-либо первоначальной подготовки в руководство большими предприятиями, рассматривая все только с точки зрения финансовых показателей. Причем, краткосрочных, не учитывая долгосрочные тренды, такой, например, как социальный фактор. Таким «горе руководителям» было малоинтересно, что предприятие имеет десятки лет наработанного опыта. Соответственно принимались тактические решения из сиеминутной выгоды, когда временные изменения в экономике полностью меняли направление и профиль предприятия, а по факту уничтожалось эффективное производство.
Поэтому, конечно, я выступаю за то, чтобы человек, который приходит на руководящие посты, в полной мере был знаком и с производственными процессами, и с управлениями финансов.
– Способно ли наше образование меняться в ногу со временем? Что необходимо делать, чтобы выпускник мог оправдать вложенные в образование денежные средства для стимулирования и поддержки интереса к выбранной профессии?
– Я питаю надежду, что наше образование способно изменяться со временем. Но пока происходит это крайне медленно, к сожалению. Оно не решает основной момент в плане обретения человеком финансовой самостоятельности, способности вести собственный бизнес, из которого, собственно говоря, вся в дальнейшем финансовая самостоятельность вытекает. И самое главное, на котором держится вся экономика страны, если это страна хочет иметь диверсифицированную экономику.
Поэтому, ещё раз хочу обратить внимание на тот факт, что у нас доля занятых в малом и среднем бизнесе минимум в 3-4 раза меньше, чем доля людей, которые работают в малом и среднем бизнесе в странах Западной Европы и США. Для этого достаточно сравнить статистические данные. В США этот показатель составляет 55-60%
работоспособного населения страны, а у нас в России 18-20%. Что в этой ситуации тревожит? Тревожит, что эта доля у нас стремительно сокращается. В связи с массой причин: и недостаточный покупательский спрос, и высокие административные барьеры, и много другое. Это первое.
Второе – мы понимаем, что даже в США зачастую выпускники ВУЗов начинают свою трудовую деятельность уже с долговой ямы. Когда молодой человек закончил колледж, либо среднюю школу, то для поступления в ВУЗ он берёт долгосрочный кредит на образование и сразу попадает в долги. И, зачастую, эти вложения в образование, к сожалению, «не отбиваются». При всем том, это правильное направление и учиться надо. Время быстро меняется: три-четыре года и у тебя новый цикл начинается.
К сожалению, вся ответственность за качество образования в России ложится на региональные власти, при том, что организация функционирования системы образования – это федеральная забота и напрямую не подчиняется местным профильным департаментам. Поэтому проблема здесь больше общероссийская, чем тюменская. Федеральная система образования, как высшего, так и среднего звена не успевает за требованиями времени и потребностью в кадрах для конкретных работодателей.
Специальное образование детей в школах бизнеса развито более-менее неплохо на данный момент относительно всей России только в Москве и Санкт-Петербурге. Для небольших городов или, например, региональных центров, куда не так просто добраться известным «лекторам» и «бизнес-тренерам», развитие этого направления обучения проблематично. Хотя, конечно, MBA и Executive MBA, для тех, кто имеет уже базовую подготовку – это хорошие вещи для того, чтобы с новым взглядом, с новым пониманием дальше строить свою карьеру.
– Как быстро меняются технологии и профессии с ними связанные? Успевает ли наука адаптировать образовательный процесс к современным требованиям? Насколько необходимо регулярное совершенствование профессиональных стандартов по конкретным профессиям?
– Постараюсь объяснить на собственном примере. У меня первое профильное образование после школы – это Строительный институт. Начинал я обучение по специальности «проектировании гражданского строительства», окончил – «на автодорогах», чему очень рад. Классная профессия. Специализация в строительстве многое дала в понимании того, как этот процесс вообще выстраивается.
Сразу после школы мы начали работать. С друзьями организовали небольшую строительную фирму по кровельным работам, по отделке. Достаточно быстро освоили специальные знания: как построить крышу, чтобы она не протекла, как правильно класть кирпичи, делать перекрытие или примыкания.
Но со временем приходит понимание, что в технологии строительства ты понимаешь, что делаешь и знаешь, как правильно делать, но абсолютно не умеешь управлять деньгами, не знаешь бухгалтерии. В том числе, как и по каким расценкам выплачивать заработную плату, избегать кассовых разрывов. На первом этапе работы нашего «дружного коллектива» это была проблема. Поэтому я, буквально через два года после окончания Строительного института, поступил учиться на второе высшее образование в Тюменский университет. И дополнительное профессиональное обучение прошел по специальность «Финансы. Кредит. Денежное обращение».
Конечно, новые знания в сфере финансов немного глаза открыли. Но так как зачастую это было несколько формальное обучение, в том числе и лекции читали по учебникам, то и знания были такими же – академическими. Через 5-7 лет начал снова чувствовать нехватку знаний.
У меня уже был достаточно крупный бизнес в сфере ритейла. В коллективе работало больше 300 человек. Поэтому я поступил в Академию народного хозяйства и государственной службы на курсы MBA, где проучился два с половиной года. Опытные преподаватели, специализированные предметы позволили структурировать знания, научили смотреть на определенные отрасли народного хозяйства с полным пониманием, что касается маркетинга и финансов и многого другого.
И сейчас продолжаю обучение, так как понимаю, что процесс должен идти постоянно. Учусь в Сколково на Executive MBA. Одновременно мы выступаем партнерами Школы бизнеса «Синергия» по Тюменскому региону, к чему я очень рад быть причастным.
Эта Школа зарекомендовала себя как надежный партнер, имеет 30-летний опыт обучения. Наличие всех соответствующих российских и международных аккредитаций, очень квалифицированные преподаватели-практики, которые имеют собственный бизнес – важный фактор актуальности, востребованности и доступности передаваемых знаний. Этот фактор упрощает коммуникацию со слушателями курсов и приводят к пониманию того, как вести бизнес в российских реалиях.
Знания в бизнесе – это тот ресурс, который не позволяет отстать от требований времени, расширяет кругозор и является стимулом к новому поиску и выстраиванию своего дела на основе современных технологий.
Вопросы подготовил Владимир Сипетин
(обработка материала)
Вопросы задала Дарья Петрова