Сергей Морев убежден: «Знания в бизнесе – это тот ресурс, который не позволяет отстать от требований времени»

АгроФорум
От АгроФорум октября 30, 2019 10:31

Сергей Морев убежден: «Знания в бизнесе – это тот ресурс, который не позволяет отстать от требований времени»

С депутатом Тюменской областной Думы Моревым Сергеем Николаевичем договорились обсудить тему профессиональных стандартов в бизнесе и ранней профориентации, проводимой в регионе.

– Предпринимательство с человеческим лицом – это миф или реальность современного бизнеса? – интересуемся у Сергея Николаевича в начале беседы.

– Научить «экономическим понятиям» и «терминам» в современных вузах не сложно, теоретически закрепить на практике полученные знания тоже можно, а думать, как предприниматель, т.е. жить в бизнесе, помнить обязательства перед потребителями и партнерами, сделать вовремя то, что обещал – непросто. На мой взгляд, невосполнимой потерей для предпринимателя является не потеря денег или имущества, а потеря репутации.

– Сергей Николаевич, потребность бизнеса в кадрах возникает в периоды, когда заметно развитие экономики в стране. Можете ли вы, как человек, давно занимающийся бизнесом, оценить нынешнее состояние экономики страны через призму потребности в кадрах для малого и среднего бизнеса?

– Несомненно, такая связь существует. Как прямая, так и обратная. У нас самым ярким показателем состояния экономики в стране является то, что за последнее 4,5- 5 лет реальные доходы населения падают. Это первое.

Во-вторых, последние опросы РБК показали, что количество людей, занятых в малом и среднем бизнесе в 2018 году уменьшилось на 250 тысяч человек. Ситуация отражена и в статистических данных. Соответственно, это же касается и кадров.

Кроме того, необходимо учитывать, что технический прогресс и научное развитие делают неизбежным отмирание одних профессий и выдвижение в первый ряд других. Потребность в высококвалифицированных кадрах существовала всегда, но решалась она по-разному. И порой достаточно успешно в советское время. Нынешняя ситуация потребности в кадрах жёстко привязана к современным требованиям «цифровизации экономики», которая всё больше и больше связана с тем же интернетом. И вообще многое, что раньше делали вручную, делают машины.

– Насколько образовательные стандарты, по которым готовят специалистов в вузах, колледжах соответствуют задачам, стоящим перед бизнесом? Носит ли получаемое образование и уровень компетенций базовую основу тех знаний, которые необходимы на производстве? Присутствует ли необходимая доля инновационности при подготовке таких кадров?

– Действующие образовательные стандарты ни в школе, ни в ВУЗе не учат людей заниматься бизнесом. Всё образование в школе и ВУЗе нацелено на то, чтобы подготовить человека к наемному труду. И компетенции даются соответственные. Но традиционные методы профориентации не всегда подходят под реалии сегодняшнего дня.

На мой взгляд, именно поэтому для многих предпринимательство остается мечтой. Но, как следует, например, из исследования VK Business и сервиса Research.mail.ru на основе онлайн-опроса 2,5 тыс. пользователей соцсети «ВКонтакте», большинство опрошенных (62%) хотели бы открыть свое дело. И наряду с главным плюсом работы на себя люди – «возможности заниматься любимым делом», в бизнесе их привлекает более высокий по сравнению с наемным трудом доход и лучшие возможности для самореализации, личностного и профессионального роста.

Ну а, несмотря на то, что главной преградой на пути к «своему делу» большинство опрошенных назвали «отсутствие стартового капитала» (66% респондентов), каждый третий отметил, что ему не хватает специальных знаний и компетенций. Еще 9% признались, что не готовы открыть собственный бизнес, потому что не хотят брать на себя риски.

Поэтому нужны новые, современные подходы. Само время требует таких навыков и знаний: как начать бизнес, основы ведения переговоров, особенности маркетинга,

финансирования проектов, привлечения финансов, подбор команды, руководство командой единомышленников, выявление лидеров. То, без чего ни один бизнес не состоится.

Считаю, что сегодня уже в школе, а там более в ВУЗах жизненно необходимо включение в образовательные стандарты «азов инвестирования», базового понимания «откуда берутся деньги» и планирования «денежных трат», «структурирования семейных финансов», собственного бюджета, наконец, позволяют быть финансово свободным и не впадать в долги и сделать оптимальной стратегию своей личной жизни, жизни семьи, не говоря уже о бизнесе.

У нас же ни в школе, ни в ВУЗе не культивируется такое отношение к финансам. Поэтому общество, как говорят специалисты, «закредитовано». «Бизнес-предметы» в современной школе должны преподаваться наравне с математикой, сопроматом, физикой, химией и так далее. Отрыв современных образовательных программ от реальной жизни, отсутствие в них основ воспитания «инициативности» не позволяет взрослеющему ребенку своевременно получать информацию об основах бизнеса. Даже в старших классах общеобразовательных школ мало предметов, которые реально могут пригодиться им в жизни.

В школах и, возможно, даже в детских садах необходимо проводить тестирование по выявлению зачатков и потенциала бизнес-мышления у детей. Форма игры для самых маленьких граждан России – естественная возможность познания мира и получения новых знаний. И можно в этой ситуации выявить тех, кто, повзрослев, поймет свою потребность в бизнесе и начнет в этом направлении развиваться.

– Руководитель в бизнесе – это кто? Какими базовыми качествами должен обладать руководитель фирмы? Есть ли в настоящее время необходимость создания условий карьерного и профессионального роста специалиста в малом бизнесе или малый бизнес особо не вкладывается в систему подготовки кадров потому, что не хотят готовить себе конкурентов?

– Есть такое высказывание китайского стратега и мыслителя Сунь-цзы: «Стратегия без тактики – это самый медленный путь к победе, а тактика без стратегии – это просто суета перед поражением». И, несмотря на то, что ему уже больше двух тысячелетий, я полностью с этим согласен. Именно руководитель должен непосредственно заниматься стратегией. Это, во-первых.

И второй момент – я согласен с некоторыми нашими крупными бизнесменами, последователями западной школы менеджмента в том, что задачи руководителя – это подбирать правильные кадры и не мешать им. Если уж ты взял человека в соответствующую позицию – пусть поработает, покажет свои компетенции и профессиональное рвение. Мне кажется, что в современной экономике отношение между руководством и подчиненными, присущее советскому периоду: «Я – начальник, ты – «дурак» – постепенно уходит.

Сейчас в фирмах нет необходимости доказывать, что ты – руководитель, а значит «самый умный» и «самый главный». Прошли времена, когда руководитель в фирме даёт всем указания, эти указания исполняются, контролируются по мере выполнения, и даются новые указания. Это уже не работает в нынешней ситуации. Роль руководителя со своими специальными знаниями или роль программиста в фирме должны быть направлены на общую цель – развитие бизнеса. Поэтому тут надо доверять тем людям, которые обладают нужными знаниями, навыками, создавать команду, ставить общие цели и задачи, мотивировать их на конечный результат. Вот в этом стремление к коллективному успеху фирмы, в достижении качественных результатов и есть стимул и карьеры, и профессионального роста.

А что касается отсутствие массового желания малого бизнеса финансировать подготовку кадров в ВУЗах, или колледжах, то, на мой взгляд, это не совсем их задача. Но зайдите в любое успешное предприятие малого бизнеса, будь то парикмахерская, мастерская по ремонту бытовой или цифровой техники и оборудования, или кафе, и вы увидите на самом видном месте различные дипломы и сертификаты, полученные этим

предприятием и его специалистами на различных конкурсах или специализированных мастер-классах, участие в которых требует и время, и финансовых затрат.

АгроФорум
От АгроФорум октября 30, 2019 10:31

Рекламодателям

#

Свежий Выпуск

Архив за месяц

Детский конкурс

#